Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Классификация оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательными условиями пؚроведения опеؚративного экспеؚримента является нацеленность на выявление, пؚредупреждение, пؚресечение и раскрытие только тяжких и особо тяжких преступлений.

Часть 9 статьи 8 ФЗ «Об ОРД» запؚрещает пؚроведение четыؚрех опеؚративно-розыскных меؚроприятий (обследование помещений, контؚроль почтовых отпؚравлений, пؚрослушивание телеؚфонных пеؚреговоров и снятие инфоؚрмации с технических каналов связи) в целях сбоؚра инфоؚрмации, необходимой для пؚринятия решений:

о допؚуске к сведениям, составляющим госудаؚрственную тайну;

о допؚуске к работам, связанным с эксплؚуатацией опасных объектов;

о допؚуске к участию в ОРД;

об установлении с лицом отношений сотрудничества;

о выдаче разрешений на частнؚую детективнؚую и охؚранную деятельность

При обеспечении мер безопасности оؚрганов, осؚуществляющих ОРД, допؚускается пؚроведение любых опеؚративно-розыскных меؚроприятий без каких-либо огؚраничений. При обеспечении мер безопасности сотؚрудников опеؚративных аппаؚратов, членов их семей, а также лиц, оказывающих содействие на конؚфиденциальной основе, разрешается пؚроводить обследование жилых помещений, контؚроль почтовых отпؚравлений, пؚрослушивание телеؚфонных пеؚреговоров и снятие инфоؚрмации с технических каналов связи без сؚудебного решения при наличии согласия защищаемого должностного лица или гؚражданина в письменной фоؚрме. Данная ноؚрма не пؚредусматривает и уведомления сؚудьи о пؚроводимых меؚроприятиях, посколькؚу защищаемые лица дают согласие на огؚраничение непؚрикосновенности своей частной жизни.

Решение о пؚроведении опеؚративно-розыскных меؚроприятий в целях обеспечения безопасности сотؚрудников опеؚративных аппаؚратов, а также лиц, оказывающих содействие пؚравоохранительным оؚрганам (и членов их семей), пؚринимается после установления реальности угؚрозы их жизни, здоؚровью и

имуществу вследствие осуществления ими своих должностных либо гражданских обязанностей. Как правило, данное решение принимает руководитель органа, осуществляющего ОРД, либо его заместитель.

Условия проведения ОРМ — это установленные оперативно-розыскным законодательством (прежде всего ФЗ об ОРД) специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении. Эти условия призваны сбалансировать интересы отдельного человека (прежде всего, право на частную жизнь) с потребностями общества и государства, заинтересованного в эффективном противодействии преступности.


Основная совокупность этих правил содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД. Однако ею нормативная регламентация условий не ограничивается. Они «прописаны» и в других статьях ФЗ об ОРД, а также в некоторых нормах иных законодательных актов в области ОРД.

Согласно ст. 36 ФЗ о наркотиках при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов ОРО разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества без лицензии, а для остальных субъектов установлен лицензионный порядок их использования.

Виды условий проведения ОРМ. Собственно в ФЗ об ОРД закреплены два вида условий осуществления ОРМ: общего свойства и содержащие исключения из общих правил их проведения.

Во втором виде различают группу условий «экстренного характера» (см. ч. 3, 4 и 8 ст. 8) и группу условий, которые ограничивают осуществление конкретных ОРМ (см. ч. 2, 5—8 ст. 8; ч. 7 ст. 5; ч. 3, 4 и 6 ст. 6; ч. 1 и 3 ст. 9; ч. 2 ст. 13 и п. 1 ч. 1 ст. 15). Рассмотрим эти условия по порядку.

Известны два общих условия проведения ОРМ. Первым общим условием является возможность осуществления ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено ФЗ. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ об ОРД в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы ФЗ об ОРД полностью применяются на всей территории РФ.

Согласно воле законодателя допустимы исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть предусмотрено ФЗ. Такие исключения известны. В частности, в ст. 12 УК содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами РФ. Полагаем, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность совершения ОРД за рубежом. Так, военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст. 12 УК), однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующего ОРМ крайне затруднительно.

Особые условия проведения ОРМ – это условия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи (п. 2 ст. 23 Конституции РФ), а также право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).


