Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (История возникновения классного руководителя).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения классного руководителя
1.1 Понятие классного руководителя в педагогической теории.
1.2 Функции и деятельность классного руководителя
2. Значимость учителя в работе с родителями
2.1 Связь классного руководителя с семьей
2.2 Формы и методы работы с родителями.
Общешкольные родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.
Родительские дни.
«День открытых дверей» предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.
Концерты.
Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня. (Приложение 4)
Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности.
Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
3. Педагогический анализ коллективно-творческой работы
Коллективно-творческая работа по теме «Без друзей меня чуть-чуть»
Коллективно - творческая работа представляет родительское собрание в обычной форме включая в себя диагностические методики (анкетирование на подготовительном этапе), упражнения для развития определенных способностей и качеств, как у учеников, так и у родителей.
В коллективной работе принимали участие ученики 2-го класса в количестве 30 человек, родители в количестве 39 человек, классный руководитель.
Тема: «БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ А С ДРУЗЬЯМИ МНОГО...»
Цели: - обнаружить представления родителей и детей о том, что такое дружба и каким надлежит быть другу;
- содействовать сплочению классного коллектива учащихся и родителей, коллектива семей;
- способствовать созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в процессе совместного отдыха и деятельности.
Участники: классный руководитель, учащиеся, родители учащихся.
Подготовительная работа:
1.Проведение анкетирования учащихся по вопросам:
1) Есть ли у тебя верный друг? Если да, то почему ты считаешь его своим верным другом?
2) Какие качества, черты характера ты больше всего ценишь в нем?
З) Готов ли твой друг пожертвовать своими интересами, если этого требует твое благополучие, твои дела?
4) Чего не смог бы простить другу?
5) Какие поступки ты мог бы простить своему другу?
6) Всегда ли ты говоришь чистую правду?
7) Можешь ли ты при всех выступить против друга, если тот не прав? Всегда ли ты принципиален в дружбе?
8) Помогает ли тебе дружба в учебе? жизни?
9) На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?
10) Может ли дружба избавить его от недостатков, сделать человека лучше?
2. Анкетирование родителей (проводиться на предыдущем собрании, либо родители заполняют анкеты дома и в конвертах передают учителю).
1) Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причинами этого? Кто виноват в том, что друзей у ребенка нет?
2) Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
З) Как вы принимаете друзей вашего ребенка:
а) всегда благожелательно;
б) в зависимости от моего настроения;
в) сухо, с недовольным видом?
4) Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5) Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:
а) только отличника;
б) спокойного, хорошего ученика, уступающего во всем вашему ребенку;
в) вам все равно, какая у него, семья как он учится; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6) Знаете ли вы близкое окружение друга вашего ребенка?
7) Дружите ли вы семьями?
8) Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обещания по отношению к другу?
9) Как вы считаете, ваш ребенок верный друг? Почему?
10) Как вы поступите, если между детьми возникнет недопонимание?
З. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся и их родителей.
4. Подбор заданий для коллективно-творческой работы «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много...».
5. Репетиционные занятия с детьми по подготовке не большого концерта для родителей.
Оформление, инвентарь и оборудование:
1) Аудиозапись песни М. Танича и В. Шаинского «Когда мои друзья со мной...»;
2) раздаточный материал с заданиями для проведения коллективно-творческого дела;
З) монеты для подсчета полученных баллов:
4) запись на доске темы собрания;
5) фломастеры, бумага для проведения творческого задания:
б) макет планеты дружбы нарисованный на ватмане;
7) памятка для учащихся «Законы настоящей дружбы», составленные Василием Александровичем Сухомлинским;
8) реквизит для мини-концерта;
«Дружба это самое важное для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Аристотель
Ход собрания
1. Организационная часть.
В классе оснащаются рабочие места для трех групп. В каждую микрогруппу входят: один из членов родительского комитета, учащиеся класса и родители. Образуется три команды.
II. Вступительное слово классного руководителя.
Дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся на планету под названием дружба. Девизом нашего путешествия будет:
Лишь тот не на год -
Счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет
Через года.
Дружба и товарищество - отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На 1-е место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.
Люди еще в дальние времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого, и в частности, ищет ли он в друге собственное дополнение или подобие?». С точки зрения здравого смысла оба мнения равно правдоподобны.
Многие предпочитают дружить с людьми примерно одного социального положения, одного с ними возраста, образования. Столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, черт характера и интересов.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы - постоянство, верность, честность и т. д.
Сама потребность в дружбе делает его добрее, возвышает человека, щедрее к людям.
III. Коллективно-творческая работа «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много….. ».
1. Выбор командами названия.
Классный руководитель. Путешествовать, как вы уже поняли, мы будем 3-я командами. Предлагаю каждой команде выбрать себе название.
Члены каждой команды, представляют свое название.
2. Первый конкурс «Пословицы о дружбе».
Учитель.
- Во все времена дружба являлась мерилом ценности человека. Не случайно народ складывал о ней поговорки и пословицы. Чтобы попасть на планету Дружбы, вы должны назвать пословицы о дружбе. Команды называют пословицы, за каждую названную пословицу зарабатывал один балл.
* Друга ищи, а найдешь, береги.
* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
* Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей - узок, как ладонь.
* Старый друг лучше новых двух.
* В недруге стрела, что в пне, а в друге, что во мне.
* С другом веселее при удаче, легче в беде.
* Недруг поддакивает, а друг спорит.
* Друзья познаются в беде.
* Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
3. Блиц-опрос.
Классный руководитель.
- Мы прибыли на планету Дружбы.
Нас ждут задания!
Задания:
1) Что же такое дружба?
2) Кто такой друг, и какими качествами он должен обладать?
3) Зачем человеку друг и как его найти?
Члены каждой команды дают ответы на вопросы.
4. Работа в группах по обсуждению проблемы.
Классный руководитель. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь к молодежи: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте честным. Будьте хорошим. Будьте прямым и добрым товарищем. Такое запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это!». А каковы же вы считаете «законы дружбы»?
Каждая группа получает по 1-у тексту для коллективного обсуждения и чтения.
Сейчас вам предстоит записать и сформулировать правила дружбы, о которых говорится в данных вам рассказах.
Предлагаем следующие варианты текстов:
1 группа - О. Буцень «Так или не так?»;
2 группа- В.Осеева «До первого дождя»;
3 группа - Е. Пермяк «Бумажный змей».
5. Защита разработанных правил.
Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание
полученного текста, зачитывает правило дружбы, прикрепляет лист с его записью на доску.
6. Подведение итогов коллективно-творческой работы.
Председатель родительского комитета подводит итоги подсчетом общего количества жетонов, заработанных каждой группой.
- На планете дружбы не может быть побежденных. Мы все победители, потому что сегодня мы стали друзьями.
И для того чтобы дом дружбы на нашей планете не был пуст, пусть каждый из вас нарисует своего лучшего друга. Рисунки с друзьями мы «разместим» в этом дом.
Звучит запись песни « Когда мои друзья со мной...» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского); родители и дети рисуют портреты своих лучших друзей.
После принятия решения дети уходят из класса готовиться к мини-концерту для родителей. Родители в это время продолжают работу еще в течение минут10-15.
Председатель родительского комитета дает информацию родителям о результатах анкетирования учащихся и родителей.
Председатель родительского комитета. Наиболее интересными оказались те анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения. Позвольте мне их зачитать.
Зачитываются некоторые анкеты, при этом фамилии их авторов не называются.
1.Анкетирование учащихся по вопросам:
Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?
20-да, 6-нет.
11-всегда помогает, 11-преданный, верный, 18-понимает, 7-дает списывать.
Какие черты характера, качества ты больше всего ценишь?
16-доброта, 19-взаимопонимание, 16-взаимопомощь, 14-верность, 4-смелость.
Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
17-да, 4-нет, 5-не знаю.
Какие поступки ты мог бы простить другу?
17-не поделился, 15-забыл поздравить с днем рождения, 9-не подождал со школы, 3-не заступился.
Чего не смог бы простить ему?
16-ложь, 13-дружбу с другим, 7-не заступился в споре.
Всегда ли ты говоришь правду?
14-да, 8-нет, 4-стараюсь.
Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?
21-не смогу, 5-смогу.
Помогает ли тебе дружба в жизни? учебе?
23-да, 3-нет.
На чем строится дружба твоих родителей и их друзей?
18-на общении, 13-много проводят времени вместе, 12-не знаю.
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
22-да, 3-не знаю, 1-нет.
Анкетирование родителей (проводиться на предыдущем собрании, либо родители заполняют анкеты дома и в конвертах передают учителю).
Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причинами этого? Кто виноват в том, что друзей у ребенка нет?