Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (История возникновения классного руководителя).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения классного руководителя
1.1 Понятие классного руководителя в педагогической теории.
1.2 Функции и деятельность классного руководителя
2. Значимость учителя в работе с родителями
2.1 Связь классного руководителя с семьей
2.2 Формы и методы работы с родителями.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Главным структурным элементом в школе является класс. непосредственно здесь организуется познавательная работа, формируются общественные взаимоотношения среди обучающимися. В классах осуществляется внимание о социальном благосостоянии учеников, решаются проблемы досуга учащихся, первичного взаимодействия коллективов, проявляется соответствующая эмоциональная обстановка.
Координатором работы учеников в классе, организатором воспитательных воздействий остается учитель. Непосредственно он напрямую выполняет взаимодейственную работу как с учениками, так и с родителями, непосредственно стремится оказать помощь детям в разрешении их трудностей в школьном социуме, занимательно и с пользой организовывать их школьную жизнь.
Немаловажной ролью классного руководителя является воспитание у школьников сознательного отношения к учению и способности проявлять самостоятельность в учёбе. Учитель располагает большими возможностями для развития художественного вкуса и эстетических интересов у учеников в классе. Педагогический долг учителя – проявлять заботу об укреплении и сохранении здоровья учеников. Большая роль классного руководителя заключается в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учеников, достигать целостности в воспитательной работе семьи и школы.
Таким образом, можно сказать, что классный руководитель выступает и как координатор воспитательной деятельности, и как гуру учащихся.
Классный руководитель – педагог - профессионал, духовный посредник между ребенком и обществом в освоении культуры, скопленной человеком, организующий систему взаимоотношений через всевозможные виды воспитывающей деятельности коллектива; который создает условия для индивидуального самовыражения любого ребенка и развития каждой личности, сохранения индивидуальности и раскрытия его возможных способностей, защиты интересов детства.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что проблема взаимодействия семьи и школы всегда была и остается в центре всеобщего внимания.
Цель работы – изучить деятельность классного руководителя.
Объектом является процесс работы классного руководителя.
Предмет – деятельность классного руководителя с родителями.
Задачи:
1. Дать определение основным формам и функциям работы учителя с родителями.
2. Выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями, дать анализ работы классного руководителя.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявить уровень довольства родителей.
4. Дать формулировку пути совершенствования работы учителя с родителями.
Методы работы – теоретический анализ, анкетирование.
Важная роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиться единства в воспитательной деятельности семьи и школы.
Значимой частью в построении воспитательного процесса является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
регулирование физического и эмоционального развития;
влияние на умственное развитие;
ознакомление ребенка с социальными нормами;
формирование ценностных ориентаций;
социальная поддержка.
Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:
-изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
-педагогические наблюдения;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1. История возникновения классного руководителя
1.1 Понятие классного руководителя в педагогической теории.
Классный руководитель – учитель, учительница — в наше время одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений (шире — учащихся). Учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Институт классного руководства сложился в давние времена, буквально вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. педагогов называли классными дамами, классными наставниками. Их права и обязанности складывались Уставом учебного заведения - основополагающими документами в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг возможностей педагогов детского учреждения. [3, с. 340]
Педагоги - наставники подбирались весьма основательно. Классный наставник, воспитатель должен обдумывать все жизненные события группы, следить за сложившимися взаимоотношениями в коллективе, формировать благорасположенные отношения между детьми. Педагог обязан быть примером во всем. Классным руководителем назначается один учитель, на которого возлагается ответственность за воспитательную работу в данном ему классе.
Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50 —80-е гг. XX в. Именно в этот период такие блестящие ученые, как О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, И.С.Марьенко, А. И. Дулов и другие, апробировали и разработали целостную теорию классного руководства. Идеи педагогов остаются востребованными и в наше время; они совершенствуются, развиваются, корректируются с позиций нынешнего дня.[4, с. 28]
В нынешнее время институт классного руководства значительно поменялся, так как имеется ряд типов классного руководства: а) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; б) учитель-предметник, в то же время выполняющий функции классного руководителя; в) классный руководитель, которому поручено наблюдение за работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя организаторские функции педагога.
Основными функциями классного руководителя являются:
- воспитательная; организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся); координирующая (установление положительного взаимодействия между участниками воспитательного процесса – родителями, учащимися, педагогами, общественностью); управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).
Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических политических, социальных, психолого-педагогических, правовых, медико-экологических и экономических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальные услуги и социальную поддержку.
Осуществляя эту функцию, он должен, решая острые проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, оберегать ребенка от всевозможных трудностей и проблем.
Объектом социальных гарантий и социальной защиты являются все дети независимо от их происхождения, условий жизнедеятельности и благополучия родителей. Однако особенно важно выполнение данной функции по отношению к детям, оказавшимся в трудном положении: детям-инвалидам, детям из многодетных семей, беженцам, сиротам и т. п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.
В данное время возобновились типы таких образовательных учреждений, как лицеи, гимназии. Изменилась деятельность классической СОШ. Соответственно, изменился институт классного руководства.
Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
- учитель-предметник, вместе с тем выполняющий функции классного руководителя;
- классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть, имеющий наименьшую учебную нагрузку;
- классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);
- в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника, а также тьютора (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.
Следовательно, наблюдается, что институт классного руководства сложился давно, и в разные эпохи должность классного руководителя называлась по-разному. Но полномочия, оставались одни и те же – классный руководитель обязан вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми, должен быть примером во всем, создавать благоприятную почву для полноценного развития личности школьников, что и сейчас, несомненно, является главными обязанностями классного руководителя.
1.2 Функции и деятельность классного руководителя
Деятельность классного руководителя – это основной механизм реализации индивидуального подхода к учащимся. Данная деятельность обусловлена современными задачами, которые педагог ставит перед собой. Классный руководитель осуществляет деятельность следующего содержания: общественное развитие ребенка, сохранение его индивидуальности и раскрытие его потенциальных способностей.[5, с. 78]
Функции классного руководителя заключаются в создании условий для комфортной и успешной жизнедеятельности учащихся, в содействии их развитию, в становлении их духовности и помощи в постижении жизненного смысла. Основываясь на этом, классный руководитель выполняет ряд функций, в частности: аналитическую, организационно-координирующую, прогностическую и коммуникативную. [16]
Функции классного руководителя:
Организационно-координирующие:
- проведение бесед с родителями, консультаций (прочими законными представителями) обучающихся;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (через психолога, лично, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- обеспечение связи семьи с общеобразовательным учреждением;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, наилучшего для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- взаимодействие с каждым коллективом и обучающимся, класса в целом;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, других и тематических мероприятий;
- ведение документации (личные дела обучающихся, классный журнал, план работы классного руководителя).
- Коммуникативные:
- установление взаимодействия между обучающимися педагогическими и работниками;
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату и коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
- Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
- определение состояния развития и перспектив коллектива класса.
- Контрольные:
- контроль за успеваемостью обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.