Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие и принципы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С развалом Советского Союза были разорваны хозяйственные связи с другими предприятиями, которые прежде были разбросаны по всем союзным республикам, и друг без друга они работать не могли.

В лучшем случае рабочие могли получать зарплату своей же продукцией, которую они потом реализовывали самостоятельно, и как-то выживали. Поэтому люди соглашались на предложение дирекции и отдавали свои акции за копейки.

Воспитанные при коммунизме, люди не понимали, как это рабочие могут владеть предприятием и не осознавали ценности акций. Для тех, кто не работал на предприятии, но хотел купить его акции, продавались ваучеры. Их распространяли через отделения Сбербанка, и один ваучер номиналом 10 тыс. руб. стоил 25 р. Ваучеры были не именные, и купить их с рук было достаточно легко. За ваучеры можно было купить акции какого-либо предприятия, и для этого специально организовывались аукционы.[13] Никто не отслеживал источники доходов покупателей и нередко один—единственный покупатель, физическое лицо, становился владельцем крупного предприятия.

Приватизация предприятий в России в 90-х Если говорить о том времени и о ценности ваучера, стоит упомянуть Газпром, который у всех на слуху и является синонимом к богатству и роскоши. В 1994 г., за 1 ваучер в Перми можно было купить 6 тыс. акций РАО «Газпром», в Москве же только 50 акций. Существовало распределение акций и в зависимости от региона, ценность ваучера была разной.

Никто не планировал выкладывать акции в открытую продажу на аукционе, но нужно было создать видимость честной и открытой приватизации. Согласно указу президента, 5.2% акций Газпрома следовало продать за ваучеры на закрытом аукционе в Ямало-Ненецком автономном округе и исключительно «малочисленным народам Севера».

Таким образом, если перевести эти акции на деньги, каждый из тех, кто считался «малочисленным народом», разбогател сразу на 4 млн руб., включая стариков и младенцев.

Так было бы, если акции действительно достались ямальцам и ненцам.

В 1995 году появилась новая схема приватизации предприятий – «залоговый аукцион». При приватизации некоторых, особо крупных и важных предприятий, государство сохраняло себе определённый пакет акций.

По закону, государство должно было владеть контрольным пакетом акций этих предприятий, но само же государство и придумало, как этот закон обойти.

Государство начало брать кредиты в банках под залог пакетов акций, и не отдавать деньги. Эти пакеты акций выставлялись на закрытых аукционах по существенно заниженной цене и покупателей тщательно отбирали и фильтровали. Новокузнецкий алюминиевый завод, стоимостью 1 млрд долларов, продали за 10 млн руб.[14] Таким же образом были проданы Норильский никель, Юкос и другие гиганты.


Управлять приватизацией в стране было поручено комитету Госимущества РФ, в состав которого входили 35 американских советника, включая действующих сотрудников ЦРУ. При этом никаких планов или схем по продаже не было.

По планам реформирования ЖКХ, были проданы квартиры в частные руки, но при этом, сам дом оставался в муниципальной собственности. Эдакая гибридная форма собственности должна была решить многие коммунальные проблемы и снизить расходы государства на содержание жилого фонда.

Эту идею подкинули «западные специалисты», в чьих странах попытки такого вида приватизации оказались провальными. Сегодняшние аналитики сравнивают подобный способ с заводом, в котором каждый рабочий приватизировал свой станок. Будет ли такой рабочий заботиться в целом о заводе? Закон о приватизации жилья вышел в декабре 1988 г. Однако, на то время граждане должны были выкупать квартиру у государства, что было не всем выгодно.

В июле 1991 г. Б. Ельцин подписал новый указ, о бесплатной передаче муниципального жилья гражданам. Собственниками могли стать все члены семьи, кто был на данный момент прописан в квартире. Приватизировать жильё можно было любое, кроме аварийного, комнат в общежитии и квартир, которые получали военные в закрытых городах.[15]

Согласно закону, бесплатная приватизация жилья в РФ должна была закончиться 01 марта 2017 г. Исключение составляли определённые категории граждан, для которых было сделано исключение и они могли приватизировать жильё, и после этого срока.[16]

На момент подписания закона, приватизировано было порядка 80% жилого фонда, и после консультаций правительства с региональными властями, принято решение продлить бесплатную приватизацию. На сегодняшний день невозможно точно сказать, когда заканчивается бесплатная приватизация жилья в России.[17]

2.2 Этапы приватизации

Курс на приватизацию был обьявлен еще летом 1991 года, однако практическая реализация реформы государственной собственности началась лишь летом 1992 г. Это было связано с противостоянием исполнительной и законодательной власти, все больше расходившихся во мнении относительно способов, форм и темпов проведения приватизации.[18]

В сложившихся условиях всю ответственность за проведение реформы взяла на себя исполнительная власть, а основными правовыми актами, регулировавшими ее проведение, стали указы Президента (Указ Президента РФ от 29 декабря 1991 г. № 341"Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» и др.).


Подобная "схема" реформы имела множество негативных последствий, так как с самого начала приватизация приобрела избирательный характер, а среди потенциальных претендентов на собственность выделялись субъекты, обладающие особыми преимуществами.

Первый этап. Ваучерная приватизация 1992-1994 гг.

