Файл: Федеральная служба исполнения наказаний вологодский институт права и экономики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
это совокупность методических, языковых, технических и программных средств, позволяющих организовать работу конечных пользователей в некоторой предметной области.
АРМ должен отвечать следующим требованиям:
– своевременное удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;
– минимальное время ответа на запросы пользователя;
– адаптация к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам;
– простота освоения приемов работы на АРМ и легкость общения, надежность и простота обслуживания;
– терпимость по отношению к пользователю;
– возможность быстрого обучения пользователя;
– возможность работы в составе вычислительной сети.
В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы:
1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.
2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.
3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб.
4. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.
5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.
В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку:
1. АРМ административно – управленческого персонала;
2. АРМ проектировщика по видам отраслей, автоматизированных систем управления и т.д.
3. АРМ специалиста в области экономики, математики, физики, и т. д.
4. АРМ производственно-технологического назначения.
Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых задач. Возможны следующие группы АРМ:
1. Для решения информационно-вычислительных задач;
2. Для решения задач подготовки и ввода данных;
3. Для решения информационно-справочных задач;
4. Для решения задач бухгалтерского учета;
5. Для решения задач статистической обработки данных;
6. Для решения задач аналитических расчетов.
Обоснованное отнесения АРМ к определенной группе будет способствовать более глубокому и тщательному анализу, возможности сравнительной оценки различных однотипных АРМ с целью выбора наиболее предпочтительного. Оснащение специалистов такими АРМ позволяет повысить производительность труда учрежденческих работников, сократить их численность и при этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.
Основными компонентами автоматизированного рабочего места являются: информационное обеспечение; техническое обеспечение; математическое обеспечение; лингвистическое обеспечение; организационное обеспечение; эргономическое обеспечение; правовое обеспечение.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что собой представляет АРМ как функциональное понятие?
2. Дайте определение АРМ специалиста.
3. Что входит в базовый состав АРМ?
4. Назовите основные функции АРМ.
Тема 5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети
Учебные вопросы:
Основные сведения по теме:
Компьютерная сеть — система взаимосвязанных между собой компьютеров, предназначенных для передачи, хранения и обработки информации (группа компьютеров, соединенных между собой кабелями или другой средой передачи данных).
Основные возможности, назначение, преимущества сети
Элементы сети
Рабочая станция (узел) — компьютер, подключенный к сети и работающий под управлением локальной операционной системы.
Сервер сети — главный, центральный компьютер, выполняет функции управления распределением сетевых ресурсов и предоставления различного рода сервисных услуг.
Клиент – компьютер, подключенный к сети, имеющий доступ к устройствам и ресурсам сервера.
Сеть является системой, в которой происходит передача информации. Компьютерная сеть включает все аппаратное и программное обеспечение, необходимое для подключения компьютеров и другого электронного оборудования к каналу, по которому они могут общаться друг с другом.
Коммуникационные узлы — различные устройства, обеспечивающие объединение компьютеров в единую сеть (модемы, повторители, коммутаторы (мосты), маршрутизаторы, шлюзы и др.).
Средства связи — витая пара, оптоволоконный кабель, коаксиальный кабель, телефонный кабель.
Сетевое программное обеспечение — для решения задач обработки информации, осуществления планирования и организации коллективного доступа к информационным ресурсам сети, динамического распределения этих ресурсов. Сетевые программные средства включают в себя сетевую операционную систему и сетевое программное обеспечение управления.
Классификация сетей
В зависимости от расстояния между связываемыми узлами различают вычислительные сети:
локальные (ЛВС) — охватывающие ограниченную территорию (обычно в пределах удаленности станций не более чем на несколько десятков или сотен метров друг от друга, реже на 1—2 км).
территориальные — охватывающие значительное географическое пространство; среди территориальных сетей можно выделить сети региональные и глобальные, имеющие соответственно региональные или глобальные масштабы.
В зависимости от способа управления различают сети:
Топология – способ связывания элементов сети между собой. Различают сети шинной (магистральной), кольцевой, звездной, произвольной топологии
Интернет – глобальная сеть сетей, взаимно связанных протоколами TCP/IP и другими коммуникационными протоколами;
Сеть Интернет организована так, что
Интернет можно понимать как пространство, внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных.
2. сеть функционирует благодаря наличию определенных стандартов взаимодействия компьютеров и используемых программ.
3. При выходе из строя любого узла сети Интернет все остальные её компоненты сохраняют свою жизнеспособность и могут продолжать нормальную работу.
4. сообщения при передаче разбиваются на куски и помещаются в так называемые «пакеты», имеющие адрес получателя и отправителя. Пакеты движутся различными путями, при достижении адресата собираются вместе и восстанавливается исходное сообщение.
