Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.».pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»).
3. Социальная и правовая защита должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность
Социальная и правовая защита должностных лиц ОВД, осуществляющим ОРД и лиц, оказывающих им содействие, призвана реально способствовать более эффективному выполнению ими профессиональных обязанностей или добровольно взятых на себя обязательств.
Социальную и правовую защиту следует рассматривать как совокупность правовых положений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД и обеспечивающих их реализацию.
Социальная и правовая защита приобретает реальное значение только в единстве фактической и правовой основ.
ФЗ «Об ОРД» в ч. 1. ст. 16 закрепляет положение о том, что «на должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят». Таким образом, говоря об оперативных сотрудниках ОВД, следует понимать, что на них распространяются гарантии социальной и правовой защиты, закреплённые в ФЗ «О полиции», которые в себя включают: недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника полиции, право сотрудника полиции на судебную защиту, право сотрудников полиции и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Также подобные нормы содержатся в различных отраслях права. Например, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 317), оскорбление представителя власти (ст. 319) и др. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению работника полиции (ст. 19.3).
К специальным мерам правовой защиты должностных лиц ОВД, осуществляющих ОРД следует также отнести ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», согласно которому для обеспечения безопасности могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры: личная охрана, выдача оружия, охрана жилища и имущества и др.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об ОРД»).
Указанное положение Закона подчеркивает самостоятельность подразделений ОВД и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и подчиненность только непосредственному и прямому начальству.
В процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником и подчиненным строятся на основе таких принципов, как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственность за правомерность принимаемых решений и совершаемых действий. Вместе с тем оперативно-разыскная деятельность немыслима без управления, которое осуществляется, в частности, методом приказа.
Пределы выполнения приказа определяются рамками его соответствия закону. Поэтому, в случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, указанный сотрудник обязан руководствоваться законом. Причем не имеет значения, в какой форме - устной или письменной - получен приказ (указание).
Заключение
Данная тема исследования является неотъемлемым элементом в структуре изучения дисциплины «Основы ОРД ОВД», поскольку разграничение прав и обязанностей государственных органов, уполномоченных на осуществление ОРД является гарантией соблюдения законности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Уяснение сущности вопросов лекции дает возможность будущему сотруднику ОВД свободно ориентироваться в вопросах взаимодействия с такими органами.
Завершая рассмотрение обозначенных в плане вопросов можно сделать вывод, что субъекты ОРД ОВД - это совокупность аппаратов и их сотрудников, которые наделены правами и имеют ряд обязанностей, уполномоченные осуществлять ОРД в целях борьбы с преступностью.
Специфика совершения различного рода преступлений, своеобразие действий преступников предопределяет необходимость специализации субъектов ОРД ОВД и разделение их на основные и вспомогательные, что позволяет наиболее эффективно предупреждать и раскрывать преступления в различных сферах.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. «Российская газета № 197 от 25.12.1993 г.
2. О полиции: федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011 г. - № 7. – Ст. 900;
3. Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Российская газета» N 160 от 18.08.1995.
2. Учебная и научная литература
1. Малыгин С.С., Чечетин А.Е. «Основы оперативно-разыскной деятельности»: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001.
2. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: курс лекций: в 2 ч./под общ. ред. Н.С. Железняка. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007.- Ч. 1.
3. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Курс лекций. М.: ЦИ и НМОКП МВД России. 2000.
4. Теория оперативно-разыскной деятельности: Учебник/Под ред. К.К. Гориянова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова.-М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности»:Учебное пособие. Издание 8-е переработанное и дополненное/Под ред. А.Е. Чечетина.-М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.