Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Одним из основных направлений регулирования предпринимательской деятельности является регулирование этико-правовых и договорно-правовых отношений между экономическими субъектами рынка. В основе этих отношений лежит деловая этика, которая определяет поведение субъектов в межфирменных связях, соблюдение ими норм и правил деловой активности, устанавливаемых на национальном и международном уровнях.

Деловая этика является залогом успешного выстраивания деловых отношений, функционирования системы управления персоналом и взаимодействия работников между собой.

Важным в данном контексте является соблюдение этики делового общения. В настоящее время, общение принято считать одной из важнейших форм социальной активности человека. В процессе коммуникации происходит обмен информацией, осуществляется процесс взаимодействия, передается необходимый опыт.

Благодаря коммуникации происходят процессы развития и становления личности, передается и усваивается социальный опыт, формируется человеческая индивидуальность, и осуществляется процесс социализации.

Общение является важнейшей частью жизни каждого человека, и его доступность и точность реализации зависит от грамотного использования вспомогательной средств коммуникации: невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Понимание особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека во многом может способствовать расширению представлений о данной области, что обуславливает высокий уровень актуальности настоящей работы.

Цель работы: изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Задачи работы:

1. Описать особенности эмоциональных состояний человека и их виды;

2. Рассмотреть особенности невербального общения и его взаимосвязи с эмоциями человека;

3. Проанализировать особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека;

4. Провести эмпирическое исследование особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: проявления эмоциональных состояний человека.

Предмет исследования: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Тема настоящей работы является широко представленной в научных источниках. Так, исследованием особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека занимались такие авторы, как Е. П. Ильин, К. Э. Изард, В. П. Морозов, И. И. Аминов, Л. И. Дьяченко и прочие.


1. Эмоциональные состояния и их специфика

1.1. Особенности эмоциональных состояний и их виды

Эмоциональные состояния человека являются одной из разновидностей психических состояний личности. Большой вклад в понимание сущности и физиологических механизмов психических состояний осуществили труды российских ученых.

Именно принцип «обратной связи», который определяет регуляцию психических состояний, выдвинутых отечественными исследователями, лег в основу их дальнейшего исследования [15].

Психические состояния по сравнению с другими категориями психических явлений (например, психическими процессами или индивидуальными особенностями, темпераментом или характером), является малоизученной областью. Это находит свое отражение в определении понятия «психическое состояние» [11].

Поэтому одни ученые (преимущественно физиологи) говорят о функциональных состояниях, а другие (в основном психологи) – о психических.

Действительность же такова, что рассмотрение состояния человека, а не отдельных его функциональных систем, свидетельствует о наличии в любом функциональном состоянии психического, а в любом психическом – физиологического.

Однако, многие психические состояния были только наблюдаемые или изучались только интроспективным методом, с помощью самоотчетов людей, без привлечения физиологических методик, поэтому создается впечатление, что они являются чисто психологическими [7].

Большинство определений психического состояния, которые дают психологи, изучающие деятельность человека, имеют одну и ту же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность (симптомокомплекс) каких-либо характеристик: процессов, функций и качеств, компонентов психики, психофизиологических и психических функций и т. д., обусловливающие эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение и пр.

Психическое состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира [17].


Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, психические состояния во многом влияют на поведение человека [20].

Психические состояния делятся на позитивные и негативные, однако в любом из них можно выделить три общих измерения:

  1. мотивационно-побудительное,
  2. эмоционально-оценочное
  3. активационно-энергетическое.

Эмоциональный состояния являются одним из компонентов психических состояний. Эмоциями принято называть реакцию человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его среды.

Поскольку эмоции – это сугубо индивидуальные личностные переживания и реакции, то при коммуникации они становятся адресным посланием отражения определенных аспектов личности, мыслей, эмоциональной сферы от одного собеседника другому [12].

Соответственно, эмоциональные реакции и проявления чувств кодируются адресантом и декодируются адресатом, т.е. могут быть ошибки как в кодировании чувств и эмоций, так и в их расшифровке.

Проявление эмоций имеет значительное воздействий на мотивы поведения личности, а также на его физические реакции, что обуславливает возможность регуляции эмоционального состояния поведенческими средствами, среди которых: принятие определенной позы, использование различной мимики и жестов.

