Файл: Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное Образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский торгово-экономический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Гражданское право»

На тему: «Меры социальной поддержки ветеранов и проблемы их реализации»

Специальность: 40.02.01 Право и организация социального обеспечение

Выполнил: студент 3 курс

Гр.П-31 Кзлян А.О.

Проверил преподаватель:

Середа М.П.

г. Ростов-на-Дону

2023

Содержание



Введение 3

Глава 1. Общие положения социальной защиты ветеранов 5

1.1Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий 5

1.2Правовой статус и категории ветеранов 8

Глава 2. Анализ эффективности исполнения социальной поддержки ветеранов 17

2.1Практические аспекты реализации мер социальной поддержки, оказываемой ветеранам в настоящее время 17

2.2Проблемы социальной поддержки ветеранов и пути их решения 24

Заключение 27

Список литературы 30



Введение



Ветераны (лат. veteranus, от vetus – старый) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности.

В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы данного исследования.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего изучения выяснить особенности и значение социальной защиты ветеранов в настоящее время в Российской Федерации.


Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретическо-правовые аспекты социальной защиты ветеранов;

- охарактеризовать основные особенности правового статуса и категорий ветеранов;

- проанализировать практические аспекты реализации мер социальной защиты ветеранов.

- Выявить существующие проблемы поддержки ветеранов и предложить пути их реализации.

Объектом данного исследования являются социальная защита ветеранов в Российской Федерации.

Важнейшим практическим средством научного исследования является методология. В данной работе были использованы следующие методы:

1) формально-юридический метод;

2) исторический;

3) филологический метод;

4) метод научного анализа;

5) метод научного синтеза;

Степень разработанности рассматриваемой проблемы достаточно обширна. Изучению арендных отношений посвящены научные работы:М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.В. Кашанина, Б. Завидова, Л.А. Лунца, Л.А. Новоселовой, В.Ф. Яковлева, В.К. Пугинского, Е.А. Суханова, А.П. ,Б.М. Гонгалого и др.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав по 2 параграфа, заключения и списка использованной литературы, представлена на 30 страницах.

Глава 1. Общие положения социальной защиты ветеранов





    1. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий


Социальная защита граждан данной категории представляет собой часть социальной защиты населения Российской Федерации. Осуществление социальной защиты как особого вида деятельности государства и других публично-правовых субъектов вытекает из п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, согласно которому в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Содержание социальной защиты можно определить, исходя из п.2 ст.7 Конституции РФ: в России охраняются труд и здоровье людей, закрепляется гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.1

С учетом вышеназванных норм «социальную защиту» следует понимать, как систему мер экономического, социального, правового, организационного характера, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.



С принятием Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон «О ветеранах») была создана единая правовая основа для реализации основных направлений социальной политики в сфере поддержки ветеранов. При этом необходимо отметить, что данный Закон не раскрывает подробно механизма обеспечения ветеранов мерами социальной поддержки, лишь определяет круг лиц, на которых распространяется действие Закона, и декларирует их основные права и гарантии.

Фактически же реализация гарантированных прав осуществляется на основании огромного массива нормативных актов, принятых во исполнение положений Закона «О ветеранах». Таким образом, нормативная база, составляющая систему правового регулирования социальной защиты ветеранов, помимо данного Закона, включает в себя огромное количество постановлений, положений, перечней, инструкций и прочих нормативных актов.

В качестве цели принятия Закона «О ветеранах» законодателем обозначено создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В числе способов достижения названной цели предусмотрены различные гарантии финансового, социального и организационного характера.

В Законе «О ветеранах» предусмотрен дифференцированный подход к вопросу о предоставлении ветеранам мер социальной поддержки. Так, объем названных мер зависит от того, к какой из предусмотренных Законом категорий ветеранов относится лицо, подпадающее под действие Закона "О ветеранах".

Законом «О ветеранах» осуществлено деление ветеранов на категории, исходя из их вклада в процессы становления и развития государственности и экономики; приведены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть отнесены к той или иной категории ветеранов. Кроме того, Закон содержит основы организационного и экономического обеспечения предоставления ветеранам социальных гарантий и льгот в зависимости от их принадлежности к той или иной категории.

Наиболее существенные коррективы были внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», более известным как «Закон о монетизации льгот». Целью Закона о монетизации льгот была замена части натуральных льгот денежными выплатами.


Принимая во внимание, что Закон «О ветеранах» распространяется на широкий круг лиц и не может рассматриваться в отрыве от значительного количества иных нормативных актов, он нуждается в подробном разъяснении для его правильного применения. Наиболее часто граждане задают вопрос:

- Какими льготами пользуются ветераны войны

Однако ответить на него можно только уточнив конкретный статус гражданина, т.е. статью, на основании которой выдано удостоверение «Ветеран войны». Категория ветеран войны обширна и включает в себя:

- инвалиды войны (ст.14 Закона «О ветеранах»);

-участники Великой Отечественной войны (ст.15 Закона «О ветеранах»);

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами и медалями СССР за службу в указанный период (ст.17 Закона «О ветеранах»);

- лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (ст.20 Закона «О ветеранах»).2


    1. Правовой статус и категории ветеранов


Анализ Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах» показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда). Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.

Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.
3

Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили».4 Известный социолог начала XX в. П. Сорокин, характеризуя авторитет воинского труда в сложные периоды развития государства, связанные с защитой национальных интересов в ходе военных действий, писал: «...социальный курс их (военнослужащих) общественной роли быстро растет, растут поэтому их привилегии. Лозунг «Каждому по его заслугам» получает форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы...». И далее: «...каждому по степени его личного социально полезного труда». 5

Говоря о правовом статусе ветерана в Российской Федерации, необходимо иметь в виду либо общенормативную связь субъектов права, определяемых родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), либо правовое положение конкретных лиц, но в последнем случае - независимо от характера их взаимоотношений с другими субъектами права, складывающихся по поводу тех или иных конкретных юридических фактов. Актуальными в связи с вышесказанным являются следующие вопросы: о выделении из общего правового статуса гражданина России специального правового статуса ветерана; о его соотношении с общим статусом военнослужащих; о критериях условного отграничения сферы действия выделяемого статуса; об особенностях действия некоторых прав и свобод, характерных для правового статуса ветеранов, вызванных спецификой их участия в защите Отечества и военной службой, а также об установлении для них в связи с этим дополнительных мер социальной поддержки, о необходимости систематизации законодательства о правовом положении ветеранов.