Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства)(Теоретические и правовые аспекты понятия банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств, учитывая график погашения задолженности, если иное не предусмотрено законом о банкротстве либо арбитражным судом.

В ходе финансового оздоровления руководство, сотрудники, органы управления предприятия должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями.

Однако на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего, содержащего обоснованные сведения о ненадлежащем исполнении руководителем предприятия-должника плана финансового оздоровления или о совершении им действий, нарушающих действующее законодательство, права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить действующего руководителя предприятия, объявленного банкротом от должности. [15 – С.73]

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения, или освобождения от работы, что входит в компетенцию исключительно арбитражного суда.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления автоматически влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении же следующей процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего. [10 – С.197]

План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) предприятия должника, собственником имущества должника, утверждается на собрании кредиторов и должен предусматривать варианты и способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в срок не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди в срок не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

График погашения задолженности по обязательным платежам, которые должны быть взысканы согласно действующему законодательству о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах. Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов учитывая очередность, установленную судом на основании закона о банкротстве. [9 – С.49]


Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления, должник обязан предоставить административному управляющему письменный отчет о результатах и итогах проведения финансового оздоровления.

По итогам результатов финансового оздоровления, а также возможных жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных документов:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве - когда непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы (недовольства) кредиторов являются необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае существования возможности восстановить платежеспособность предприятия должника. Общий срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Например, в случае если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, арбитражный суд уже не может вынести определение о введении внешнего управления в связи с невозможностью соблюдения сроков;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и, при наличии полных признаков невозможности возврата к платежеспособности. [11 – С.198]

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности более чем на 5 дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, с решением вопроса и требованием об исполнении должником обязательств согласно графику погашения задолженности.

Денежные средства, которые получены в результате исполнения лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств, перечисляются на счет предприятия должника для использования их для расчетов с кредиторами.

Возникшие споры между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности, и административным управляющим, конкурсными кредиторами и уполномоченными органами разрешаются только арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве.

2.3. Внешнее управление

Внешнее управление имуществом должника является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом лишь тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление. [9 – C.51]


Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, с возможностью его продления арбитражным судом, при наличии на то оснований, еще на 6 месяцев.

Представления какого-либо обоснования эффективности введения внешнего управления от собрания кредиторов не требуется. Анализ финансового состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности осуществляются временным управляющим. В обязанности кредиторов входит только определение (еще на стадии наблюдения) кандидатуры внешнего управляющего и предполагаемого срока проведения внешнего управления.

Последствиями введения внешнего управления являются:

  1. Отстранение руководителя должника от должности и полное возложение управлением предприятия, делами должника со всеми последствиями для него на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий всех органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т. д.), а также собственника имущества должника.
  3. Снятие всех ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов; арест имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве и только через арбитражный суд.
  4. Введение моратория на удовлетворение требований, то есть временное приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. [12 – С.199]

Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов — является одним из наиболее приемлемых и привлекательных условий внешнего управления для должника. Это позволяет в течение полутора лет (такой срок проведения внешнего управления) использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Во многих случаях это часто позволяет спасти от финансового банкротства.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от временного управляющего, внешний управляющий полностью и во всех вопросах заменяет собой руководителя должника. Он получает широкие полномочия по использованию и распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд, и в основном опирается на итоги работы и внешнего управляющего.

Кредиторы вправе предъявить свои денежные требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Обоснованные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением соответствующих документов.


Внешний управляющий вправе управлять и распоряжаться имуществом должника на свое усмотрение. Внешний управляющий наделен довольно широким кругом полномочий по управлению должником и несет полную ответственность за принятые им решения.

Однако существует определенная процедура так называемого управления (оздоровления).

Так, не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, который выносится на утверждение собранию кредиторов для его обсуждения, возможно изменения либо корректировки, с учетом возможных предложений.

План внешнего управления должен предусматривать конкретные меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, необходимые расходы должника и срок восстановления платежеспособности, которая позволит нормально функционировать в нормальных условиях и в дальнейшем.

План внешнего управления рассматривается кредиторами на собрании, которое созывается внешним управляющим в течение двух месяцев с даты утверждения процедуры внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за две недели до даты проведения собрания. По итогу собрания составляется протокол собрания кредиторов и уполномоченным лицом, согласно протокола заседания утверждается (либо не утверждается) предлагаемый, обсуждаемый план.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов, в рамках процедуры, представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее 5 дней с даты проведения собрания кредиторов. [10 – С.257]

Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен утвержденный и согласованный план внешнего управления, арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии следующей процедуры - конкурсного производства.

В качестве примера, планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие меры по восстановлению платежеспособности должника как:

  1. Перепрофилирование производства.
  2. Закрытие нерентабельных производств.
  3. Взыскание дебиторской задолженности.
  4. Продажа части имущества должника. [11 – С.217]


2.4. Конкурсное производство

Конкурсное производство представляет собой возможно основную завершающую стадию  процедуры банкротства предприятия должника.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются следующие:

  1. назначение специального лица (назначается арбитражным судом) для управления имуществом должника – конкурсного управляющего;
  2. полное отстранение руководства, сотрудников должника от управления своим имуществом;
  3. приостановление заявления требований кредиторов;
  4. предоставление возможности отказа в судебном порядке от сделок, совершенных должником до начала процесса конкурсного производства;
  5. формирование конкурсной массы за счет общего имущества, имеющегося у должника;
  6. удовлетворение требований кредиторов за счет общего имущества, имеющегося у должника, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленной очередностью. [11 – С.234]

Процедура конкурсного производства начинается с принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и вводится сроком на один год, который может быть продлен на шесть месяцев. При необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх этих сроков. Основанием для продления срока могут служить законные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости завершить продажу имущества должника и осуществить расчеты с кредиторами. [10 – С.284]

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

  • срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам долгам;
  • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну предприятия;
  • прекращается исполнение по всем исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, которые могли исполняться в ходе ранее введенных процедур банкротства;
  • исполнительные документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями непосредственно конкурсному управляющему;
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.