Файл: Федеральная служба исполнения наказаний вологодский институт права и экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
это совокупность методических, языковых, технических и программных средств, позволяющих организовать работу конечных пользователей в некоторой предметной области.

АРМ должен отвечать следующим требованиям:

– своевременное удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;

– минимальное время ответа на запросы пользователя;

– адаптация к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам;

– простота освоения приемов работы на АРМ и легкость общения, надежность и простота обслуживания;

– терпимость по отношению к пользователю;

– возможность быстрого обучения пользователя;

– возможность работы в составе вычислительной сети.

В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы:

1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.

2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.

3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб.

4. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.

5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.

В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку:

1. АРМ административно – управленческого персонала;

2. АРМ проектировщика по видам отраслей, автоматизированных систем управления и т.д.

3. АРМ специалиста в области экономики, математики, физики, и т. д.

4. АРМ производственно-технологического назначения.

Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых задач. Возможны следующие группы АРМ:

1. Для решения информационно-вычислительных задач;

2. Для решения задач подготовки и ввода данных;


3. Для решения информационно-справочных задач;

4. Для решения задач бухгалтерского учета;

5. Для решения задач статистической обработки данных;

6. Для решения задач аналитических расчетов.

Обоснованное отнесения АРМ к определенной группе будет способствовать более глубокому и тщательному анализу, возможности сравнительной оценки различных однотипных АРМ с целью выбора наиболее предпочтительного. Оснащение специалистов такими АРМ позволяет повысить производительность труда учрежденческих работников, сократить их численность и при этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.

Основными компонентами автоматизированного рабочего места являются: информационное обеспечение; техническое обеспечение; математическое обеспечение; лингвистическое обеспечение; организационное обеспечение; эргономическое обеспечение; правовое обеспечение.
Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет АРМ как функциональное понятие?

2. Дайте определение АРМ специалиста.

3. Что входит в базовый состав АРМ?

4. Назовите основные функции АРМ.
Тема 5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

Учебные вопросы:

  1. Классификация компьютерных сетей.

  2. Основные компоненты компьютерной сети.

  3. Общая характеристика Internet.


Основные сведения по теме:

Компьютерная сеть — система взаимосвязанных между собой компьютеров, предназначенных для передачи, хранения и обработки информации (группа компьютеров, соединенных между собой кабелями или другой средой передачи данных).

Основные возможности, назначение, преимущества сети

  • быстрый обмен информацией между пользователями;

  • совместное использование и общий доступ к ресурсам (дорогостоящая и эффективная аппаратура, периферийные устройства, подключенные к сети, специальные и общие программы, данные, уникальная информация, архивы, БД);

  • оптимальное распределение нагрузки между несколькими компьютерами (возможность объединения вычислительных мощностей для решения сложных задач);

  • возможность резервирования для повышения устойчивости всей системы к отказам;

  • создание гибкой рабочей среды.


Элементы сети

Рабочая станция (узел) — компьютер, подключенный к сети и работающий под управлением локальной операционной системы.

Сервер сети — главный, центральный компьютер, выполняет функции управления распределением сетевых ресурсов и предоставления различного рода сервисных услуг.

Клиент – компьютер, подключенный к сети, имеющий доступ к устройствам и ресурсам сервера.

Сеть является системой, в которой происходит передача информации. Компьютерная сеть включает все аппаратное и программное обеспечение, необходимое для подключения компьютеров и другого электронного оборудования к каналу, по которому они могут общаться друг с другом.

Коммуникационные узлы — различные устройства, обеспечивающие объединение компьютеров в единую сеть (модемы, повторители, коммутаторы (мосты), маршрутизаторы, шлюзы и др.).

Средства связи — витая пара, оптоволоконный кабель, коаксиальный кабель, телефонный кабель.

Сетевое программное обеспечение — для решения задач обработки информации, осуществления планирования и организации коллективного доступа к информационным ресурсам сети, динамического распределения этих ресурсов. Сетевые программные средства включают в себя сетевую операционную систему и сетевое программное обеспечение управления.

Классификация сетей

В зависимости от расстояния между связываемыми узлами различают вычислительные сети:

локальные (ЛВС) — охватывающие ограниченную территорию (обычно в пределах удаленности станций не более чем на несколько десятков или сотен метров друг от друга, реже на 1—2 км).

территориальные — охватывающие значительное географическое пространство; среди территориальных сетей можно выделить сети региональные и глобальные, имеющие соответственно региональные или глобальные масштабы.

В зависимости от способа управления различают сети:

  • «клиент/сервер» (распределенные сети) — в них выделяется один или несколько узлов (серверы), выполняющих в сети управляющие или специальные обслуживающие функции, а остальные узлы (клиенты) являются терминальными или рабочими станциями — в них работают пользователи.

  • одноранговые — в них все узлы равноправны.

Топология – способ связывания элементов сети между собой. Различают сети шинной (магистральной), кольцевой, звездной, произвольной топологии


Интернет – глобальная сеть сетей, взаимно связанных протоколами TCP/IP и другими коммуникационными протоколами;

Сеть Интернет организована так, что

  1. нет центрального управляющего пункта, децентрализованное управление, т.е.

Интернет можно понимать как пространство, внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных.

2. сеть функционирует благодаря наличию определенных стандартов взаимодействия компьютеров и используемых программ.

3. При выходе из строя любого узла сети Интернет все остальные её компоненты сохраняют свою жизнеспособность и могут продолжать нормальную работу.

4. сообщения при передаче разбиваются на куски и помещаются в так называемые «пакеты», имеющие адрес получателя и отправителя. Пакеты движутся различными путями, при достижении адресата собираются вместе и восстанавливается исходное сообщение.

Принципы работы Интернета

1. В основе работы лежит технология «клиент/сервер», т.е. взаимодействуют три элемента – клиент, сервер, сеть Интернет, передающая запросы и ответы между ними. Клиентом и сервером могут быть программы, компьютеры с этими программами.

2. Процесс передачи информации в сети опирается на два основных понятия: адрес и протокол.

Любой компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный номер – адрес (IP-адрес и доменное имя).

Протокол – это набор соглашений и правил, определяющих порядок обмена данными в сети.Базовые протоколы в Интернете: TCP – Протокол управления передачей и IP – Протокол Интернета (TCP/IP).
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение компьютерной сети, назовите её состав, элементы, назначение.

  2. Как классифицируются компьютерные сети?

  3. Дайте определение протокола сети, топологии сети.

  4. Назовите особенности и основные возможности Internet для конечного пользователя.


Тема 5.2. Методы и средства защиты информации

Учебные вопросы:

  1. Основные объекты информационной безопасности и их защита

  2. Правила и методы защиты информации в средствах компьютерной техники

  3. Компьютерные вирусы

  4. Антивирусные программы

  5. Компьютерная преступность


Основные сведения по теме:

Свойства информации с точки зрения информационной безопасности: защищенность, конфиденциальность, целостность и доступность информации.


Свойство целостности данных – это гарантия их сохранности при случайных и преднамеренных действиях. Целостность данных означает, что данные (и общедоступные, и конфиденциальные) не были изменены, подменены или уничтожены.

Конфиденциальность информации – требование не передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Доступность информации – свойство информации, состоящее в том, что субъекты, имеющие право доступа, могут реализовать его беспрепятственно.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Вся информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Защита информации– деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в различных сферах – политике, экономике, обороне, и на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач информационной безопасности на уровне организации.

Информационная безопасность зависит не только компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры (систем электро-, водо-, теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникации, обслуживающий персонал).

Существует четыре действия, которые могут содержать в себе угрозу: сбор, модификация (искажение), утечка и уничтожение информации.

Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации.