Файл: «Организационная культура и ее роль в современных организациях» (предприятие АО «РКЦ «Прогресс»).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры
1.2. Влияние организационной культуры на экономическое развитие
2. Анализ и развитие организационной культуры на предприятии АО «РКЦ «Прогресс»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка организационной культуры предприятия АО «РКЦ «Прогресс»
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры АО «РКЦ «Прогресс»
Главный бухгалтер РКЦ «Прогресс» выступает также заместителем директора по финансовым вопросам. Он возглавляет работу по экономическому планированию и стимулированию в организации, росту производительности труда, применению и определению производственных резервов совершенствования производства, заработной платы и труда, разрабатывает меры по снижению себестоимости и увеличению рентабельности организации, проводит комплексный обзор результатов деятельности организации, осуществляет контроль средств организации и хозяйственных операций, определяет результаты финансовой деятельности организации, выполняет экономические расчеты с подрядчиками и клиентами, которые связаны с реализацией готовой продукции, своевременный возврат ссуд и получение необходимого сырья, взаимоотношения с бюджетом. Бухгалтерия же занимается ведением бухгалтерской отчетности и учета.
В обязанности коммерческого директора входят: разработка коммерческой стратегии организации, организация взаимодействия коммерческого блока с другими, определение каналов продаж, оперативный контроль менеджеров, оценка эффективности работы отделов и внедрение мероприятий по улучшению конечных результатов, организация обучения менеджеров, работа с поставщиками предприятия, формирование ценовой политики, координация маркетинговой активности, снижение затрат предприятия.
Отдел снабжения находится в подчинении у начальника, занимающегося снабжением организации материалами и сырьем, заключает договоры на поставку. Задачами отдела снабжения и сбыта являются: оценка конъюнктуры рынка, вместе со всеми подразделениями организации и руководством вырабатывать цели и стратегии рыночной деятельности на внешнем и внутреннем рынках, разработка для организации в целом текущих и долгосрочных планов маркетинга и координация в этой области деятельности отделов организации, информационное обеспечение маркетинговой деятельности.
Инспектор по кадрам обеспечивает организацию кадрами служащих и рабочих конкретных специальностей и профессий; обеспечивает прием, расстановку и размещение молодых рабочих и специалистов, принимает работников по вопросам найма, перевода и увольнения; участвует в организации повышения уровня квалификации работников и их подготовки к работе на руководящих позициях; обобщает, изучает работы с кадрами, исследует причины текучести и других нарушений трудовой дисциплины.
В итоге, в АО РКЦ «Прогресс» работает и реализовывается классическая организационная структура. В деловой практике нельзя обойтись лишь линейно-функциональными структурными связями, обычно возникают горизонтальные отношения между разными службами организации, позволяющие эффективнее решать множество производственных задач.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
- четкость и единство распорядительства;
- есть четкая система взаимосвязей между руководством и подчиненными;
- быстрая реакция на указания;
- индивидуальная ответственность руководства за результаты действий отделов.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
- высокие требования к компетентности руководства;
- нет горизонтальных связей между подчиненными;
- есть предпосылки для злоупотребления властью.
При отечественной экономике необходимо отметить, что линейно-функциональная структура не всегда эффективна, так как по ней нельзя сказать, является ли предприятия убыточным, поэтому следует включать матричную структуру, где в любом периферийном объекте созданы свои командные центры и отделы, где решают имеющиеся проблемы.
Для более точной характеристики компании следует проанализировать ключевые экономические показатели его деятельности (Таблица 1).
Таблица 1
Ключевые показатели финансово-хозяйственной деятельности АО РКЦ «Прогресс» за 2016-2018 гг.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение, тыс. руб. |
Отклонение, % |
||
2017-2016 |
2018-2017 |
2017-2016 |
2018-2017 |
||||
Выручка, тыс. руб. |
8792 |
31755 |
31755 |
22964 |
0 |
261,22 |
0,00 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
20511 |
28642 |
28642 |
8132 |
0 |
39,65 |
0,00 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
-11556 |
3114 |
3114 |
14669 |
0 |
-126,95 |
0,00 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
-11768 |
1909 |
0 |
13676 |
-1909 |
-116,22 |
-100 |
Оборотные активы предприятия, тыс. руб. |
10505 |
15749 |
15549 |
5245 |
-200 |
49,93 |
-1,27 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
3551 |
6004 |
5804 |
2453 |
-200 |
69,10 |
-3,33 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
69 |
78 |
85 |
11 |
5 |
16,19 |
6,33 |
Среднемесячная з/п 1 работника, руб. |
19400 |
19900 |
20200 |
500 |
300 |
2,59 |
1,52 |
Годовой ФОТ, тыс. руб. |
15748 |
18772 |
20262 |
3022 |
1490 |
19,19 |
7,94 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
129,4 |
401,8 |
401,8 |
272,6 |
0 |
210,83 |
0,00 |
Рентабельность продаж, % |
-131,45 |
9,82 |
9,82 |
141,5 |
0 |
-107,46 |
0,00 |
По данным показателям финансово-хозяйственной деятельности РКЦ «Прогресс» можно заметить, что выручка от продажи увеличивается за исследуемый период в 3,7 раз, а себестоимость продаж возрастает на 45%. Увеличение данных показателей пропорционально по отношению друг к другу, потому что прирост себестоимости находится ниже прироста выручки, так и получается увеличение прибыли от продаж.