Принципы работы Интернета
1. В основе работы лежит технология «клиент/сервер», т.е. взаимодействуют три элемента – клиент, сервер, сеть Интернет, передающая запросы и ответы между ними. Клиентом и сервером могут быть программы, компьютеры с этими программами.
2. Процесс передачи информации в сети опирается на два основных понятия: адрес и протокол.
Любой компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный номер – адрес (IP-адрес и доменное имя).
Протокол – это набор соглашений и правил, определяющих порядок обмена данными в сети.Базовые протоколы в Интернете: TCP – Протокол управления передачей и IP – Протокол Интернета (TCP/IP).
Вопросы для самоконтроля:
Тема 5.2. Методы и средства защиты информации
Учебные вопросы:
Основные сведения по теме:
Свойства информации с точки зрения информационной безопасности: защищенность, конфиденциальность, целостность и доступность информации.
Свойство целостности данных – это гарантия их сохранности при случайных и преднамеренных действиях. Целостность данных означает, что данные (и общедоступные, и конфиденциальные) не были изменены, подменены или уничтожены.
Конфиденциальность информации – требование не передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Доступность информации – свойство информации, состоящее в том, что субъекты, имеющие право доступа, могут реализовать его беспрепятственно.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Вся информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.
Защита информации– деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в различных сферах – политике, экономике, обороне, и на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач информационной безопасности на уровне организации.
Информационная безопасность зависит не только компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры (систем электро-, водо-, теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникации, обслуживающий персонал).
Существует четыре действия, которые могут содержать в себе угрозу: сбор, модификация (искажение), утечка и уничтожение информации.
Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации.
АРМ должен отвечать следующим требованиям:
– своевременное удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;
– минимальное время ответа на запросы пользователя;
– адаптация к уровню подготовки пользователя и его профессиональным запросам;
– простота освоения приемов работы на АРМ и легкость общения, надежность и простота обслуживания;
– терпимость по отношению к пользователю;
– возможность быстрого обучения пользователя;
– возможность работы в составе вычислительной сети.
В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы:
1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.
2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.
3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб.
4. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.
5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.
В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку:
1. АРМ административно – управленческого персонала;
2. АРМ проектировщика по видам отраслей, автоматизированных систем управления и т.д.
3. АРМ специалиста в области экономики, математики, физики, и т. д.
4. АРМ производственно-технологического назначения.
Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых задач. Возможны следующие группы АРМ:
1. Для решения информационно-вычислительных задач;
2. Для решения задач подготовки и ввода данных;
3. Для решения информационно-справочных задач;
4. Для решения задач бухгалтерского учета;
5. Для решения задач статистической обработки данных;
6. Для решения задач аналитических расчетов.
Обоснованное отнесения АРМ к определенной группе будет способствовать более глубокому и тщательному анализу, возможности сравнительной оценки различных однотипных АРМ с целью выбора наиболее предпочтительного. Оснащение специалистов такими АРМ позволяет повысить производительность труда учрежденческих работников, сократить их численность и при этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.
Основными компонентами автоматизированного рабочего места являются: информационное обеспечение; техническое обеспечение; математическое обеспечение; лингвистическое обеспечение; организационное обеспечение; эргономическое обеспечение; правовое обеспечение.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что собой представляет АРМ как функциональное понятие?
2. Дайте определение АРМ специалиста.
3. Что входит в базовый состав АРМ?
4. Назовите основные функции АРМ.
Тема 5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети
Учебные вопросы:
-
Классификация компьютерных сетей. -
Основные компоненты компьютерной сети. -
Общая характеристика Internet.
Основные сведения по теме:
Компьютерная сеть — система взаимосвязанных между собой компьютеров, предназначенных для передачи, хранения и обработки информации (группа компьютеров, соединенных между собой кабелями или другой средой передачи данных).
Основные возможности, назначение, преимущества сети
-
быстрый обмен информацией между пользователями; -
совместное использование и общий доступ к ресурсам (дорогостоящая и эффективная аппаратура, периферийные устройства, подключенные к сети, специальные и общие программы, данные, уникальная информация, архивы, БД); -
оптимальное распределение нагрузки между несколькими компьютерами (возможность объединения вычислительных мощностей для решения сложных задач); -
возможность резервирования для повышения устойчивости всей системы к отказам; -
создание гибкой рабочей среды.
Элементы сети
Рабочая станция (узел) — компьютер, подключенный к сети и работающий под управлением локальной операционной системы.
Сервер сети — главный, центральный компьютер, выполняет функции управления распределением сетевых ресурсов и предоставления различного рода сервисных услуг.
