Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и принципы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из отчета-анализа Счетной Палаты РФ (2004г)

За 1992 г. было приватизировано самое большое число государственных предприятий 46,8 тыс, к началу 1994 г. их число возросло до 111, 6 тыс. Большинство из них составляли объекты "малой" приватизации.

К концу 1994 г. свыше 85 тыс магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта были переданы в частные руки.

В отраслях материальной сферы реформа собственности развивались медленнее - в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора. За 1992–1994 гг. было зарегистрировано 26 тыс. акционерных обществ на базе госпредприятий. К концу 1993 г. 52% ВВП производилось вне государственного сектора, в 1994 г уже 62%.

Преодолевая и разрешая внутриэлитные разногласия правительство реформаторов одновременно опасалось взрыва социального недовольства. Надеясь быстро нейтрализовать нарастающую социальную напряженность Указом Президента «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» от 14 августа 1992 г. и Указом от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации» была начата программа "ваучеризации населения", которая наряду с деньгами предусматривала использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.[25]

"Ваучеризация" была призвана создать у населения ощущение сопричастности приобщения к слою собственников. Многими экспертами ваучерная приватизация расценивается как компромисс правительства с большинством населения страны.

Схема чековой, или ваучерной, приватизации, определенная августовским Указом, была крайне проста: бесплатно и поровну между 146 млн граждан страны распределялась государственная собственность, оцененная в 1,5 трлн руб. Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), коих было образовано около 400, или просто продать ваучер.

Предполагалось, что это приведет к появлению множества мелких акционеров и росту различных инвестиционных фондов, что, в свою очередь, даст толчок развитию рынка капиталов.

Выдвинутое в ходе предварительного обсуждения "народной приватизации" предложение сделать все ваучеры именными, дабы затруднить их возможную концентрацию в руках немногих лиц, принято не было.


В следствии того, что чековая приватизация решала социальные, а не экономические вопросы на практике она превратилась в чисто популистский шаг. Слабость законодательства, юридическая и финансовая неграмотность населения (отсутствие общественной практики в частном инвестировании) привели к тому, что многие не понимали, как распорядится неожиданно свалившимся в руки "кусочком государственной (общенародной) собственности". Усугублялось это тем, что одновременно с "ваучерезацией" населения началась и либерализация цен, сопровождавшаяся растущей как на дрожжах инфляцией, поэтому мечту о собственной "Волге" за чек пришлось быстро забыть.

В результате большинство населения попросту пустило свои ваучеры "на ветер", продав их или отдав в появившиеся, словно грибы после дождя, многочисленные ЧИФы - предвестники финансовых пирамид, которые со временем провалились в небытие. Таким образом у населения вместо ощущения сопричастности приобщения к слою собственников, появилось стойкое ощущение, что его обманули.

Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости.

Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.[26]

Из отчета-анализа Счетной Палаты РФ (2004г)

Итак, основным итогом ваучерного этапа приватизации стало:

- широкое освобождение государства от функций собственника;

- образование большого числа частных и получастных предприятий;

- появление новых рыночных институтов (начал складываться рынок корпоративных ценных бумаг, инфраструктура торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий);

В общем, к созданию массового слоя собственников первый этап приватизации не привел: в 1992–1994 гг. собственность сосредоточилась в основном в руках акционеров - инсайдеров, представленных руководящим звеном предприятий. В конце 1994 г., согласно данным зарубежных исследователей, 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников.

Практически все аналитики признают, что на первом этапе приватизации были достигнуты в основном количественные, а не качественные показатели, т.е. была создана основа для перераспределения собственности на ее следующем - денежном этапе. Реформаторы продолжали надеяться, что это будут настоящие собственники, т.е. тот самый массовый слой, но все обернулось так,что настоящие собственники в итоге составили крайне узкий круг.


2.3 Особенности приватизации на современном этапе

Приватизация крупных компаний с госучастием важнее, чем формальное сокращение субъектного состава госсектора в целом. Необходимо избавление от неликвидов, а также модернизация сложившейся системы управления государственной собственностью с учетом понимания, что ее ресурсы повышения качества управления, по всей видимости, исчерпаны», — отмечают эксперты.[27]

Общими для обоих сценариев принципами управления госсобственностью должны стать ограничение разрастания госсектора в экономике, увеличение глубины приватизации крупных компаний и замещение прямого контроля отраслевым регулированием.

Государственная политика ориентирована на радикальный сценарий. Сценарий предполагал приватизацию в три этапа. На первом, который прошел уже с 2012-го по 2015 год, проходила «подготовка площадки» для следующего этапа: принимается минимум радикальных решений, происходит чистка неликвидных активов, продажа миноритарных пакетов акций в компаниях с госучастием.

На втором этапе, с 2016-го по 2020 год, приватизация углубилась: государство или полностью выходит из капитала крупнейших компаний, или до уровня блокпакета.

Происходит «реструктуризация активов крупных компаний, выделение и приватизация субхолдингов из конгломератных интегрированных структур. По этой схеме уже произошла реструктуризация активов «Ростехнологий», на примере субхолдинга «Вертолеты России».

Госкорпорации преобразуются в АО, часть акций которых приватизируется. В итоге значительная доля средних и крупных компаний с госучастием приватизируется до уровня блокпакета. Доходы от продажи госактивов, по расчетам экономистов, составят от 0,5% до 1% ВВП в год.

Существует риск: приватизация может привести к разрастанию квазигосударственного сектора экономики, указывают эксперты. Активы могут скупать компании с долей государства в капитале или частные собственники, но на деньги государственных банков.

Чтобы избежать этого, эксперты предлагают ограничить право компаний с госучастием на приобретение приватизируемых активов и запретить использование для этого денег госбанков.

Правительство готово к масштабной распродаже. Деньги требуются на покрытие дефицита бюджета. По расчетам авторов «Стратегии-2020», общий дефицит федерального бюджета в 2015 году может достичь максимума на уровне 1,7% ВВП и к 2020 году сократится до 0,8% ВВП. «От трети до половины данного дефицита покрывается за счет доходов от приватизации», — пишут правительственные эксперты.


В конце июля 2019 Минфин объявил о подготовке расширенной программы приватизации, в которую войдут крупнейшие госкомпании. Общая выручка от приватизации по новой схеме составит до $75 млрд за 5 лет.

С точки зрения макроэкономики инвестклимат в России лучше, чем в США и Европе. Но с политической точки зрения предвыборный год сложен. Это время не оптимально для приватизации.

Приватизация в России в 2019 году проходила в соответствии с двухлетним планом, утверждённым Дмитрием Медведевым в 2017. Согласно данному документу, с 2017 года идёт продажа акций более 450 компаний с государственным участием, почти 300 ФГУПов, и множества иных объектов, ранее находившихся в государственной собственности.

Также 2019 год являлся последним, согласно приватизационной программе жилья, но, скорее всего, программа продлится ещё на несколько лет, как это было в 2013, 2015 или 2016 годах.

С 2017 года продажа акций, ранее принадлежавших государству, шла достаточно активно, но некоторые пункты всё же не были осуществлены. К примеру, недавно директор компании «АЛРОСА» заявил об отсутствии необходимости дополнительной приватизации. Более 50% акций всё ещё принадлежат РФ и Якутии. Также была отложена приватизация 25% «Совкомфлота» и ВТБ, а в программе на 2019-2020, поступления в бюджет от продажи акций, принадлежащих государству, запланированы в районе всего 13 миллиардов рублей.[28]

До 2020 года, согласно плану правительства РФ, проданы частным инвесторам ценные бумаги таких компаний, как Объединённая зерновая компания, НМТП, производственное общество Кристалл, являющееся одним из крупнейших производителей бриллиантов в России, и других, менее крупных.

В программу включена и частичная приватизация ВТБ и Совкомфлота. До 2020 года, доля государства в них сократилась до 25% плюс 1 акция, то есть, до блокирующего пакета. Продажа Совкомфлота осуществилась значительно быстрее, так как приватизация ВТБ будет проведена параллельно с продажей акций Сбербанка, контрольный пакет которых принадлежит Центробанку РФ, поэтому государственное участие в ВТБ вряд ли сократится больше, чем на 10%.

В целом, даже планы правительства по приватизации акций, находящихся в государственной собственности, достаточно скромны. И, как это было в прошлые годы, в 2019 году вряд ли будет выполнена вся программа приватизации — продана будет лишь незначительная часть наименее значимых и наименее прибыльных компаний. И даже если вся программа будет полностью выполнена, на рынке это почти не отразится, так как стоимость продаваемых активов крайне мала.


Третий этап произойдет в период 2020-2022годов. Правительство России утвердило план приватизации федерального имущества на 2020-2022, предусматривается приватизация акций 186 акционерных обществ, 86 федеральных государственных унитарных предприятий, а также доли участия Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью и более одной тыс. объектов другого имущества госказны.

Федеральный бюджет от приватизации в 2020-2022 годах намерен ежегодно получать 3,6 млрд рублей.

Заключение

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.