Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Эмоциональные состояния и их специфика
1.1. Особенности эмоциональных состояний и их виды
1.2. Невербальное общение и его взаимосвязь с эмоциями человека
1.3. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний
2. Эмпирическое исследования особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1. Особенности организации исследования
Если точка поставлена ближе к пределам круга, то человек обладает ярко выраженным темпераментом и характеристикой коммуникативной направленности, если точка расположена ближе к центру круга, то человек проявляет склонность к адаптивному поведению, т.е. управляет своими индивидными свойствами.
В этом исследовании, на которое отводится определенное количество времени (10 минут) важно наблюдать за респондентом, а также засекать время, в течение которого была заполнена методика. Слишком быстрое или слишком медленное заполнение бланка, иногда даже требование повышения количества времени, свидетельствуют об отклонениях в индивидных свойствах человека.
Считается, что на заполнение опросника много времени затрачивают сдержанные, внутренне конфликтные субъекты, налаживающие контакт с внешним миром не непосредственно, естественным ритмом, а на основе акта напряженной объективации.
Напротив, мало времени на заполнение опросника тратят легкомысленные субъекты, которые несерьезно относятся к исследованию, уделяют ему недостаточное количество внимания, что может отразиться на достоверности полученных результатов.
2.2. Особенности полученных результатов исследования
Результаты изучения особенностей каналов экспрессии представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования по вопроснику эмоциональной экспрессии
№ испытуемого |
громкость голоса |
темп речи |
образность речи |
сбой речи |
интонация |
двигательная активность |
лишние движения |
мимика |
недифферецированность по каналам экспрессии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
испытуемый 1 |
12 |
9 |
12 |
3 |
9 |
10 |
6 |
3 |
13 |
испытуемый №2 |
10 |
5 |
7 |
6 |
15 |
6 |
5 |
14 |
18 |
испытуемый №3 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №4 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
8 |
3 |
6 |
14 |
испытуемый №5 |
5 |
6 |
9 |
6 |
9 |
12 |
5 |
9 |
12 |
испытуемый №6 |
5 |
3 |
7 |
9 |
6 |
6 |
5 |
12 |
10 |
испытуемый №7 |
9 |
6 |
3 |
6 |
14 |
6 |
5 |
3 |
18 |
испытуемый №8 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
6 |
9 |
6 |
10 |
испытуемый №9 |
3 |
7 |
5 |
0 |
5 |
6 |
8 |
9 |
14 |
испытуемый №10 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №11 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №12 |
5 |
6 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №13 |
8 |
5 |
10 |
6 |
9 |
6 |
6 |
8 |
18 |
испытуемый №14 |
5 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
испытуемый №15 |
9 |
3 |
3 |
6 |
5 |
14 |
6 |
10 |
18 |
испытуемый №16 |
12 |
9 |
12 |
3 |
9 |
6 |
10 |
6 |
13 |
испытуемый №17 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №18 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
9 |
6 |
3 |
10 |
испытуемый №19 |
10 |
10 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 |
3 |
14 |
испытуемый №20 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
14 |
испытуемый №21 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
испытуемый №22 |
5 |
3 |
7 |
9 |
6 |
3 |
10 |
12 |
10 |
испытуемый №23 |
6 |
5 |
7 |
9 |
6 |
3 |
12 |
14 |
18 |
испытуемый №24 |
9 |
6 |
3 |
6 |
14 |
6 |
5 |
3 |
12 |
испытуемый №25 |
9 |
12 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №26 |
5 |
5 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №27 |
9 |
6 |
3 |
6 |
14 |
6 |
5 |
3 |
18 |
испытуемый №28 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
9 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №29 |
5 |
3 |
3 |
6 |
0 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №30 |
12 |
9 |
3 |
6 |
15 |
10 |
6 |
10 |
18 |
испытуемый №31 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
14 |
испытуемый №32 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №33 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №34 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №35 |
5 |
6 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №36 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
испытуемый №37 |
10 |
10 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 |
3 |
14 |
испытуемый №38 |
9 |
12 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №39 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №40 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
9 |
6 |
3 |
10 |
испытуемый №41 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №42 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
9 |
6 |
3 |
10 |
испытуемый №43 |
10 |
5 |
7 |
6 |
15 |
6 |
5 |
14 |
18 |
испытуемый №44 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №45 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №46 |
5 |
3 |
3 |
6 |
0 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №47 |
12 |
9 |
12 |
3 |
9 |
10 |
6 |
3 |
13 |
испытуемый №48 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
9 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №49 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
8 |
3 |
6 |
14 |
испытуемый №50 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
Согласно данному исследованию мы можем сгруппировать три основных фактора экспрессивности: внешнюю выразительность эмоциональной экспрессии, степень активности поведения при влиянии на него эмоциональной составляющей и нарушения в поведении при сильных эмоциях.
