Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Право оказывает в свою очередь обратное воздействие на моральное состояние общества, отдельных его членов, способствует их нравственному воспитанию. Это следует из того, что основные принципы, нормы права нравственного содержательны, основные требования права и нравственности совпадают.
Право зачастую содержит прямые предписания соблюдать нормы нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. Так, в уголовном законодательстве содержится целая глава, касающаяся преступлений против здоровья населения и общественной нравственности. Согласно нормам семейного права «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»[25]. В соответствие с нормами гражданского права «Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда».
Мораль также воздействует на правоприменительную деятельность государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом ее принципов. Например, в уголовном законодательстве содержится норма, согласно которой «при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного…» При привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности также учитываются общепринятые нормы морали: «Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных – запрещается»[26], «Военнослужащему, к которому применено дисциплинарное взыскание – снижение в воинском звании на одну ступень – при объявлении взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личное достоинство военнослужащего» [27].
Выводы
Обобщая все вышеизложенное, следует констатировать следующее:
- право и мораль в системе социальных норм являются универсальными регуляторами общественных отношений, распространяющимися на все общество;
- право и мораль имеют как схожие черты, так и отличия, позволяющие выявить специфические особенности каждого социального регулятора;
- с точки зрения правил формальной логики, понятия мораль и право соотносятся как общее и частное;
- мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования, она выступает как критерий оценки права, право же есть нравственный минимум морали;
- право и мораль оказывают непосредственное влияние друг на друга, это тесно связанные и взаимообусловленные понятия, право в морали находит нравственную основу и фундаментальное начало, а мораль в праве – официальную поддержку;
- с нашей точки зрения, нравственное воспитание наших сограждан и привитие им моральных принципов является необходимым и одним из обязательных условий формирования уважения к нормам правовым, повышения уровня правовой культуры в обществе, что в конечно итоге, бесспорно, будет способствовать построению поистине правового государства.
Заключение
Право среди других регуляторов социального порядка, отличает именно его обеспеченность силою внешнего принуждения. Мы можем руководствоваться в повседневной жизни любыми нормами как моральными, так и религиозными, однако остается не ясным, каким образом с помощью указанных норм будет происходить разрешение возникающих между индивидами конфликтов. Каждый мыслит по-своему и имеет свою точку зрения исходя из собственных моральных взглядов. Ценность же права заключается в том, что оно за счет своего принудительного механизма в виде законов и институтов государства отсекает все субъективные взгляды участников отношений на ситуацию, устанавливая единственную верную позицию по проблеме, за счет чего достигается максимальная эффективность регулирования общественных отношений.
Сравнительный анализ морали и права позволил констатировать следующее:
- право и мораль в системе социальных норм являются универсальными регуляторами общественных отношений, распространяющимися на все общество;
- право и мораль имеют как схожие черты, так и отличия, позволяющие выявить специфические особенности каждого социального регулятора;
- с точки зрения правил формальной логики, понятия мораль и право соотносятся как общее и частное;
- мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования, она выступает как критерий оценки права, право же есть нравственный минимум морали;
- право и мораль оказывают непосредственное влияние друг на друга, это тесно связанные и взаимообусловленные понятия, право в морали находит нравственную основу и фундаментальное начало, а мораль в праве – официальную поддержку;
- с нашей точки зрения, нравственное воспитание наших сограждан и привитие им моральных принципов является необходимым и одним из обязательных условий формирования уважения к нормам правовым, повышения уровня правовой культуры в обществе, что в конечно итоге, бесспорно, будет способствовать построению поистине правового государства.
Список литературы
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.).
Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ: утвержден Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. I). Ст. 5749; СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909.
Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4.
Варламова Н.В. Правотворчество как процесс позитивации права: содержание, формы, процедуры [Электронный ресурс] // Центр правовых исследований и развития законодательства : [сайт]. URL: http://www.centrlaw.ru/publikacii/page24/index.html (дата обращения: 24.07.2018).
Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974. 157 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1979. Т. II. 779 с.
Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974. 386 с.
Зарубина Е.В. Профессиональная этика и служебный этикет: учебное пособие / Е.В. Зарубина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.
Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993.
Кельзен Г. Чистое учение о праве [Электронный ресурс] // Библиотека Twirpx: [сайт]. URL: http://www.twirpx.com/file/169876 (дата обращения: 25.07.2018).
Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб., 6-е изд. доп. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та (С.-Петербург), 2001.
Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб.: Типография правительствующего сената, 1894.
Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3-15.
Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973. С. 39-44.
Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1968. Т. 1.
Платон. Критон [Электронный ресурс] // «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Классика):[сайт]. URL: http://az.lib.ru/s/solowxe_m_s/text_0030.shtml (дата обращения: 25.07.2018).
Теория государства и права: Учебник для вузов // под ред. проф. В.М. Карельского, проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2000.
Шабанова Н. С. Духовный потенциал личности: специфика и проявление // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10). Ч. II. С. 186-190.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. – М.: Юрайт, 2009.
-
Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. – С. 199. ↑
-
Шабанова Н. С. Духовный потенциал личности: специфика и проявление // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 4 (10). Ч. II. С. 186-190. ↑
-
Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974. 157 с.; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1979. Т. II. 779 с.; Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974. 386 с. ↑
-
Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. – С. 233. ↑
-
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1979. – С. 558. ↑
-
Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1968. Т. 1. – С. 307. ↑
-
Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1968. Т. 1. – С. 308. ↑
-
Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. – С. 326. ↑
-
Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. – С. 380. ↑
-
Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. – С. 58. ↑
-
Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб.: Типография правительствующего сената, 1894. – С. 35. ↑
-
Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3-15. ↑
-
Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3-15. ↑
-
Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973. С. 39-44. ↑
-
Лапаева В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции // Вопросы философии. 2010. № 5. C. 1-15. ↑
-
Варламова Н.В. Правотворчество как процесс позитивации права: содержание, формы, процедуры [Электронный ресурс] // Центр правовых исследований и развития законодательства :[сайт]. URL: http://www.centrlaw.ru/publikacii/page24/index.html (дата обращения: 24.07.2018). ↑
-
Варламова Н.В. Правотворчество как процесс позитивации права: содержание, формы, процедуры [Электронный ресурс] // Центр правовых исследований и развития законодательства :[сайт]. URL: http://www.centrlaw.ru/publikacii/page24/index.html (дата обращения: 24.07.2018). ↑
-
Варламова Н.В. Правотворчество как процесс позитивации права: содержание, формы, процедуры [Электронный ресурс] // Центр правовых исследований и развития законодательства :[сайт]. URL: http://www.centrlaw.ru/publikacii/page24/index.html (дата обращения: 24.07.2018). ↑
-
Кельзен Г. Чистое учение о праве [Электронный ресурс] // Библиотека Twirpx: [сайт]. URL: http://www.twirpx.com/file/169876 (дата обращения: 25.07.2018). ↑
-
Платон. Критон [Электронный ресурс] // «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Классика):[сайт]. URL: http://az.lib.ru/s/solowxe_m_s/text_0030.shtml (дата обращения: 25.07.2018). ↑
-
Зарубина Е.В. Профессиональная этика и служебный этикет: учебное пособие / Е.В. Зарубина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. – С. 22. ↑
-
Теория государства и права: Учебник для вузов // под ред. проф. В.М. Карельского, проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2000. – С. 255. ↑
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права: учеб., 6-е изд. доп. СПб.: Изд-во Юрид. ин-та (С.-Петербург), 2001. С. 183. ↑
-
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. – М.: Юрайт, 2009. – С. 145. ↑
-
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. и доп.).
-
Ст. 91 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ: утвержден Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. I). Ст. 5749; СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909. ↑
-
Ст. 98 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ: утвержден Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. I). Ст. 5749; СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909. ↑