Этот этап, получивший название ваучерного, или чекового начался со вступления в действие ФЗ N 2930-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", следом за которым вышел Указ Президента РФ №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год

Государственная программа приватизации на 1992 год содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных предприятий и предоставляла трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.[19]

Из отчета-анализа Счетной Палаты РФ (2004г)

По данным Госкомстата России, на середину 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей:

- 349 381 государственное и муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35,6 млрд рублей;

- 80 809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений со стоимостью основных фондов более 24,1 млрд рублей.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором она сформулирована в программных документах, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. На этом этапе должно было произойти массовое разгосударствление российской экономики; сформирован слой частных собственников и заложены основы конкурентной экономики.

Таким образом приватизация должна была придать реформам необратимый характер, однако заявленные цели по своей сути носили экономический характер, политические же цели реформы толком нигде не были отражены.[20]

Для осуществления приватизации было создано два государственных органа: Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом (ГКИ) и Российский фонд федерального имущества (РФФИ). РФФИ отвечал за организацию сделок купли-продажи и административных решений не принимал. ГКИ обладал административной властью и был призван следить за соответствием приватизационных сделок закону. В регионах эти функции выполняли региональные комитеты.


Безусловно, основные процессы происходили в регионах, где позиция региональных властей в отношении приватизации государственной собственности соотносилась с их готовностью к реформам. К тому же на проведение приватизации влияли такие обьективные факторы как структура и отраслевая специализация региональной экономики, соотношение крупных, мелких и средних предприятий.

Начало приватизационных процессов в регионах положило Постановление ВС РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».[21]

В соответствии с ним устанавливалось, какой собственностью вправе распоряжаться каждый уровень исполнительной власти. Таким образом на первом этапе приватизации Правительство РФ, не имея реальных рычагов влияния на региональные власти практически самоустранилось от контроля за своей собственностью на местах и фактическими собственниками государственного имущества в регионах стали субъекты РФ.

Согласно Программе приватизации от 1992 года до 1994 г. планировалось провести так называемую "малую", но в то же время массовую приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности и других.[22]

Для этого объекты государственной собственности были разделены на три группы:

- в первую группу вошли объекты первоочередной приватизации: предприятия сферы торговли, услуг, коммунального хозяйства, жилье, муниципальный транспорт и т. п.

Крупные предприятия подлежали акционированию, а их акции - продаже. Средние могли использовать как акционирование, так и иные способы приватизации. Мелкие же предполагалось выставлять на аукционы и конкурсы.

- вторую группу составили объекты, отнесенные к национальному достоянию, приватизация которых была безусловно запрещена: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали и т. п.

- третью группу образовали объекты, приватизация которых допускалась только по-особому в каждом случае распоряжению правительства или Госкомимущества.

Программа содержала три основных варианта проведения приватизации:

- по первому варианту работники предприятия бесплатно наделялись привилегированными (не голосующими) акциями в размере 25% от уставного капитала. Им полагалось также 10% обыкновенных (голосующих) акций, приобретаемых со скидкой в 30% от их номинальной стоимости, а руководству предприятия - еще 5% акций по цене, равной номиналу.[23]


- по второму варианту трудовому коллективу приватизируемого предприятия разрешалось приобрести 51% его акций, но по более высокой цене (в 1,7 раза выше номинала).

- третий вариант предполагал, что по решению трудового коллектива создавалась инициативная группа, берущая на себя ответственность за проведение приватизации предприятия и ограждение его от банкротства. В случае выполнения группой взятых на себя обязательств по истечении заключенного ранее договора ее члены приобретали право на получение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций.

Такая Программа приватизации, по мнению большинства экспертов, была программой широких внутриэлитных компромиссов, позволивших преодолеть сопротивление различных влиятельных групп. По признанию ее разработчиков, включение в нее второго и третьего вариантов стало компромиссом с директорским корпусом ("красными директорами"), обладавшим в то время реальными рычагами (административными и финансово-экономическими), с помощью которых оказывалось активное сопротивление приватизации.[24]

Предоставленные согласно закону льготы, одна из которых сохраняла директорский статус на весь период акционирования предприятия ранее назначенным директорам, позволили им оформить государственную собственность, полученную в период "стихийной приватизации" советского периода в своих интересах.

Компромисс с другой влиятельной группой - государственной бюрократией, был достигнут благодаря включению в программу положений, наделявших министерства правом принимать участие в работе комиссий по приватизации (отраслевые программы приватизации).

В самом начале реформы основными способами приватизации являлись конкурсная или аукционная продажа предприятий. Однако после Указа Президента от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» акционирование стало быстро вытеснять другие способы.

Причем все крупные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов свыше 50 млн руб. (на 1 января 1992 г.) или численностью работников свыше 1 000 чел. подлежали обязательному акционированию. Таковых насчитывалось 30 169. Из них уже к 1 июля 1994 г. свыше 70% оказались преобразованными в АО, а решения о реорганизации в акционерные общества открытого типа приняты в отношении 81% предприятий.

Как показали экспертные оценки Счетной палаты и практика ее контрольной деятельности, существенные недостатки правовой базы начального этапа приватизации давали возможность (или становились причиной) для серьезных злоупотреблений и финансовых нарушений в ходе приватизационных мероприятий.