Результаты исследования контроля состояния речи представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования карты контроля состояния речи
NN испытуемого |
наиболее выраженные экспрессивные каналы |
уровень речевой тревожности |
1 |
2 |
3 |
испытуемый 1 |
громкость речи, образность речи, двигательная активность |
средний |
испытуемый №2 |
интонация, мимика |
средний |
испытуемый №3 |
недифференцирован |
высокий |
испытуемый №4 |
темп речи |
средний |
испытуемый №5 |
лишние движения, интонация, образность речи |
средний |
испытуемый №6 |
мимика, сбой речи |
высокий |
испытуемый №7 |
интонация, громкость речи |
средний |
испытуемый №8 |
образность речи, интонация |
средний |
испытуемый №9 |
мимика |
высокий |
испытуемый №10 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №11 |
темп речи, громкость речи |
средний |
испытуемый №12 |
интонация, образность речи |
высокий |
испытуемый №13 |
образность речи, интонация |
средний |
испытуемый №14 |
недифференцирован |
средний |
испытуемый №15 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №16 |
громкость речи, образность речи, лишние движения |
средний |
испытуемый №17 |
громкость речи |
высокий |
испытуемый №18 |
интонация, лишние движения |
средний |
испытуемый №19 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №20 |
мимика, лишние движения |
средний |
испытуемый №21 |
темп речи |
средний |
испытуемый №22 |
лишние движения, сбой речи |
высокий |
испытуемый №23 |
лишние движения, мимика |
высокий |
испытуемый №24 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №25 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №26 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №27 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №28 |
темп речи, двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №29 |
сбой речи, мимика, лишние движения |
высокий |
испытуемый №30 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №31 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №32 |
темп речи, громкость речи |
средний |
испытуемый №33 |
интонация, лишние движения |
высокий |
испытуемый №34 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №35 |
интонация, лишние движения |
высокий |
испытуемый №36 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №37 |
лишние движения, сбой речи |
высокий |
испытуемый №38 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №39 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №40 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №41 |
темп речи, двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №42 |
интонация, лишние движения |
высокий |
испытуемый №43 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №44 |
двигательная активность, мимика |
высокий |
испытуемый №45 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №46 |
темп речи |
средний |
испытуемый №47 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №48 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №49 |
двигательная активность, мимика |
высокий |
испытуемый №50 |
громкость речи, интонация |
средний |
Покажем взаимосвязь методик на рисунке 2.
Рисунок 2 – Связь речевой тревожности с экспрессивными каналами
Анализируя сводную таблицу 4, мы можем сказать, что преобладающим типом темперамента среди обследуемых является холерический, большинство респондентов – экстраверты.
Таблица 4 – Результаты исследования по тесту Айзенка
Испытуемый |
Баллы |
Темперамент |
Испытуемый |
Баллы |
Темперамент |
1 |
Э-11 |
Сангвиник |
26 |
И-2 |
Флегматик |
Н-9 |
H-2 |
||||
2 |
Э-20 |
Холерик |
27 |
И-3 |
Флегматик |
Н-11 |
Н-4 |
||||
3 |
Э-19 |
Холерик |
28 |
Э-19 |
Холерик |
Н-11 |
Н-20 |
||||
4 |
Э-13 |
Холерик |
29 |
Э-20 |
Сангвиник |
Н-16 |
Н-2 |
Продолжение таблицы 4
5 |
Э-15 |
Холерик |
30 |
Э-17 |
Холерик |
Н-21 |
Н-15 |
||||
6 |
Э-18 |
Сангвиник |
31 |
Э-13 |
Холерик |
Н-8 |
Н-13 |
||||
7 |
И-3 |
Меланхолик |
32 |
И-10 |
Флегматик |
Н-10 |
Н-2 |
||||
8 |
Э-12 |
Холерик |
33 |
Э-17 |
Холерик |
Н-18 |
Н-17 |
||||
9 |
Э-15 |
Холерик |
34 |
Э-13 |
Сангвиник |
Н-15 |
Н-5 |
||||
10 |
Э-15 |
Холерик |
35 |
Э-19 |
Недостоверный результат |
Н-18 |
Н-12 |
||||
11 |
Э-11 |
Сангвиник |
36 |
И-2 |
Флегматик |
Н-9 |
H-2 |
||||
12 |
Э-20 |
Холерик |
37 |
И-3 |
Флегматик |
Н-11 |
Н-4 |
||||
13 |
Э-19 |
Холерик |
38 |
Э-19 |
Холерик |
Н-11 |
Н-20 |
||||
14 |
Э-13 |
Холерик |
39 |
Э-20 |
Сангвиник |
Н-16 |
Н-2 |
||||
15 |
Э-15 |
Холерик |
40 |
Э-17 |
Холерик |
Н-21 |
Н-15 |
||||
16 |
Э-18 |
Сангвиник |
41 |
Э-13 |
Холерик |
Н-8 |
Н-13 |
||||
17 |
И-3 |
Меланхолик |
42 |
И-10 |
Флегматик |
Н-10 |
Н-2 |
||||
18 |
Э-12 |
Холерик |
43 |
Э-17 |
Холерик |
Н-18 |
Н-17 |
||||
19 |
Э-15 |
Холерик |
44 |
Э-13 |
Сангвиник |
Н-15 |
Н-5 |
||||
20 |
Э-15 |
Холерик |
45 |
Э-19 |
Недостоверный результат |
Н-18 |
Н-12 |
||||
21 |
Э-20 |
Холерик |
46 |
И-3 |
Флегматик |
Н-11 |
Н-4 |
||||
22 |
Э-19 |
Холерик |
47 |
Э-19 |
Холерик |
Н-11 |
Н-20 |
||||
23 |
Э-13 |
Холерик |
48 |
Э-20 |
Сангвиник |
Н-16 |
Н-2 |
||||
24 |
Э-18 |
Сангвиник |
49 |
Э-13 |
Холерик |
Н-8 |
Н-13 |
||||
25 |
И-3 |
Меланхолик |
50 |
И-10 |
Флегматик |
Н-10 |
Н-2 |
На рисунках 3 и 4 представим взаимосвязь между типом темперамента и уровнем речевой тревожности, а также зависимость ведущих каналов экспрессии от темперамента личности.
