Файл: Теоретические основы формирования регистров бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Бухгалтерский учет - это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации, их изменениях путем отражения всех хозяйственных операциях.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Для исполнения своих задач - бухгалтерский учет использует установленные бухгалтерские методы, а также система строго регламентированных законом измерения и оценок объектов бухгалтерского учета. Документирование всех хозяйственных операций осуществляется уже установленными законными методами, используя определенные законом образцы и формы первичных документов.

В своей профессиональной деятельности практически каждый бухгалтер, независимо от уровня квалификации, опыта, сталкивается с допущением ошибок, будь то невнимательность, либо несвоевременность поступления документов, либо неисправность технических средств ведения учета и т.п. Некоторые из них могут повлечь наказания (материальную, либо уголовную ответственность, если речь идет о махинациях). Однако, если вовремя обнаружить ошибку, то можно избежать ее. На данный момент точность бухгалтерского учета, по-прежнему, не является абсолютной. Существует множество нестыковок в законодательных актах, расхождений в налоговом и бухгалтерском учете, что часто приводит к ошибкам.

Допущенные ошибки искажают информацию о сложившимся финансовом состоянии организации, тем самым, вводят в заблуждение заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности о реально достигнутых результатах деятельности.

В связи с этим, важно своевременно выявлять ошибки, правильно их классифицировать, определять существенность и исправлять их.

Методы выявления ошибок в бухгалтерском учёте развивались с течением времени, и в наши дни этот процесс продолжается. Однако, самым действенным способом обнаружения ошибки, остается инвентаризация имущества организации и её обязательств, требующая затрат труда и времени. Важно не только установить наличие ошибки, но и предотвратить ее негативные последствия.

Объектом данного исследования в курсовой работе являются регистры бухгалтерских информационных систем.


Предмет исследования – допускаемые в отчетных регистрах бухгалтерского учета ошибки.

Целью работы является углубленное изучение и анализ способов исправления допущенных ошибок в регистрах бухгалтерского учета на предприятии.

В соответствии с поставленной целью при выполнении работы сформулированы следующие задачи:

Изучить теоретические основы формирования регистров бухгалтерского учета и природу допускаемых ошибок,

Рассмотреть методы, способы и порядок исправления выявленных ошибок в регистрах бухгалтерского учета,

Методологической основой исследования являются нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи в периодической печати и Интернет-ресурсы.

Глава 1. Теоретические основы формирования регистров бухгалтерского учета

Сущность регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета - это составляющая часть бухучета организации, служащая для систематизации и сохранения данных первичных учетных документов. Учетные регистры бухгалтерского учета предназначены для отражения хозяйственных операций на счетах бухучета.

Первичные документы - оправдательные документы, которые подтверждают совершение хозяйственной операции.

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, регистрируется, накапливается и отражается в регистрах бухгалтерского учета. Эти регистры необходимы для своевременной и сплошной регистрации фактов хозяйственной деятельности. Несоблюдение своевременности и полноты хозяйственной операции может привести к искажению бухгалтерской отчетности.

Учетные регистры - это носители данных определенной формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях методом двойной записи. Ряд показателей учетных регистров переносится в бухгалтерскую отчетность[1].

Бухгалтерские регистры могут составляться, как на бумажном, так и в электронном виде.

Бухгалтерские регистры должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра, наименование экономического субъекта, составившего регистр, дата начала и окончания регистра, период составления, хронологическая и систематическая группировка объектов учета, величина денежного измерителя объектов учета, наименование должностных лиц, ответственных за ведение регистра, подписи ответственных лиц.


Внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны.

В связи с тем, что счетов много и регистров большое количество учетные регистры классифицируются[2]:

  • по назначению и объему информации (объему содержания): синтетические, аналитические, совмещающие синтетический и аналитический учет;
  • по видам учетных записей: хронологические, систематические, комбинированные;
  • по внешней форме: свободные листы, карточки, книги;
  • по строению: односторонние, двусторонние;
  • по материальной основе: бумажные и безбумажные регистры.

Выбор формы и содержания регистров коммерческих организаций отдан на усмотрение хозяйствующего субъекта. С 2013 года он самостоятельно разрабатывает и утверждает в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. При этом все они должны включать минимальный перечень обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете. При этом бухгалтеру нужно проконтролировать наличие в программных регистрах обязательных реквизитов, в том числе подписей лиц, ответственных за ведение учетных регистров. Проблемы не возникает, если регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе, а если он представляет собой электронный документ, то должен быть подписан электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете[3]).

Таким образом, регистры бухгалтерского учета занимают промежуточное положение между первичными учетными документами и бухгалтерской (финансовой) отчетностью: они систематизируют, накапливают и обобщают информацию первичных учетных документов, и, в свою очередь, являются основанием для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетные регистры - это таблицы специальной формы, предназначенные для учетных записей на основе первичных документов.

Основными функциями регистров являются:

1. Обобщение информации о фактах хозяйственной жизни.

2. Анализ хозяйственной деятельности экономического субъекта.

3. Контроль учетного процесса.

Совокупность применяемых организацией учетных регистров для отражения зафиксированных первичными учетными документами хозяйственных операций, взаимосвязь между этими регистрами называется формой бухгалтерского учета.


Развитие системы регистров бухгалтерского учета

На настоящий момент предприятиям при разработке форм учетных регистров следует руководствоваться инструкцией по применению журнально-ордерной формы 1960 г. с учетом рекомендаций по ее применению 1992 г., а также методическими рекомендациями по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники. При применении этих документов необходимо опираться на План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н[4]. Получилось так, что журнально-ордерная система была разработана под План счетов, введенный с 1 января 1960 г., а после этого План счетов менялся 4 раза: в 1968, 1986, 1992 и 2000 гг. После введения Плана счетов в 1992 г. Минфин РФ разработал рекомендации по применению единой журнально-ордерной системы счетоводства, которая разъясняла ее применению с учетом нового Плана счетов.

Таким образом, журнально-ордерная форма рекомендована к применению, однако, методология ее применения в современных условиях Плана счетов 2000 г. и новых положений по бухгалтерскому учету не разработана. Кроме того, в связи с развитием форм экономического взаимодействия и международной кооперации, на практике возникает проблема недостаточности установленных форм учетных регистров. Так как подавляющее большинство предприятий использует автоматизированные системы ведения бухгалтерского учета, то обычно применяются встроенные в программный продукт набор различных отчетов, который и выполняет роль регистров.

Возможности современных программно-прикладных продуктов позволяют регистрировать и группировать данные бухгалтерского учета не так, как это делалось раньше в бумажных регистрах. В частности, в программе одна запись данных с первичного документа автоматически распределяется по различным уровням регистрации и формирует сразу несколько регистров бухгалтерского учета (с разной аналитикой, детализацией и условиями выборки данных).

Единство системы компьютерного учета реализуется на уровне самой программы, в которую уже заложены механизмы контроля, в то время как в бумажных формах контрольная функция реализуется за счет взаимосвязанности всей совокупности регистров бухгалтерского учета. То есть то, что бухгалтеру приходится делать вручную при бумажном документообороте регистров, в программе реализуется автоматически.


Так например, в пакете «1С» регистры формируются как отчеты двух видов:

1. Стандартные отчеты, которые отражают бухгалтерские итоги по счетам, субсчетам и объектам аналитического учета.

2. Специализированные отчеты, которые представляют специфическую информацию различных разделов учета (кассовая книга, ведомость начисления амортизации ОС, анализ расходов на оплату труда, справки-расчеты и т.д.).

Однако на данный момент все больше проявляется необходимость в дополнении и расширении спектра регистров. Таким образом, появляются новые учетные регистры, обобщающие и систематизирующие поступающую информацию. Возможно, в скором времени все организации перейдут на международную систему ведения учета, которая более проста и понятна для пользователей конечных пользователей отчетности и учетной информации.

Хозяйствующие операции, оформленные необходимыми документами, для получения информации о наличии и изменении имущества предприятия, хозяйственных процессах и финансовой деятельности, подлежат оформлению в учетных регистрах. Учетные регистры оформляются на основании законодательства и утверждаются Министерством финансов РФ.

Бухгалтер должен грамотно вести бухгалтерский учет и уметь правильно хранить и передавать хозяйственные операции в архив.

Происхождение ошибок в бухгалтерском учете

Требования об исправлении ошибок в первичных бухгалтерских документах, учетных регистрах, проведении инвентаризации активов и обязательств определены ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете»[5].

Основополагающим нормативным документом, регулирующим процедуру исправления ошибок, является ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (приказ от 28.06.2010 № 63н)[6]. Он определяет ошибку в бухгалтерском учете и отчетности как неправильное отражение или не отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности организации. Неточность или пропуск в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности организации, выявленная в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения или не отражения таких фактов хозяйственной деятельности, не является ошибкой.