Файл: Реферат по дисциплине Банкротство по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факультет Юриспруденция
Кафедра «Гражданского права и процесса»
Специальность бакалавриат
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Банкротство по законодательству Российской Федерации
По теме: Современное отечественное законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты
Выполнил студент 5 курса заочной формы обучения Глотов Максим Юрьевич
Преподаватель: к.ю.н., доцент Кирилин А.В.
Москва
2020г.
Содержание
1
Факультет Юриспруденция 1
Кафедра «Гражданского права и процесса» 1
Специальность бакалавриат 1
РЕФЕРАТ 1
По дисциплине: Банкротство по законодательству Российской Федерации 1
По теме: Современное отечественное законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты 1
Выполнил студент 5 курса заочной формы обучения Глотов Максим Юрьевич 1
Преподаватель: к.ю.н., доцент Кирилин А.В. 1
1
Введение 3
Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в российской федерации: становление и развитие 4
Правовое регулирование процедуры несостоятельности (банкротства) 6
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Как хорошо известно банкротство — это один из основных элементов рыночной и государственной экономики. Законы рынка диктуют необходимость существования такого института. Тем не менее, есть много негативных ситуаций, когда участники рынка по каким-то причинам не могут выполнить взятые на себя денежные задолженности или другие финансовые обязательства. Таким образом, они создают проблемы не только для себя, но и для существующих контрагентов и партнеров организации.
Сегодня стало очевидным, что проблемы, связанные с банкротством, не могут быть решены только в рамках закона о несостоятельности (банкротстве). Интенсивное перераспределение собственности привело к появлению новых методов злоупотребления. Обобщение практики применения правил о несостоятельности (банкротстве) показывает высокую распространенность эгоистичных мотивов применения такой формы восстановления российской экономики, как банкротство.
Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в российской федерации: становление и развитие
История формирования правового регулирования института несостоятельности (банкротства) в России насчитывает н одну сотню лет. Указанный институт, несомненно, на сегодняшний день достиг значительного уровня развития, основываясь на опыте и базе, сформировавшейся на протяжении столетий.
Русская Правда, являясь документом правовым ΧΙ-ΧΙΙ вв., регулировала вопрос об особом положении купца, его денежных и товарных операциях, право на получение которых не распространялось на обычных горожан. Статья 68 Русской Правды посвящена несостоятельность, на что указывает понятие «стечение кредиторов1». В частности, в статье говорится исключительно о торговой несостоятельности, таким образом, указывая, что применение нормы к лицам, которые не связаны с торговой деятельностью, невозможно. Кроме того, ст. 68 содержит определение несчастной несостоятельности, а также несостоятельности, которая произошла по вине должника. При этом, несчастной несостоятельностью считалась та, которая произошла вследствие кораблекрушения, неприятельских войск или пожара2. Статья 69 Русской Правды указывала на правило о порядке распределения имущества должника между различными категориями кредиторов.
Помимо Русской Правды, среди документов, которые содержали нормы о несостоятельности, были договоры князя Мстислава Давыдовича с Ригой и немецкими городами 1229 г. Вышеназванные договоры закрепляли взаимное удовлетворение требований немецкого кредитора по отношению к русскому должнику в Смоленске и наоборот. В XVIII века Коммерц-Коллегии была поручена деятельность по разработке к 1740 г. проекта Устава о несостоятельности. Данный проект, получивший название «Банкротский устав», был утвержден 15 декабря 1740 г. Практического применения «Банкротский устав» не получил, вследствие чего Российская империя заимствовала применение норм иностранного законодательства о банкротстве или использовала нормы обычного права.
19 декабря 1800 года было ознаменовано принятием «Устава о банкротах». Фактически указанный устав был разделен на две части: первая содержала нормы о купеческой несостоятельности, вторая – о вступлении дворян в обязательства. Следует отметить, что законодатель впервые выделил правовое регулирование двух видов банкротства. Термин банкротство «Устав о банкротах» определяет как торговое и неторговое. Законодатель также предусматривает досудебную меру по предупреждению банкротства, суть которой состоит в отсрочке платежей, то есть долгов. Кроме того, интересной представляется и градация несостоятельности, используемая законодателем, а именно, Устав различает три вида несостоятельности: «происходящей или от несчастия, или от небрежения и от своих пороков, или от подлога». Должник первой категории законодателем назван упадшим, второй и третьей категории именуется банкротом, которой также может быть неосторожным и злостным.
Способов открытия несостоятельности существовало два. Первый способ – судебный, второй – по требованию кредиторов. Открытие несостоятельности имело последствия как личные, так и имущественные. Последние состояли в передаче на конкурс имущества должника, личные же последствия заключались в том, что должник подлежал заключению под стражу. Однако кредиторы большинством голосов имели возможность освободить должника от заключения под стражу.
