Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что понятия «несостоятельность» и «банкротство» в романо-германской системе различаются, однако в современном российском законодательстве о несостоятельности они используются как тождественные: понятие «банкротство» чаще всего используется одновременно с понятием «несостоятельность»; в некоторых же случаях «банкротство» используется отдельно, что приводит некоторых авторов к суждениям о том, что они различны.

Но в юридической науке превалирует мнение о необходимости возврата дореволюционной трактовки, согласно которой под несостоятельностью понималось состояние недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, а банкротством считалось преступное деяние, совершаемое несостоятельным должником [7]

1.2 Признаки несостоятельности (банкротства)

Процедуры несостоятельности могут быть введены при наличии признаков, указанных в п. 2 ст. 6 и 2 ст. 213.3 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»[8]

В качестве признаков несостоятельности (банкротства) Закон о несостоятельности устанавливает признак неплатежеспособности и в некоторых случаях признак недостаточности имущества.

Понятия «неплатежеспособность» и «недостаточность имущества» появилось в действующем Законе о несостоятельности в апреле 2009 г.[9]

Законодатель по существу постулирует неплатежеспособность как признак несостоятельности наряду с недостаточностью имущества (абз. 36 ст. 2, абз. 6 п. 1 ст. 9, абз. 1 п. 2 ст. 61.2, абз. 1 п. 3 ст. 61.3), если анализировать понятия «неплатежеспособность», «недостаточность имущества» и «несостоятельность (банкротство)» в их соотношении, хотя такой вывод и не представляется однозначным, исходя из смысла закона, а иногда и прямо обозначает неплатежеспособность как признак несостоятельности, как, например, в п. 2 ст. 213.6 Закона о несостоятельности/.[10]

Анализируя указанные признаки, необходимо сказать, что законодатель не обозначил неплатежеспособность в качестве основания для введения процедур несостоятельности для юридических лиц, хотя и указал на наличие признаков несостоятельности (по терминологии закона – банкротства), установленных ст. 3 Закона о несостоятельности. С 1 июля 2015 г. законодателем неплатежеспособность обозначена в качестве основания для введения реабилитационных процедур реструктуризации долгов гражданина и реализации имущества в п. 2 ст. 213.2 Закона о несостоятельности, а также указаны определенный размер и срок задолженности перед кредиторами.


Следует отметить, что положения ст.3 Закона о несостоятельности являются общими и применяются, если специальными правилами Закона о банкротстве применительно к отдельным категориям должников не установлено иное.

Банкротство представляет собой очень продолжительный процесс осуществления различных экономических и правовых мероприятий, составные части которого характеризуются различной целевой направленностью, субъектным составом, содержанием и продолжительностью.

При этом в процедуре банкротства выделают досудебный и судебный этап. Досудебный этап начинается с появлением у юридического лица признаков несостоятельности. Завершение этого этапа связано либо с восстановлением финансовой устойчивости либо с переходом в судебный этап.

Судебный этап процесса банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявителем может быть должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда (п. 1 ст. 7 Закона о несостоятельности).

Процедура банкротства – это предусмотренный законодательством о банкротстве комплекс последовательных мер, устанавливающий особый статус должника и особый правовой режим его имущества, вводимый арбитражным судом, с определенной целью на определенный срок. Все процедуры банкротства проводятся в рамках судебного этапа. [11]

Правовые признаки процедуры банкротства, позволяющие отграничить её от иных мер, применяемых к должнику:

– введение, прекращение и контроль проведения процедуры осуществляется арбитражным судом в рамках рассмотрения дела о банкротстве;

– назначение для проведения процедуры независимого от должника лица (арбитражного управляющего);

– применение контрольно-обеспечительных мер в отношении должника и его органов управления (ограничение праводееспособности);

– установление ответственности должника и его органов управления за невыполнение условий проведения процедуры банкротства.

В целом, Закон о несостоятельности выделяет следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Более подробно о данных процедурах банкротства мы поговорим в следующем параграфе.

По итогу главы можно сказать о том, что зарождение правового регулирования банкротства произошло в Римском праве. В России, институт несостоятельности (банкротства) в целом долгое время не развивался и в настоящее время является относительно новой формой экономических отношений, находясь в процессе перманентного развития и трансформации. Анализ зарубежного опыта позволил нам прийти к выводу о том, что комплекс норм, регулирующих отношения несостоятельного должника с его кредиторами в России, следует называть институтом несостоятельности.


Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или об оплате труда лиц, которые работают или работали по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В качестве признаков несостоятельности (банкротства) Закон о несостоятельности устанавливает признак неплатежеспособности и в некоторых случаях признак недостаточности имущества.

Глава 2 Процедуры банкротства юридических лиц

2.1. Наблюдение

Действующее законодательство выделяет следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Остановимся наиболее подробно на каждой из указанных процедур.

