Файл: Правовые основы контроля за деятельностью нотариуса в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что вопросы правового статуса нотариуса, в т. ч. и профессиональных ограничений, должны быть четко урегулированы нормами закона. Как показало проведенное исследование, ответ на изучаемый вопрос был найден только в судебной практике, что, по нашему мнению, должно являться редким исключением. Действующее законодательство о нотариате требует серьезного реформирования с учетом правовых реалий, а также накопленного опыта нотариальной и судебной практики.

Более категоричный и четкий подход к ограничениям в деятельности нотариусов, в т. ч. и к решению исследуемого вопроса, предложен авторами законопроекта № 398234-6 «О нотариате и нотариальной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», депутатами П.В. Крашенинниковым, А.В. Кретовым[10]. В соответствии со ст. 12 указанного проекта нотариусу запрещается замещать государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы. Прежние ограничения сохранены, однако конкретизировано, что нотариус не имеет права выполнять функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также быть членом коллегиального органа коммерческой организации, за исключением случаев осуществления функций председателя нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или председателя Федеральной нотариальной палаты, а также случаев участия в общих собраниях юридических лиц, участником (членом) которых нотариус является.

Кроме того, в законопроекте конкретизированы ограничения, направленные на обеспечение профессионального принципа беспристрастности. В частности, уточнен перечень лиц, в отношении которых нотариус не имеет права совершать нотариальные действия. К таковым, по мнению авторов законопроекта, должны быть отнесены, помимо самого нотариуса, его супруг, дети, супруги детей, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, лица, в отношении которых нотариус является опекуном или попечителем, лица, с которыми нотариус состоит в отношениях общей собственности. Синхронно нотариусу запрещается совершать действия, направленные на обращение клиентов в свою нотариальную контору, а также заниматься саморекламой.

На наш взгляд, детальное регулирование на законодательном уровне вопроса профессиональных ограничений в деятельности нотариусов представляется весьма важным. Следует отметить, что действующая редакция Основ, хотя и содержит нормы-ограничения, однако их формулировки, как мы смогли убедиться выше, дают возможность их неоднозначного толкования, что является недопустимым, учитывая особый публично-правовой статус нотариуса РФ, а также особую доказательственную силу нотариальных актов.


1.2. Зарубежный опыт организации контроля за деятельностью нотариуса

Прежде всего следует определить, что нотариальная деятельность, как и любая другая деятельность, требует контроля. Необходимость данного контроля главным образом объясняется такими причинами, как:

  1. появление в реальной юридической практике проблем, которые с помощью контроля должны оперативно выявляться и эффективно устраняться;
  2. выработка мер по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. Вопросу контроля надлежит уделять особое внимание как в юридической практике, так и науке. Так, общая теория понимает контроль как «...процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигла своих целей»[11].

Вопросы функционирования нотариата в целом и непосредственно вопросы реформирования нотариальной деятельности в разных аспектах рассматривают в своих работах В. Жуйков, Е. Мурадян, А. Селянин и другие ученые. Вместе с тем реформирование должно базироваться на позитивном опыте развития системы контроля за нотариальной деятельностью в зарубежных странах, анализ которого мы и определяем в дальнейшем целью нашего исследования.

Судебный контроль за нотариальной деятельностью основывается на конституционном праве граждан на судебную защиту. Но в данном случае возникает вопрос: это судебный контроль за нотариальной деятельностью нотариуса или же за соблюдением прав человека? Представляется правильным именно второй вариант ответа на поставленный вопрос .

Так, для того чтобы был применен механизм контроля, необходимо наличие жалобы заинтересованного лица, которым является лицо, обратившееся за совершением нотариального действия. При этом могут быть обжалованы только отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия. Судебная практика рассмотрения дел показывает, что в большинстве случаев предметом обжалования в судах выступает отказ в совершении нотариального действия и в основном в делах о наследовании, когда участие нотариуса в процессе совершения прав обязательно. Другими словами, конституционное положение является в первую очередь гарантией защиты прав граждан, а не основой контроля за профессиональной деятельностью нотариусов[12].


Глава VII Основ законодательства Российской Федерации о нотариате называется «Контроль за деятельностью нотариусов». В частности, ст. 33 обозначает судебный контроль за совершением нотариальных действий: «Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке». Порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении определяется Главой 37 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако судебный контроль в Российской Федерации по своей природе другой, нежели административный, и обуславливается задачами судопроизводства, а также статусом суда как органа, призванного обеспечивать права и свободы граждан. «Поскольку нотариальные действия затрагивают субъективные права лиц, в отношении которых эти действия совершаются, закон предоставляет заинтересованным лицам право на обращение в суд...» [13].

Статья 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате закладывает базу для дисциплинарного контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. Часть 2 указанной статьи разбивает контроль по субъектному составу. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - Федеральная нотариальная палата. В данном случае предмет и содержание контроля будут идентичными. Ст. 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при характеристике порядка совершения нотариальных действий не разграничивает их по субъектному составу.[14]

Статья 28 Закона Республики Молдова «О нотариате»[15] устанавливает, что надзор за нотариальной деятельностью осуществляет Министерство юстиции. При этом Министерство юстиции обеспечивает единую нотариальную практику и осуществляет статистический анализ нотариальных актов, а также разрабатывает методологические рекомендации по единообразному применению законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, всеми лицами, осуществляющими нотариальную деятельность. Указанный Закон содержит сущность контроля, который заключается в осуществлении проверок нотариальной деятельности, в том числе ведения нотариальных реестров, хранения документов, использования электронной связи с реестрами посредством компьютерной сети, соблюдения распорядка работы. Проверки осуществляются один раз в два года. Для вновь назначенных нотариусов первая проверка производится после первого года деятельности. Дополнительные проверки проводятся только в случае получения сведений, требующих проверки. Закреплена обязанность нотариуса предоставлять проверяющим нотариальные реестры и другие необходимые материалы. Кроме того, в соответствии со ст. 25 Закона Республики Молдова «О нотариате» нотариус представляет Министерству юстиции один раз в полугодие отчет о своей профессиональной деятельности по форме, установленной Министерством [16].


Нормы Закона Республики Казахстан «О нотариате» проводят разграничение между государственными нотариусами и нотариусами, которые занимаются частной практикой. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственным нотариусом осуществляется территориальным органом юстиции. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусами, занимающимися частной нотариальной деятельностью, осуществляется территориальным органом юстиции и нотариальной палатой

К контролю со стороны государственного органа добавляется контроль со стороны профессиональной организации. Также следует обозначить, что порядок осуществления контроля устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской нотариальной палатой (ст. 31). Устанавливается также срок проведения проверок: «Проверка работы частного нотариуса, который приступил к совершению нотариальной деятельности, проводится не ранее нежели через шесть месяцев и не позже нежели через год после начала совершения им нотариальных действий и в последующем проводится не чаще одного раза в год»[17].

Закон Эстонской Республики «О нотариате» (ст. 5) предусматривает несколько другую схему контроля за нотариальной деятельностью. Общее правило исходит из того, что контроль за служебной деятельностью нотариуса осуществляет Министерство юстиции через уполномоченных чиновников. В то же время министр юстиции может привлекать к осуществлению контроля Нотариальную палату. Министр юстиции может делегировать контроль по определенным вопросам Нотариальной палате и издавать для его осуществления инструкции. Министром юстиции могут вноситься изменения в решения Нотариальной палаты, принятые по определенным вопросам. Таким образом, контроль государственного органа является первичным, имеет право рассмотрения, может делегировать определенные функции Нотариальной палате или привлекать к осуществлению контроля. В любом случае контроль Нотариальной палаты со стороны органа юстиции не прекращается.

В Законе также обозначается цель контроля: осуществление контроля за соответствующей служебной деятельностью нотариуса установленным положением, в том числе за распорядком работы нотариального бюро, ведением журналов регистрации служебных действий, хранением документов, электронной обработкой персональных данных в нотариальном бюро и предусмотренной связью с реестрами через компьютерную сеть и т.п. Контроль заключается в осуществлении регулярного контроля за служебной деятельностью нотариуса. Проводить дополнительные проверки разрешается только в обоснованных случаях при наличии сведений, которые указывают на необходимость проведения контрольной проверки. Касательно только вступившего в должность нотариуса первая проверка проводится на протяжении второго года его службы.


Статья 26 Закона Кыргызской Республики «О нотариате» закрепляет: «Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами осуществляет Министерство юстиции Кыргызской Республики. Контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства осуществляет налоговая инспекция в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после его назначения на должность нотариуса. Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами» [18].

Теперь рассмотрим модель контроля за нотариальной деятельностью в Латвийской Республике. Данный вид контроля обусловлен особенностями организации нотариата. Закон «О нотариате» Латвийской Республики устанавливает (ст. 1), что именно ведение нотариальных дел осуществляется под контролем судебных учреждений. При этом присяжными нотариусами являются принадлежащие к судебной системе лица, которые осуществляют свою деятельность при окружных судах и выполняют установленные для них законом обязанности. Закон закрепляет модель, при которой общие функции нотариата и суда позволяют объединить эти два ведомства в организационном плане. В связи с этим непосредственный контроль за деятельностью присяжных нотариусов подведомственен окружному суду, в округе которого находится их должностное место [5]. Соответствующая деятельность, книги и дела присяжных нотариусов в какое-либо время могут быть проверены судьей, направленным окружным судом. Председатель окружного суда наделен существенными полномочиями касательно осуществления контроля за профессиональной деятельностью нотариуса. Также он вправе давать присяжным нотариусам указания и распоряжения. В то же время созданы Коллегия присяжных нотариусов Латвии и Совет присяжных нотариусов Латвии, которые вправе открыть дисциплинарное дело касательно нотариуса по представлению суда или прокурора, а также по жалобам лиц или по собственной инициативе.

Кроме того, ст. 181 Закона «О нотариате» предусматривает: «За нарушение законов и других нормативных актов, а также инструкций, которые регулируют деятельность присяжных нотариусов, за допущенную присяжным нотариусом халатность в своей деятельности, невыполнение своих обязанностей, совершение вне службы предосудительного поступка, который не совместим с должностным положением и достоинством присяжного нотариуса или с его нахождением на должности или в бывшем месте практики, Министр юстиции может открыть дисциплинарное дело по представлению суда или прокурора, а также по жалобам лиц или по собственной инициативе. Министр юстиции при открытии 0дисциплинарного производства уполномочен отстранить нотариуса от выполнения обязанностей до рассмотрения его дела. Закреплены гарантии защиты прав нотариуса от возможного преследования со стороны органа нотариального сообщества. Так, решение Совета присяжных нотариусов Латвии о наложении взыскания направляется Министру юстиции[19].