При росте прибыли от продаж и выручке, увеличивается и рентабельность продаж – на 110%. Также необходимо отметить увеличение активов на 49% и кредиторской задолженности на 63,5%. В итоге получается, что РКЦ «Прогресс» увеличило свои расходы в 2018 году на приобретение дополнительных оборотных средств через дополнительные кредиты. В целом прибыль компании нестабильна, потому что в 2016 году получен чистый убыток на сумму 11768 тыс. руб., в 2017 году – 1909 тыс. руб., а в 2018 году финансовый результат АО РКЦ «Прогресс» равен нулю.
2.2. Оценка организационной культуры предприятия АО «РКЦ «Прогресс»
Формирование организационной культуры РКЦ «Прогресс» началось с момента зарождения предприятия. Здесь происходит постоянное развитие в направлениях: проводится комплекс мер по структурной перестройке производства и адаптации при развитии рыночных отношений, а также значительно увеличивается ассортимент дополнительных услуг (консультирование, подготовка инновационных менеджеров).
О сформировавшемся уровне организационной культуры РКЦ «Прогресс» свидетельствуют следующие факторы:
- большое количество принятых и выполненных заказчиками работ;
- число официально зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности;
- число разработок, реализованных в промышленности.
Данный перечень характеризует деятельность РКЦ «Прогресс» за конкретный срок, от времени создания до рассмотрения вопроса оценки организационной структуры.
Помимо этого, неотъемлемыми компонентами организационной культуры РКЦ «Прогресс» являются:
- персональная культура любого работника и высокий уровень IQ. На предприятии все больше осознается необходимость в рассмотрении целостности человека, то есть не только душевного и телесного, но и духовного существа.
Нормой является и нравственно-правовое поведение (отношение к коллегам, нетерпимость к нарушителям норм, соблюдение норм, справедливость в спорных отношениях).
- продекларированные ценности, нормы предприятия (ориентация на передачу знаний, постановка высоких целей для работников компании).
Среди интеллектуальных способностей сотрудников РКЦ «Прогресс» выделяются качества ума, эрудиция – способность к синтезу, анализу, быстроте, гибкости, свойства памяти – легкость и прочность запоминания, свойства изображения – реалистичность, фантазирование, воображение, а также специальные способности (музыкальные, технические, организаторские, коммуникативные – способность сближаться, знакомиться, влиять на людей).
На предприятии активно используется система психологического консультирования и тестовые обследования личности. Вопрос культурно ориентированного консультирования приобретает особую значимость при развитии организационной культуры. Ключевые элементы инновационной кадровой службы РКЦ «Прогресс» и их отличия от традиционной политики представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Отличия инновационного от традиционного управления кадрами
Традиционная кадровая служба |
Инновационная кадровая служба |
Вертикальное управление подчиненными, «кадры» - отдельная функция |
Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды |
Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют. |
Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижения целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту |
Кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него; связь односторонняя. |
Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование, связь двусторонняя. |
Цель – обеспечение нужных людей в нужное время и освобождение ненужных людей. Работники – это факторы производства, и их «расставляют» как шахматы. |
Цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компаниями. Сотрудники – это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе, объект инвестиций фирмы. |
Кадровая политика нацелена на достижения компромисса между экономическими и социальными партнерами. |
УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой |
В АО РКЦ «Прогресс» используется демократический стиль руководства, то есть руководство децентрализует свою власть, консультируется со своими сотрудниками, принимающие участие в принятии решения. Сотрудники же получает максимум информации для получения представления о перспективах своей работы. Инициатива будет стимулироваться, а руководство вводит компоненты коллективного самоуправления.
Образцом для подражания выступает развивающаяся личность, духовно богатый и культурно развитый человек, не утопающий в суете повседневности, способный сделать свою жизнь содержательной, интересной. Этот работник свободен в своих мыслях, поступках и взглядах, умеет грамотно оценить пропаганду и рекламу, стандарты массовой культуры и капризы моды.
Положительными чертами организационной культуры РКЦ «Прогресс» выделяют:
- оптимально организованную структуру обучения новых сотрудников: прохождение испытательного срока, способствующий лучшей адаптации на работе, закрепление кураторов, которые помогут разобраться в специфике работы;
- традицию отмечать день рождения предприятия;
- введение униформы. В сотруднике ценится умение презентабельно выглядеть. Для работников характерен деловой стиль одежды, опрятность;
- символику организации, выпуск календарей, бланков;
- обряды (по окончанию стажировки, учебы);
- проведение мер по совместному отдыху (выезды на природу, посещение бассейна, группы здоровья, юбилеи);
- видеозапись ключевых событий в жизни предприятия: семинаров, конференций, торжественных мероприятий;
- выпуск информационных и рекламных бюллетеней, связи со средствами массовой информации;
- на предприятии в людях ценят профессионализм, индивидуализм, творческий подход и коммуникабельность;
- в коммуникационную систему включаются устная, письменная и невербальная коммуникация, открытость и телефонное право;
- питание организовывается прямо в офисе, дотировано предприятием;
- соблюдение временного распорядка и пунктуальность;
- отношения на предприятии не являются формальными, потому что присутствует некая свобода, заключенная в конкретных рамках;
- в организационной жизни работник ценит работу и свое положение на ней, но нет желания к повышению, где лучшие человеческие качества угасают. Данные ценности закреплены в уважении профессионализма, здоровой конкуренции и ответственности;
- у сотрудников есть вера в руководство, во взаимопомощь, в справедливость и в этичное поведение;