По российскому законодательству процедурой наблюдения открывается производство по делу о несостоятельности. Процедура наблюдения впервые появилась в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г.

Понятие процедуры наблюдения находится в абз. 11 ст. 2 Закона о несостоятельности: «...процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику с целью обеспечить сохранность его имущества, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов»[12]

В целом можно выделить следующие признаки процедуры наблюдения:

1) Процедура несостоятельности (банкротства). Она применяется к неплатежеспособным должникам, в связи с тем что, к моменту подачи заявления о признании должника несостоятельным несостоятельность его только презюмируется, в ходе процедуры наблюдения должно быть выявлено финансовое состояние должника. В Законе о несостоятельности внесены правила введения процедуры и её последовательность. В процессе данной процедуры производится анализ финансового состояния должника.

2) Под контролем арбитражного суда осуществляется судебная процедура. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом по окончанию проверки обоснованности требований заявителя о признании должника несостоятельным (банкротом) в судебном заседании, которое назначают после принятия заявления в течение месяца, осуществляемое под контролем арбитражного суда[13].


Целями процедуры наблюдения являются:

1) оперативно обеспечить сохранность имущества должника и сохранить потенциальную возможность восстановления его платежеспособности;

2) предотвратить удовлетворение требований одним кредиторов в ущерб другим, защитить интересы экономически слабой стороны, таких, к примеру как кредиторов – граждан, здоровью которых причинен вред, вкладчиков банков, работников и др.;

3) установить истинное финансово-экономического состояние должника и наличие возможности предупреждения несостоятельности;

4) определить одно из направлений дальнейшего развития конкурсного процесса на основе первого решения собрания кредиторов:

– или провести оздоровительные мероприятия, дабы удовлетворить требования кредиторов в полной мере. Также важно помнить о том, что восстановительные процедуры могут продлиться два года и безуспешно завершиться, но в течение данного времени задолженность не будет погашаться;

– или признать должника банкротом и ликвидировать, распределяя между кредиторами его имеющееся имущество. В данном случае кредиторы быстрее получат денежные средства, которые им причитаются, но наверняка не в полном объеме.

На практике требования юридических лиц и государства, обычно, удовлетворяются в пределах 15% от суммы долга либо не удовлетворяются вообще [14]. В целом, процедура наблюдения оценивается как компромисс между соблюдением интересов кредиторов и должника[15].

Задачи процедуры наблюдения сводятся к тому, чтобы оградить имущество должника от наложений взысканий, от распределения между кредиторами; предотвратить недобросовестные действия должника по сокрытию и отчуждению своего имущества в ущерб кредиторам; пресечь нерациональное и экономически необоснованное расходование средств должником; провести анализ финансового состояния должника; выявить кредиторов, составить реестр их требований и провести первое собрание кредиторов[16].

Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий, его кандидатура, размер и источник вознаграждения указываются в определении о введении процедуры наблюдения.

В целом, процедура наблюдения вводится на период до даты проведения заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве, т.е. не более чем на 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.


Процедура наблюдения продолжается в течение определенного срока. Указанный срок не может превышать 7 месяцев с даты принятия заявления (ст. 51, п. 3 ст. 62 Закона). Её начало определено Законом и связано с проверкой обоснованности требований заявителя (должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа).

После принятия заявления, которое оформляется определением арбитражного суда, следует рассмотрение обоснованности требований заявителя в судебном заседании в сроки, определенные абз. 2 п. 6 ст. 42 Закона о несостоятельности.

Должнику предоставляется право направить в 10-дневный срок с момента получения определения о принятии заявления о признании его несостоятельным отзыв, в котором он может изложить доказательства необоснованности предъявленных к нему требований, если заявление подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом (ст. 47 Закона), что исключит возбуждение производства по делу о несостоятельности.

Рассмотрение обоснованности требований заявителя производится в судебном заседании, на которое приглашаются заявитель, должник, регулирующий орган и саморегулируемая организация арбитражных управляющих. В том случае если в ходе судебного заседания арбитражным судом будет установлена обоснованность требований заявителя, то суд выносит определение о признании требований заявителя обоснованными и о введении процедуры наблюдения (п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 Закона).

Окончание процедуры связано с принятием арбитражным судом решения о признании должника несостоятельным и введении конкурсного производства над имуществом должника при невозможности улучшить финансовое состояние должника либо определения о введении финансового оздоровления или внешнего управления при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника или определения об утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на основании ст. 75 действующего Закона.

В целом содержание процедуры наблюдения включает в себя следующие основополагающие принципы:

1. Юридическое лицо-должник продолжает осуществлять свою хозяйственную деятельность и участвовать в гражданском обороте.

2. Органы управления должника, к числу которых относятся общее собрание участников, генеральный директор и другие, продолжают осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями.

3. Арбитражный суд, временный управляющий, руководитель должника уведомляют о введении наблюдения заинтересованных лиц.