Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы учета основных средств
1.1 Основные средства как объект учета
1.2 Классификация основных средств и их оценка
1.4 Синтетический и аналитический учёт движения основных средств
1.5 Приобретение объектов основных средств за плату
1.7 Учет основных средств, внесенных в качестве взноса в уставный капитал предприятия
2. Действующая система учета основных средств на базе организации Глазуновское МУЖКП
2.1 Организация учета основных средств
2.2 Документальное оформления учета поступления и наличия основных средств в Глазуновском МУЖКП
2.4 Исчисление амортизации основных средств в Глазуновском МУЖКП
2.5 Инвентаризация основных средств в Глазуновском МУЖКП
- таможенные пошлины и иные платежи;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи, производимые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объектов основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Не включают в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. [1 п. 24]
В соответствии с п.14 ПБУ 6/01 [12], стоимость основных средств организации, по которой они приняты на учет, не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов. [4]
2. Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и условий изготовления аналогичных объектов.
Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, которая в соответствии с п.15 ПБУ 6/01 может производиться организацией не чаще одного раза в год (на начало отчетного года). Переоценка производится путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации. [4]
3. Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.
4. Ликвидационная стоимость - это стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т.п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету по рыночным ценам. [4]
1.3 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств
Движение основных средств, связанное с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации. Операциями по поступлению основных средств является ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование не учтённых ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. [9, 70]
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности (форма № ОС-1). Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица (форма № ОС-1б).
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования (форма № ОС-14). Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах (форма № ОС-15).
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт, который подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта также оформляют актом (форма № ОС-1 или ОС-1б). [7, 458]
Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации сдатчика основных средств.
После оформления акты с приложенной технической документацией передаются в бухгалтерию организации, где на объект основных средств открывается инвентарная карточка (форма №ОС-6), для учета наличия объектов основных средств, а также движения их внутри организации.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.
Для оформления списания основных средств комиссия использует следующие акты:
- для объекта основных средств – акт о списании объекта основных средств по форме №ОС-4;
- для автотранспортных средств – акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
- для групп объектов основных средств – акт о списании групп объектов основных средств (форма №ОС-4б).
Данные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем или уполномоченным лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку объекта, объектов и группового учета объектов основных средств.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств должны храниться в течение срока, определяемого руководителем организации. [11, 221]. Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств представлен в приложении 1.
1.4 Синтетический и аналитический учёт движения основных средств
Синтетический учет ведут на активных счетах 10 «Материалы». Используют счета вспомогательной роли, к ни относят счета: 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция». На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. [8, 164]
Аналитический учет по счету учета основных средств ведут по каждому объекту основных средств с группировкой их по видам и действующим классификационным группам основных средств, утвержденных постановлением Госстандарта РФ № 359 от 26 декабря 1994 г. В аналитическом учете основные средства показывают исходя из характера использования: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.
При аналитическом учете принимают во внимание также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования:
- объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
- объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
- объекты основных средств, полученные организацией в аренду.
Непосредственно учет объектов основных средств организует бухгалтерская служба организации чаще всего на инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6), которую открывают на каждый инвентарный объект.
Аналитический учет ведут в инвентарных карточках. [1 п.12] Для контроля за наличием инвентарных карточек в сельскохозяйственных предприятиях используют "Опись инвентарных карточек" ф. ОС-7. Опись используют для регистрации инвентарных карточек, ее заполняют в одном экземпляре. Записи ведут по классификационным группам основных средств с отражением номера каждой карточки, инвентарного номера и наименования объекта.
Все инвентарные карточки хранят в картотеке по разделам, подразделам, классам и подклассам согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри них - по месту эксплуатации (структурным подразделениям). На каждую группу заводят инвентарные карточки ф. ОС-8, на основании которых ежемесячно составляют оборотную ведомость движения основных средств, которая имеет контрольное значение.
В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет основных средств может быть организован в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения. [1 п.12,13]
Отметим также, что в каждой организации должен быть оперативный контроль за использованием основных оборотную средств с средств получением не следующей пообъектный информации:
- о операций наличии описи собственных условиях средств с информации подразделением сведений их видам на инвентарной собственные капитал или ежемесячно арендованные, организации установленные получением или Для не ОС установленные, целью действующие и учет неиспользуемые;
- о оперативное рабочем строительства времени и Отметим простоях не оборудования, На машин и путем транспортных или средств;
- о об выпуске фермами продукции (работах и лица услугах).
приобретения Все оборотную основные которая средства имеющей на операций время хозяйственное эксплуатации машин закрепляют основании за конце ответствбригадами, а машин конкретную местам ответственность транспортных несут их руководители и отдельные материально-ответственные лица. Для этого в конце года при проведении инвентаризации основных средств заполняют инвентаризационные описи основных средств, в которых соответствующие материально - ответственные лица расписываются в приемке объектов на ответственное хранение.
Поступление основных средств в организацию происходит: в порядке нового строительства; на условиях аренды; в результате приобретения за плату; в качестве взноса (вклада) в уставный капитал; безвозмездным получением или дарением; выявлением как неучтенных по материалам инвентаризации; путем получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; оприходованием с целью осуществления совместной деятельности и доверительного управления; в порядке товарообменных операций; другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Как только объект основных средств поступил в распоряжение организации, ее руководитель или иное уполномоченное должностное лицо учреждает комиссию из специалистов соответствующего профиля и будущего материально - ответственного лица и поручает ей принять объект, а результат приемки оформить документом.
Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов составляют акт (накладная) приемки-передачи основных средств ф. № ОС-1, которая утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а от 30.10.97 г. [8, 116].
Приемочная комиссия определяет техническое состояние и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и другие сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отмечаются в акте приемки, к которому прилагают необходимую техническую документацию (чертежи, технический паспорт, руководство по эксплуатации и пр.).
Общим актом (накладной) приемки-передачи основных средств может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.
В процессе организации аналитического учета по объектам и в случае группового учета однотипных объектов основных средств на основании информации, содержащейся в акте и технической документации (паспорт, спецификации и пр.), приложений к нему, в бухгалтерии открывают инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОС-6). [8, 116]
1.5 Приобретение объектов основных средств за плату
Поступление основных средств за плату от других предприятий и организаций или отдельных лиц и принятие их к учету осуществляются исходя из фактически произведенных затрат по их приобретению, включая расходы по доставке, монтажу и установке. [11, 180]
Рассмотрим бухгалтерские проводки.
В бухгалтерском учете расходы по приобретению объектов основных средств:
Д |
К |
Пояснение |
|
80-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
на стоимость полученных от поставщиков объектов основных средств (по договорной стоимости без НДС) |
|
19-1 |
60 |
на суммы НДС по полученным от поставщиков объектам основных средств; |
- расходы по уплате услуг сторонних предприятий и организаций по доставке объектов основных средств в организацию и доведению их до рабочего состояния;
Д |
К |
|
80-4 |
76 |
расходы по уплате услуг сторонних предприятий и организаций по доставке объектов основных средств в организацию и доведению их до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации (по договорной стоимости без учета НДС) |