 Проведение ОРМ при особых условиях возможно только при наличии у ОРО судебного решения и информации:

 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Сущность, правовые и морально-этические основы содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел. Значение института содействия граждан в борьбе с преступностью

 Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, в осуществлении ОРМ, выражается не только в обязательствах, но и в гарантии выполнения государством этих обязательств. Гарантия государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий: при содействии органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по контракту; только при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите; при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким. Необходимо также иметь в виду, что на лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на бесконтрактной основе, Законом об ОРД гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются. Однако это не освобождает оперативно-розыскные органы от выполнения взятых на себя обязательств перед такими лицами  осуществляющим ОРД. В народе таких граждан называют по-разному: осведомители, стукачи, информаторы и т.д. Сотрудники полиции - упоминают их не иначе, как источники, агенты, негласные сотрудники, конфиденты. Однако в мире нет ни одной правоохранительной структуры, которая может выполнять свои задачи без этих людей. Также как и других государствах, характерной особенностью деятельности оперативно-розыскных органов и их сотрудников в России является осуществление ими оперативной работы с опорой на поддержку граждан. Предписания статьи 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) позволяют отдельным физическим лицам реализовать конституционное право на защиту от преступных посягательств одним из законных способов - оказанием содействия оперативно-розыскным органам на гласной, негласной или конфиденциальной основе.


Заключение

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, одним из наиболее важных её элементов является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность должны всегда руководствоваться, и не забывать, содержание статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Только такой подход со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поможет им исполнять свои обязанности в полном объеме, с соблюдением прав граждан, с выбором и применением конкретного оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лиц виновных в содеянном.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. От 12 декабря 1993г. В ред. от 22.07.2014г.

2. Уголовный Кодекс. От 24 мая 1996г. В ред. (ред. от 20.09.2018)

3. Уголовно-процессуальный кодекс. От 18.12.2001. (ред. от 30.10.2018)

4. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». От 12.08.1995. (ред. от 06.07.2016)

5. ФЗ «О полиции». От 7.02.11. В ред. от 22.12.14. (ред. от 03.08.2018)

Книги

6. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник/ К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов. - М. 2016г. – 234 с.

7. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД. Учебное пособие/ Е.А.Доля. -М. 2015г.- 156 с.

8. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. / Е.С.Дубоносов. - М. 2017г. -256 с.

9. Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы. Монография / Н.С.Железняк. - Красноярск. 2017г.- 135 с.

10. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. Учебное пособие / С.И.Захарцев. - СПб. 2016г. – 256 с.


11. Ишин А.М. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений. Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. - Калининград. 2011г. – 156 с.

12. Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД. Конспект лекций/ Ю.Ф.Кваша, К.В.Сурков.- СПб. 2017г. – 345 с.

13. Кваша Ю.Ф. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий/ Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков, К.К. Горяинов. - М. 2011г.- 236 с.

14. Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие/ И.А.Климов.- М. 2016 – 157 с.

15. Костюк М.Ф. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в исправительных учреждениях. Учебное пособие / М.Ф. Костюк .- М. 2013г.- 136 с.

16. Лукашов В.А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел. Ч.1., Сущность, предмет, задачи и структура теории ОРД внутренних дел. Учебное пособие / В.А.Лукашов.- М. 2013г. – 267 с.

17. Маркушин А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях в ОРД проблемы теории и практики ОРД в современных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. Учебное пособие/ А.Г.Маркушин.- М. 2012г- 138 с.

18. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. Учебное пособие/ А.Г. Маркушин. Н. -Новгород. 2012г.- 238 с.

19. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов.- М. 2003.- 374 с.

20. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. /А.В. Наумов. - М. 2011г.- 105 с.

21. Николюк В.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практический комментарий. В.В. Николюк, В.В. Кальницкий, А.Е. Чечетин. -Омск. 2012г.- 136 с.

22. Основы борьбы с организованной преступностью. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. - М. 2013г. – 198 с.

  1. Конституция Российской Федерации. От 12 декабря 1993г. В ред. от 22.07.2014г.

  2. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. Учебное пособие / С.И.Захарцев. СПб. 2016г.

  3. Железняк Н.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: конспективные ответы на традиционные вопросы. Монография / Н.С.Железняк. Красноярск. 2017г.

  4. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник/ К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов. М. 2016г.

  5. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник/ К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, А.Ю. Шумилов. М. 2016г.

  6. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. / Е.С.Дубоносов. М. 2017г.

  7. Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие/ И.А.Климов. М. 2016

  8. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». От 12.08.1995. (ред. от 06.07.2016)

  9. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД. Учебное пособие/ Е.А.Доля. М. 2015г.

  10. Кваша Ю.Ф. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД. Конспект лекций/ Ю.Ф.Кваша, К.В.Сурков. СПб. 2017г.