В процессе правоприменительной практики законодателем были обнаружены недостатки действовавшего Устава о банкротах, в результате чего 23 июня 1832 г. был принят «Устав о торговой несостоятельности»3. Необходимо отметить, что новый Устав вносил изменения лишь в первую часть раннее действующего. Институт несостоятельности был разделен по сословному признаку, в чем и заключалось основное нововведение. В частности, к торговой несостоятельности были отнесены купеческая и мещанская, к неторговой была отнесена несостоятельность дворян. Вышеназванное положение было отменено лишь в 1846 году, на основании чего введен единый порядок конкурсного производства применительно ко всем лицам, которые занимались торговлей вне зависимости от сословной принадлежности.
Революция 1917 года оказала значительное влияние на законотворческий процесс в России. Несомненно, основополагающим изменениям подвергалась область государственного права. Несмотря на это, реформированию были подвергнуты и правоотношения, связанные с несостоятельностью (банкротством). К примеру, Положение о выборах в учредительное собрание указывало, что «права участия в выборах лишаются:… 3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании4».
Далее на законодательство существенное влияние оказал переход к новой экономической политики (далее – НЭП). Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, Постановлением ВЦИК от 10 июля 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (далее – ГПК РСФСР), включивший в себя главы, регулирующие институт несостоятельности (банкротства). Так, например, в главах 37-39 ГПК РСФСР детально регламентировалось конкурсное производство, определялись специальные условия признания недействительности сделок, указывались правила зачета взаимных требований, устанавливалась возможность отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров, и, что вызывает в настоящее время наибольший интерес, был предусмотрен механизм реабилитации предприятий (особое управление) – своего рода прообраз современного внешнего управления. ГПК РСФСР не был лишен недостатков. К примеру, особое управление не применялось к государственным и кооперативным организациям, в свою очередь мировые сделки были применимы исключительно к данным организациям.
Со свертыванием НЭПа применение института несостоятельности на практике прекратилось, соответствующие разделы были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу «как не имеющие практической значимости5» советское гражданское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института совершенно несовместимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства и незащищенность участников гражданского оборота6.
С распадом СССР и возрождением рыночных отношений было возобновлено развитие законодательства о несостоятельности. Первым документом, подтверждающим внимание государства к данной проблеме, стал Указ Президента РФ от 14 июня 1992 года № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур»7. Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок. Указ определил срок его действия: с момента опубликования до принятия Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»8, который вступил в силу с 19 ноября 1992 года. Со временем практика применения выявила существенные недостатки этого нормативного акта.
Однако он имел и положительный эффект. Появилась принципиальная возможность признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов. Однако уже в 1998 году Государственной Думой был принят новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ, введенный в действие на территории Российской Федерации с 1 марта 1998 г.
Продолжением и развитием реформы законодательства о несостоятельности стал новый этап правового регулирования института банкротства в России, а именно принятие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ9.
Таким образом, становление и развитие правового регулирования института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации происходило под влиянием политических и социально-экономических изменений. Последующие изменения в действующем законодательстве о несостоятельности (банкротстве) неизбежны не только по причине выявления недостатков в ходе правоприменительной практики, но и по причине постоянной динамики общественных отношений.
Правовое регулирование процедуры несостоятельности (банкротства)
Несостоятельность (банкротство) — это признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и исполнить обязательства по уплате обязательных государственных платежей.
На сегодняшний день российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) вбирает в себя совокупность различных по своей юридической силе нормативно-правовых актов. Между тем, правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) содержатся не только в ГК РФ10 и в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»11, но и в ряде иных нормативно-правовых актах.
По мнению А.Ю. Самохваловой: «в систему источников правового регулирования банкротства, прежде всего, входят:
1. Конституция Российской Федерации – особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, главенствующий закон государства. В процедуре банкротства Конституция находит свое отражение при определении основных конституционных принципов, в частности:
-
признание и защита равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8); -
недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). В деле о признании несостоятельности (банкротства) принудительное отчуждение имущества должника свершается только после вынесения судебного решения о введении процедуры реализации; -
возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). Данный принцип содержит в себе положение о приостановлении исполнения должником своих обязательств перед какими-либо то не было кредиторами в ходе реализации процедуры12].
2. Процессуальное законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства), является комплексным, поскольку в его состав входят правовые акты, аккумулирующие в себе нормы как частного (гражданского), публичного (уголовного, процессуального) права, так и материального, процессуального права.
Аккумулируя процессуальное законодательство, процедура банкротства вбирает в себя нормативно-правовые акты, имеющие как общий, так и специальный характер своего происхождения. Это приводит к возникновению коллизий между правовыми нормами, в частности Закона о банкротстве и нормами ГК РФ, АПК РФ