Рисунок 3 – Связь между уровнем речевой тревожности и типом темперамента
Рисунок 4 – Зависимость ведущих каналов экспрессии от типов
темперамента
В результате проведенных исследований речевой тревожности, выраженности эмоциональной экспрессии невербальными способами мы постарались сделать соответствующее обобщение полученных данных с результатами теста «Какой у Вас темперамент?».
Мы можем сказать, что для определенного типа темперамента существуют ведущие каналы выражения экспрессии:
-
- Для холериков характерны: громкий голос, образность речи, двигательная активность
- Для флегматиков характерны: средневыраженная громкость речи, средневыраженный темп речи
- Для сангвиников характерны: высокий темп речи, много лишних движений, активная мимика
- Для меланхоликов характерны: сбои речи, активная мимика
Проведенное исследование доказывает необходимость дальнейшего исследования взаимозависимости особенностей личности человека и его невербальных средств коммуникации, т.к. по отдельным видам невербального общения можно многое сказать о том, каков человек, и тем психологу будет проще понять человека и сделать о нем соответствующие выводы и помочь ему в практике психологического консультирования.
Выводы по главе 2
Для изучения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека было проведено исследование, в котором приняло участие 50 респондентов.
В ходе проведенного исследования было вывялено, что людям с различным типом темперамента свойственны характерные обобщенные невербальные реакции, которые были сгруппированы в обобщающие группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Эмоциональные состояния являются разновидностью психических состояний человека, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
В качестве видов эмоциональных состояний можно выделить эмоции, аффект, страсть, настроение и чувства. Каждая из представленных категорий обладает рядом специфических особенностей выражения и протекания.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций эмоций, каждая из которых определяется по собственному классификационному признаку. Вместе с тем, с ходом времени, представления о типах и видах эмоций могут трансформироваться, при этом, каждый автор по-своему понимает типологию эмоций, исходя из чего, предоставление из полной классификации на данный момент является психологической проблемой.
Изучением эмоций в различные периоды занималось большое количество различных авторов, которые выдвигали собственные позиции касательно данного вопроса. Исходя из этого, понимание эмоций является различным и имеет ряд специфических особенностей и трактовок.
Невербальное общение представляет собой процесс коммуникационного взаимодействия, реализующийся без использования слов. Передача информации в представленном типе общения происходит с помощью определенных бессловесных форм выражения.
В качестве основных средств невербального общения выступают кинетические, проксодические, экстралингвистические, такесические и проксемические коммуникативные средства межличностного взаимодействия.
Благодаря невербальным средствам общения происходит точная передача эмоциональных состояний, что делает данный вид передачи эмоциональных состояний наиболее точным.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что для людей с различным типом теперамента характерными являются различные типы эмоционального невербального реагирования.
Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аминов И. И. Психология делового общения. Учебное пособие. М.: Омега – Л. – 2007.- 304 с.
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с.
- Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2012. — МГИМО-Университет, 2009. – с. 512 – 526
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: 2007. – 544 с.
- Вердербер Р., Психология общения/Р. Вердербер, К. Вердербер. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 416 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
- Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
- Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
- Дьяченко Л.И., Дьяченко К.В. Специфика вербального и невербального общения в России// Санкт Петербургский образовательный вестник.-2018.- C.8-10
- Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ Инфра-М, 2013. - 640 c.
- Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. - Минск: Новое знание, 2005. - 272 c.
- Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
- Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Издательство "Питер" – 2008 – 312 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001 – 208 с.
- Коноваленко М. Ю. Психология общения : учебник для среднего профессионального образования. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 468 с.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
- Кузнецов И.Н. Деловое общение: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. – 528 с.
- Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 354 с.
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.
- Прохоров А. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. – 2007. – №2. – 102 с.