Клиент – компьютер, подключенный к сети, имеющий доступ к устройствам и ресурсам сервера.
Сеть является системой, в которой происходит передача информации. Компьютерная сеть включает все аппаратное и программное обеспечение, необходимое для подключения компьютеров и другого электронного оборудования к каналу, по которому они могут общаться друг с другом.
Коммуникационные узлы — различные устройства, обеспечивающие объединение компьютеров в единую сеть (модемы, повторители, коммутаторы (мосты), маршрутизаторы, шлюзы и др.).
Средства связи — витая пара, оптоволоконный кабель, коаксиальный кабель, телефонный кабель.
Сетевое программное обеспечение — для решения задач обработки информации, осуществления планирования и организации коллективного доступа к информационным ресурсам сети, динамического распределения этих ресурсов. Сетевые программные средства включают в себя сетевую операционную систему и сетевое программное обеспечение управления.
Классификация сетей
В зависимости от расстояния между связываемыми узлами различают вычислительные сети:
локальные (ЛВС) — охватывающие ограниченную территорию (обычно в пределах удаленности станций не более чем на несколько десятков или сотен метров друг от друга, реже на 1—2 км).
территориальные — охватывающие значительное географическое пространство; среди территориальных сетей можно выделить сети региональные и глобальные, имеющие соответственно региональные или глобальные масштабы.
В зависимости от способа управления различают сети:
-
«клиент/сервер» (распределенные сети) — в них выделяется один или несколько узлов (серверы), выполняющих в сети управляющие или специальные обслуживающие функции, а остальные узлы (клиенты) являются терминальными или рабочими станциями — в них работают пользователи. -
одноранговые — в них все узлы равноправны.
Топология – способ связывания элементов сети между собой. Различают сети шинной (магистральной), кольцевой, звездной, произвольной топологии
Интернет – глобальная сеть сетей, взаимно связанных протоколами TCP/IP и другими коммуникационными протоколами;
Сеть Интернет организована так, что
-
нет центрального управляющего пункта, децентрализованное управление, т.е.
Интернет можно понимать как пространство, внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных.
2. сеть функционирует благодаря наличию определенных стандартов взаимодействия компьютеров и используемых программ.
3. При выходе из строя любого узла сети Интернет все остальные её компоненты сохраняют свою жизнеспособность и могут продолжать нормальную работу.
4. сообщения при передаче разбиваются на куски и помещаются в так называемые «пакеты», имеющие адрес получателя и отправителя. Пакеты движутся различными путями, при достижении адресата собираются вместе и восстанавливается исходное сообщение.
Принципы работы Интернета
1. В основе работы лежит технология «клиент/сервер», т.е. взаимодействуют три элемента – клиент, сервер, сеть Интернет, передающая запросы и ответы между ними. Клиентом и сервером могут быть программы, компьютеры с этими программами.
2. Процесс передачи информации в сети опирается на два основных понятия: адрес и протокол.
Любой компьютер, подключенный к Интернету, имеет свой уникальный номер – адрес (IP-адрес и доменное имя).
Протокол – это набор соглашений и правил, определяющих порядок обмена данными в сети.Базовые протоколы в Интернете: TCP – Протокол управления передачей и IP – Протокол Интернета (TCP/IP).
Вопросы для самоконтроля:
-
Дайте определение компьютерной сети, назовите её состав, элементы, назначение. -
Как классифицируются компьютерные сети? -
Дайте определение протокола сети, топологии сети. -
Назовите особенности и основные возможности Internet для конечного пользователя.
Тема 5.2. Методы и средства защиты информации
Учебные вопросы:
-
Основные объекты информационной безопасности и их защита -
Правила и методы защиты информации в средствах компьютерной техники -
Компьютерные вирусы -
Антивирусные программы -
Компьютерная преступность
Основные сведения по теме:
Свойства информации с точки зрения информационной безопасности: защищенность, конфиденциальность, целостность и доступность информации.
Свойство целостности данных – это гарантия их сохранности при случайных и преднамеренных действиях. Целостность данных означает, что данные (и общедоступные, и конфиденциальные) не были изменены, подменены или уничтожены.
Конфиденциальность информации – требование не передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Доступность информации – свойство информации, состоящее в том, что субъекты, имеющие право доступа, могут реализовать его беспрепятственно.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Вся информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Информационная безопасность – это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.
Защита информации– деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в различных сферах – политике, экономике, обороне, и на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач информационной безопасности на уровне организации.
Информационная безопасность зависит не только компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры (систем электро-, водо-, теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникации, обслуживающий персонал).
Существует четыре действия, которые могут содержать в себе угрозу: сбор, модификация (искажение), утечка и уничтожение информации.
Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации.