Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Некоторые авторы считают необходимым выстроить определенную иерархию функций налога. В частности, Н. П. Кучерявенко выделяет две группы функций. «Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную) …. Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций». Среди дополнительных функций учёный называет распределительную (перераспределение с помощью налогов), стимулирующую (или дестимулирующую), накопительную (создать участникам экономической деятельности условия для накопления)[14].
Другие авторитетные нaлоговеды, в частности А. В. Брызгалин, В. Г. Пансков[15], придерживаются мнения о полифункциональном характере налогов, полагая, что кроме фискальной и регулирующей функций следует выделять в качестве самостоятельных по меньшей мере также контрольную и распределительную функции.
Лыкова Л. Н. отмечает, что важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов непосредственно следует из их экономического содержания[16]. Она выделяет фискальную, распределительную (или перераспределительную), стимулирующую (или дестимулирующую), а также контрольную функцию. Но здесь стоит вопрос о самостоятельности стимулирующей функции, относительно к регулирующей функции налогов. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, то есть создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс личных и общественных интересов. Например, повышая ставки налогов на импортируемые товары в страну, можно сдерживать большой поток импортируемых товаров (дестимулирования), и наоборот, понижая ставки налогов на товары отечественных производителей, – стимулировать рост производительности и потребления отечественных товаров.
На основе выше изложенного, представляется видение множественности функциональных проявлений налогов. Видится логичным выделение четырех функций налога: фискальную, регулятивную, распределительную и контрольную.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую и дестимулирующую подфункции налогообложения.
Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.
Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков[17].
Все функции налогов обуславливаются взаимосвязанностью, но при этом эти направления не совпадают и не поглощаются друг другом, то есть обладают самостоятельностью.
Выводы
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налогообложение – это урегулированный правом процесс уплаты налогов, а также связанные с ним процессы (в том числе установление и отмена налогов, взыскание налогов, налоговый контроль, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения, защита прав налогоплательщиков).
Выделяют четыре функции налога: фискальную, регулятивную, распределительную и контрольную.
Через фискальную функцию происходит формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.
Распределительная функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.
Через контрольную функцию государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков.
Глава 2. Анализ налогов в Российской Федерации
2.1. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ
Формирование доходной части федерального бюджета происходит за счет налоговых поступлений. Создавая запас финансовыми ресурсов, государство создает условия для: поступательного развития экономики; организации дотаций субъектам, которые нуждаются в финансовой помощи; решения основных социальных задач.
Виды налогов по уровню подразделяют на: федеральные, региональные, местные и специально- го налогового режима. Динамика их структуры за 2014-2018 гг. по РФ представлена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика структуры налоговых поступлений по уровням в РФ за 2014-2018 гг., %[18]
Виды налогов по уровню |
Годы |
Отклонение (+; -) |
|
2014 |
2018 |
||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Федеральные |
82,09 |
79,21 |
-2,88 |
Региональные |
10,11 |
12,22 |
+2,11 |
Местные |
2,72 |
2,73 |
+0,01 |
Специальный налоговый режим |
5,08 |
5,85 |
+0,77 |
По итогам 2018 г. основная часть консолидированного бюджета в стране формировалась за счет федеральных налогов: 79.21 % со снижением в сравнении с 2014 г. на - 2,88 %. Влад региональных и местного уровня налогообложения был в разы меньше. Соответственно около 12 и 3 % с тенденцией к росту в анализируемом периоде.
Для углубления исследования проведем ранжирование динамики структуры налоговых поступлений по видам налогов в разрезе уровней. Расчеты представим в табл. 3. По приведенным аналитическим данным заключаем:
1. На федеральном уровне из шести представленных видов налогов наиболее весомы четыре, а именно: налоги на прибыль, доходы (37,98 %); налог на доходы физических лиц (20,53%); налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ (20,09 %) и налог на прибыль организаций (17,45 %).
Таблица 3
Ранжированная динамика структуры налоговых поступлений по видам и уровням в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг., %
Виды налогов |
Годы |
Отклонение (+;-) |
|
2014 |
2018 |
||
Федеральные налоги |
|||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Налоги на прибыль, доходы |
38,71 |
37,98 |
-0,73 |
Налог на доходы физических лиц |
22,35 |
20,53 |
-1,82 |
Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ |
18,19 |
20,09 |
+1,9 |
Налог на прибыль организаций |
16,36 |
17,45 |
+1,09 |
Налоги на товары реализуемые на территории РФ |
3,99 |
3,55 |
-0,44 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,41 |
0,40 |
-0,01 |
Региональные налоги |
|||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Налог на имущество организаций |
84,31 |
85,79 |
+1,48 |
Транспортный налог |
15,62 |
14,03 |
-1,59 |
Налог на игорный бизнес |
0,07 |
0,18 |
+0,11 |
Местные налоги |
|||
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Земельный налог |
86,60 |
75,31 |
-11,29 |
Налог на имущество физических лиц |
13,40 |
24,69 |
+11,29 |
2. Региональные налоги формируются за счет налога на имущество организаций (почти 86 % по данным 2018 г. с тенденцией к росту +1,48 %) и транспортного налога (около 14 % со снижением пропорций в сравнении с 2014 г. на -1,59 %).
3. Местные налоги на 75 % складываются из земельного налога и оставшаяся часть формируется за счет налога на имущество физических лиц.
В качестве количественной характеристики эффективности налоговой системы используют специальный показатель «налоговой нагрузки» в виде отношения суммы налогов в процентах к ВВП. Динамика расчета данного показателя в целом по РФ за 2014-2018 гг. отражена в табл. 4.
»
Таблица 4
Динамика ВВП, налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и налоговой нагрузки
за 2014-2018 гг., млрд. руб.[19]
Показатели |
Годы |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
ВВП |
79058,5 |
83094,3 |
86014,2 |
92101,3 |
103875,8 |
Налоговые поступления в консолидированный бюджет |
39721 |
45968,5 |
42993,1 |
43750,5 |
55881,4 |
Налоговая нагрузка, % |
50,24 |
55,32 |
49,98 |
47,50 |
53,80 |
Налоговая нагрузка в целом по РФ варьирует по годам от минимального в 2017 г. 47,5% до максимального в 2015 г. 55,32 %.
Выполним расчеты налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности и представим значения в ранжированном виде по убыванию в табл. 5.
Таблица 5
Ранжированная динамика налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности РФ за 2014-2018 гг., %
Виды экономической деятельности |
Годы |
Откл. (+;-) |
Среднее значение |
|
2014 |
2018 |
|||
Обрабатывающие производства |
18,64 |
21,65 |
+3,01 |
19,12 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8,34 |
7,84 |
-0,5 |
8,19 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3,40 |
1,92 |
-1,48 |
2,83 |
Транспорт и связь |
3,06 |
2,43 |
-0,63 |
2,74 |
Строительство |
2,70 |
3,01 |
+0,31 |
2,67 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,30 |
3,05 |
+0,75 |
2,63 |