Файл: Федеральная служба исполнения наказаний вологодский институт права и экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– поиск и отбор данных по запросам пользователей.

– обработка данных и вывод результатов.

База данных обеспечивает хранение информации и представляет собой поименованную совокупность данных, организованных по определенным правилам, включающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными.

Система управления базами данных представляет собой пакет прикладных программ и совокупность языковых средств, предназначенных для создания, сопровождения и использования баз данных.

Модели данных в СУБД

Хранимые в базе данные имеют определенную логическую структуру, то есть представлены некоторой моделью, поддерживаемой СУБД. К числу важнейших относятся следующие модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная, объектно-ориентированная.

В иерархической модели данные представляются в виде древовидной (иерархической) структуры. Она удобна для работы с иерархически упорядоченной информацией и громоздка для информации со сложными логическими связями.

Сетевая модель означает представление данных в виде произвольного графа. Достоинством сетевой и иерархической моделей данных является возможность их эффективной реализации по показателям затрат памяти и оперативности. Недостатком сетевой модели данных является высокая сложность и жесткость схемы БД, построенной на ее основе.

Реляционная модель данных (РМД) название получила от английского термина relation – отношение. При соблюдении определенных условий отношение представляется в виде двумерной таблицы, привычной для человека. Большинство современных БД для персональных ЭВМ являются реляционными.

Объектно – ориентированные БД объединяют в себе две модели данных, реляционную и сетевую, и используются для создания крупных БД со сложными структурами данных.

Поле – наименьший поименованный элемент информации, хранящейся в БД и рассматриваемой как единое целое.

Поле может быть представлено числом, буквами пли их сочетанием (текстом). Например, в телефонном справочнике полями являются фамилия и инициалы, адрес, номер телефона, т.е. три поля, причем все текстовые (номер телефона также рассматривается как некоторый текст).




Рис. Представление информации в БД

Запись – совокупность полей, соответствующих одному объекту. Так, абоненту телефонной сети соответствует запись, состоящая из трех полей.

Все данные в БД разделены по типам. Вся информация полей, принадлежащих одному столбцу, имеет один и тот же тип. Такой подход позволяет ЭВМ организовать контроль вводимой информации.

Основные типы полей баз данных:

– Символьный (текстовый). В таком поле по умолчанию может храниться до 256 символов.

– Числовой. Содержит числовые данные различных форматов, используемые для проведения расчетов.

– Дата / время. Содержит значение даты и времени.

– Денежный. Включает денежные значения и числовые данные до пятнадцати знаков целой части и четырех знаков дробной части.

– Счетчик. Специальное числовое поле, в котором СУБД присваивает уникальный номер каждой записи.

– Логический. Может хранить одно из двух значений: true or false.

– Поле объекта OLE (Object Linking and Embedding – технология вставки и связывания объекта). Это поле может содержать любой объект электронной таблицы, документ microsoft word, рисунок, звукозапись или другие данные в двоичном формате, внедренные или связанные с СУБД.

Свойства полей базы данных

Имя поля — определяет, как следует обращаться к данным этого поля при автоматических операциях с базой (по умолчанию имена полей используются в качестве заголовков столбцов таблиц).

Тип поля — определяет тип данных, которые могут содержаться в данном поле.

Размер поля — определяет предельную длину (в символах) данных, которые могут размещаться в данном поле.
Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое база данных? Система управления базами данных?

2. Какие объекты включает в себя база данных? Что является её основой?

3. Как внести изменения в существующую базу данных?

4. Как выбрать необходимую информацию из БД?

5. Каким образом создается база данных в режиме таблицы?

6. Как сортируются записи в БД?

7. Как отфильтровать БД?

8. Как создаются отчеты в БД?

9. Как осуществляется фильтрация данных в СУБД?

10. Что такое отчет? Чем отчеты отличаются от запросов и других объектов в СУБД?


Тема 4.2. Обзор информационных систем (ИС) и автоматизированных рабочих мест (АРМ)

(для самостоятельного изучения)

Учебные вопросы:
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Определение и классификация информационных систем.

  • Виды обеспечения информационных систем, информационные процессы.

  • Определение, состав, назначение автоматизированного рабочего места, примеры.



    Основные сведения по теме:

    Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

    Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

    Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

    Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

    Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы. 

    Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

    Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

    Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

    Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными
    программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

    В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].

    Под АРМ специалиста общего назначения следует понимать его рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно – технический комплекс индивидуального или коллективного пользователя, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм. АРМ включает три основных компонента: обучающую систему, комплекс программных продуктов по обработке информации и сервисные средства. АРМ — автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ.
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Дайте определение информационной системе.

    2. Классифицируйте ИС

    3. Опишите этапы создания ИС и приведите примеры.

    4. Дайте определение АРМ специалиста.


    Тема 4.3. Общие и специализированные АРМ

    (для самостоятельного изучения)

    Учебные вопросы:

    1. Понятие АРМ общего и специального назначения.

    2. Сходства и различия АРМ общего и специального назначения.



    Основные сведения по теме

    АРМ общего назначения представляет собой комплекс из персонального компьютера в базовой комплектации, периферийной техники, системного программного обеспечения и прикладного программного обеспечения, включающего в себя офисные приложения, локальную сеть и браузер с выходом в Интернет. АРМ общего назначения обеспечивает работу универсального офисного сотрудника.

    АРМ специалиста –