Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности. (Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.»
2.1 Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования.
2.2 Этапы эмпирического исследования.
2.3 Методы эмпирического исследования.
2.4 Характеристика выборки исследования.
Диагностика состояния стресса ( А.О. Прохоров)
3.2 Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности.
Совладение со стрессом с помощью аутогенной тренировки и метода Ретри.
Содержание:
ГЛАВА 1
«Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.»
Стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры.
Стресс, связанный с выполнением профессиональных задач называют профессиональным. Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.
Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.
- эмоциональный,
Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.
- коммуникативный.
Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.
В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский - из латинского.
В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой: силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой, а также деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.
В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет 2 значения: физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;
физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.
Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором – результат воздействия такого фактора (16). В русском языке термин «стресс» употребляется для обозначения самого раздражителя - физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям (15).
В современной литературе термин «стресс» встречается как обозначающий следующие понятия (Китаев - Смык,1983):
сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействия;
сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
сильные как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;
неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.
Таким образом «стресс» как неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях понимают в узком смысле. Неспецифические проявления адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов обозначают как стресс в широком смысле.
Стресс обычно связывают как с условиями среды, так и с реакцией человека на окружающую его среду. Часто это понятие используется для описания лишь одного из этих проявлений.
В настоящее время большинство организационных психологов, проводящих исследования в этой области, пользуются термином «стрессор», подразумевая под ним события и условия в окружающей среде, которые способны вызвать стресс, а стрессом называют реакцию на эти события и условия. Такое различие отделяет причину (стрессор) от следствия (стресса), учитывая индивидуальные различия в реакциях на этот аспект среды.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический.
Общепринятая классификация психологического стресса (Бодров,1995) включает следующие его виды:
внутри личностный (нереализованные притязания, потребности, бесцельность существования);
межличностный (трудность общения с окружающими, наличие конфликтов или угрозы их возникновения);
личностный (несоответствие социальной роли);
семейный;
профессиональный.
К последнему относится часто встречающийся стресс бизнесменов-менеджеров, так называемых «белых воротничков». В последнее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: 721Ъ: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью») .
Н.Мальцева определяет профессиональный стресс как многообразный феномен, выражающийся в психологических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина рассматривает профессиональный стресс как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально - отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью (Самоукина, 1999).
«Несмотря на пестроту используемой терминологии («рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «организационный стресс», «управленческий стресс» и др.) понятие «профессиональный стресс» (ПС) наиболее часто употребляется как «родовое» для характеристики комплекса явлений, связанных с повышенными требованиями к адаптационным ресурсам человека их деструктивными последствиями под воздействием факторов, присущих как конкретной трудовой ситуации, так и профессиональной жизни человека в целом» (Леонова,2004).
Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:
информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;
эмоциональный стресс возникает при реальной и предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;
коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности.
Круг исследований профессионального стресса чрезвычайно широк: в него входят и масштабные демографические и популяционные обследования, проводимые в рамках так называемой «профессиональной эпидемиологии», и анализ конкретных производственных ситуаций, и лабораторные эксперименты моделирующего типа. Большинство работ имеет эмпирическую направленность и представляет набор разнообразных фактов, описаний конкретных ситуаций, диагностических методик и оптимизационных процедур. В настоящее время отсутствует единая концепция профессионального стресса, но применяется много частных разработок в практической деятельности психологов на производстве (Леонова,2000). Среди различных точек зрения выделяются три основных подхода к анализу профессионального стресса: экологический, трансактпый и регуляторный. В экологическом подходе стресс понимается как результат взаимодействия индивида с окружающей средой; в трансактном - как индивидуально-приспособительная реакция человека на осложнение ситуации; в регуляторном - как особый класс состояний, отражающий механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях.
Экологический подход начал развиваться с конца 1960-х гг., когда были начались первые исследования качества жизни и факторов риска для здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда, включая оценку психофизиологической напряженности деятельности.
Параллельно началась разработка методологической базы таких исследований в рамках парадигмы соответствия «личность-среда».
В рамках подхода утверждалось, что профессиональный стресс возникает в результате несоответствия (или несовместимости) требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов работающего человека. Это создает потенциальную угрозу для успешности трудового поведения, здоровья и самочувствия.
В рамках данного подхода объектом эмпирических исследований являются характеристики стресс генных ситуаций на «входе» (причины или источники возникновения стресса) и «выходе» (последствия стресса для труда, физического и психического здоровья профессионалов). Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерной связи между факторами напряженности труда и их негативными последствиями. Данный подход позволяет в каждом конкретном случае определить: имеет ли место и в чем проявляется дисбаланс в системе «личность - профессиональная среда»; какова «цена» существующих несоответствий; на что в первую очередь должна быть направлена оптимизационная работа. Развитие методологии экологического подхода связано с содержательной проработкой таких общих и трудноопределимых понятий как «психическое здоровье» и «личностное благополучие» профессионала.
«Ограниченность данного подхода исходно предопределена существованием разрыва в цепочке «увязывания» причин и последствий стресса, хотя и те, и другие могут быть по отдельности проанализированы самым исчерпывающим образом. Эта проблема не может быть решена в рамках исследовательской парадигмы «личность-среда». Для ее решения необходимо уточнить представления о роли индивидуально-психологических характеристик в процессе формирования стрессовых реакций» (Леонова,2000).
Трансактный подход к профессиональному стрессу сформировался в середине 20века как прямое следствие развития когнитивных концепций стресса. Новый взгляд на природу психологического стресса, предложенный в работе Р. Лазаруса, изменил характер исследований по данной проблеме. Фокус интересов сместился с изучения механизмов гомеостатического регулирования и стадий адаптационного приспособления на анализ индивидуально-психологических факторов, приводящих к развитию стресса. Центральное место в этом анализе заняли субъективная значимость ситуации, в которой действует человек, и те способы (или стратегии поведения), с помощью которых он пытается преодолеть затруднения.
Для моделей трансактного подхода характерно «соотнесение основных этапов развития стресса с блоками психологических операций, обеспечивающих субъективную репрезентацию (или построение «образа») наличной ситуации, ее когнитивную оценку с точки зрения мотивационно - потребностных установок субъекта и формирование стратегии преодоления или «выхода» из сложившихся обстоятельств» (Леонова,2000). В наиболее полном виде содержание такого процессуального анализа отражено в модели В.Шенпфлюга, модифицированная версия которого представлена на рис.2.