Самый распространенный пример: при общении девочки и мальчика подросткового возраста мальчик может сказать девочке что-то обидное, руководствуясь неумением проявления чувства симпатии, и девочка, соответственно, будет декодировать такое эмоциональное проявление как стремление собеседника обидеть ее.

В зависимости от того, как собеседник кодирует свои чувства и эмоции в их проявлениях при общении и как интерпретирует их собеседник, одна и та же эмоция или чувство может иметь совершенно разное значение для того, кто ее проявляет и того, кто ее воспринимает [8].

Например, при похоронах близкого человека, личность может не плакать, а смеяться, что окружающие сочтут неприличным, и интерпретируют как негативную реакцию, для психотерапевта же такая реакция может быть признаком истерической реакции и поводом для оказания помощи.

Стоит отметить одно специфическое свойство эмоций - их полярность. Полярностью называют двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость-грусть, любовь- ненависть, обаяние - отвращение).

Двойственность чувств легко объяснить тем, что жизненные ситуации могут быть сложными, и человек не ограничивается одним элементарным отношением к ним. Протекание чувств характеризуется динамикой и фазовостью [5].


В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства.

Несмотря на то, что эмоции могут имеют свою собственную организацию, в большинстве своем они все же контролируются мозгом.

Прежде всего, они имеют адаптивную функцию, и если мотивирующая роль эмоций по-прежнему не подвергается сомнению (и, более того, подтверждена новыми данными), то представления о дезорганизующей и дезадапивной функции эмоций сменилось представлениями об эмоциях как об одном из основных адаптивных механизмов [14].

У каждого человека наблюдаются определенные индивидуальные особенности, связанные с его эмоциональной сферой.

Эмоциональными особенностями личности относят: эмоциональную реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональную стабильность, общий эмоциональный тонус, силу эмоциональных реакций и их внешнюю выраженность – экспрессивность.

Описанные свойства обуславливаются типом высшей нервной деятельности индивида.

Психический облик индивида образуется эмоциональными качествами, т.е. формируется эмоциональный тип личности. Выделяют людей эмоциональных, сентиментальных, страстных и фригидных (холодных).

Эмоциональные люди отличаются повышенной возбудимостью, эмоционально впечатлительностью, импульсивностью [19].

Им свойственно глубокое переживание своих поступков, тем не менее, они также быстро вновь допускают импульсивные срывы.

Для людей сентиментального типа свойственно самосозерцание. На все события они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний, обладают повышенной чувствительностью, слезливостью.

Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами.

Страстным натурам свойственна стремительность, повышенная активность, упорность в достижении поставленных целей.

Они проживают напряженную, эмоционально насыщенную жизнь, с изменяющимся предметом страсти. Бурная энергия растрачивается в полной мере. Предмет же их страсти может быть как значимым, достойным внимания, так и совершенно незначительным [18].

Эмоционально-фригидным типам свойственен холодный рассудок. Они практически не проявляют эмоции, плохо проникаются эмоциональным состоянием других людей, не предвидят их возможные эмоциональные реакции в разных ситуациях, чувство сопереживания у них развито слабо.

Эмоциональность личности взаимосвязана с ее нравственным, духовным потенциалом, ее речевые, мимические, пантомимические проявления определяются ценностными ориентациями и динамическими особенностями психической деятельности.


В наслаждениях и страданиях человека может проявляться вся его личностная структура, поэтому владение собственными эмоциями - одно из достоинств человека [22].

С целью развития эмоциональной сферы необходимо предусмотреть гармоничное воспитание разных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки управления своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сострадание, жалость, эмпатия, гордость, благородство, любовь и другие) научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие

Необходимо отметить, что эмоциональные состояния представлены не только эмоциями личности.

В целом, эмоциональное состояние – это психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность, отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания [13].

Эмоциональные состояния – это психические состояния, возникающие в повседневной жизни человека, которые влияют на информационно-энергетический процесс и на направленность поведения.

В настоящее время принято выделять следующие основные виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение [16].

1. Чувственный или эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждащее субъекта к их устранению или сохранению.

2 Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправлепный характер.

3. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии.

Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправленные двигательные реакции [18].

4. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти.