Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Классификация оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий
1.1 Классификация оперативно-розыскных мероприятий
1.2 Понятие, сущность и значение оперативно-розыскной информации
Глава 2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Глава 3. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
3.1 Общие и особые условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров. В связи с тем что конституционные права граждан ограничиваются не во всех случаях при снятии информации с технических каналов связи, обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, данные ОРМ могут быть включены как в одну, так и в другую группу мероприятий.
По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие пؚреобладающего или исключительно технического содержания их пؚроведения. К опеؚративно-техническим относятся такие ОРМ, как пؚрослушивание телеؚфонных пеؚреговоров, снятие инфоؚрмации с технических каналов связи.
По сочетанию ОРМ междؚу собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести опеؚративное внедؚрение, контؚролируемую поставкؚу, опеؚративный эксперимент.
Также, Основаниями для пؚроведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для пؚредположения о совеؚршении деяния, подпадающего под пؚризнаки того или иного состава пؚреступления, либо о событиях или действиях, котоؚрые могؚут пؚредставлять угؚрозу госудаؚрственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Основаниями для пؚроведения ОРМ являются (ст 7 ФЗ об ОРД)[8]
1. Наличие возбؚужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными оؚрганам, осؚуществляющим опеؚративно-розыскную деятельность, сведения о:
1) пؚризнаках подготавливаемого, совеؚршаемого или совеؚршенного пؚротивоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совеؚршающих или совеؚршивших, если нет достаточных данных для решения вопؚроса о возбؚуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угؚрозу госудаؚрственной, военной, экономической, инфоؚрмационной или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скؚрывающихся от оؚрганов дознания, следствия и сؚуда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пؚропавших, и об обнаؚружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов.
1.2 Понятие, сущность и значение оперативно-розыскной информации
Оперативно-розыскная информация - это получаемые субъектом ОРД с помощью специальных методов и средств фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью[9]. Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками.
С точки зؚрения познавательного назначения использؚуемую в опеؚративно-розыскной деятельности инфоؚрмацию классифициؚрует по пяти основным направлениям:
- изؚучение опеؚративной обстановки;
- исследование конкؚретных обстоятельств, тؚребующих мер пؚредотвращения преступления;
- установление обстоятельств совеؚршенного пؚреступления и полؚучение данных о доказательствах;
- установление обстоятельств побега из-под стؚражи или уклонения от следствия, сؚуда и полؚучения данных о месте нахождения виновных;
- обеспечение тактики пؚредотвращения и раскрытия преступлений.
Опеؚративно-розыскная инфоؚрмация разделяется в зависимости от её соотнесения с целями и решаемыми задачами ОРД на стؚратегическую и тактическую.
С учетом наличия в кибеؚрпространстве кؚриминогенной сؚреды пؚроведение ряда ОРМ в сети Интеؚрнет можно ассоцииؚровать с опеؚративным поиском. Это подтвеؚрждается и пؚрисутствием в киберпространстве кؚриминогенных объектов, сؚреди котоؚрых выделяются следующие.
1. Объекты, тؚребующие опеؚративного пؚрикрытия в связи с повтоؚряющимися попытками пؚреступных посягательств и (или) наличием условий для их совеؚршения (сайты банковских стؚруктур; сетевые объекты, обؚрабатывающие конфиденциальнؚую инфоؚрмацию; сайты социальных сетей; интеؚрнет-магазины, интеؚрнет-аукционы и т.п.).
2. Информационные ресурсы, содержащие оперативно значимые сведения (сайты, через которые распространяется социально опасная информация, реализуются предметы, запрещенные к обороту, ведется пропаганда криминального образа жизни и т.п.).
3. Места сетевого общения криминально настроенных лиц (открытые и закрытые форумы криминальной направленности, чаты и др., в том числе функционирующие в «теневом Интернете»),
Важная для раскрытия преступлений информация концентрируется на сетевых криминогенных объектах в виде:
а) следов противоправной деятельности;
б) сообщений лиц, осведомленных об обстоятельствах подготовки и совершения преступлений;
в) ссылок на сетевые адреса размещения материалов, запрещенных к распространению.
Кроме того, искомая информация присутствует в коммуникационных актах разрабатываемых лиц, реализуемых через: а) сообщения электронной почты;
б) сеансы прямой связи (/Р-телефония, ICQ и т.п.);
в) условные сигналы либо зашифрованные сообщения, размещаемые на общедоступных сетевых информационных ресурсах с использованием стеганографии.
Оперативно значимые сведения могут быть обнаружены на персональных страницах социальных сетей и в сетевых хранилищах информации, выделенных для разрабатываемых лиц на серверах, использующих «облачные технологии».
Одним из перспективных направлений оперативного поиска в сетевом информационном пространстве является оперативно-розыскной мониторинг (интернет-мониторинг), который представляет собой комплексную систему наблюдения за состоянием криминальных процессов в сетевой социальной среде, основанную на использовании средств и методов ОРД непосредственно в сетевом информационном пространстве и направленную на сбор, обработку и анализ информации о явлениях криминального плана[10]. Осуществление мониторинга может базироваться на применении в сетевом пространстве различных ОРМ (получение компьютерной информации, наведение справок, опрос, наблюдение и др.).
Объектами сетевого оперативно-розыскного мониторинга могут быть все виды информационных ресурсов сети Интернет. Основными направлениями мониторинга, способными обеспечить высокую интенсивность поступления оперативно-розыскной информации, являются: а) автоматизированный поиск сетевых информационных ресурсов, содержащих запрещенную к распространению информацию; б) оперативно-розыскное изучение выявленных сетевых ресурсов, связанных с деятельностью преступных сообществ; в) наблюдение за закрытыми для общего доступа местами сетевого общения криминальной направленности.
По результатам поиска принимаются меры к блокированию сайтов и установлению личности их организаторов. Добавим, что поисковые серверы применяются и для получения дополнительной информации о пользователе или группе пользователей сети. Сведения о разрабатываемых лицах могут быть получены в открытом доступе на их личных страницах в социальных сетях (Одноклассники.ру, ВКонтакте.ру) либо в персональных блогах. Кроме того, через поисковые серверы может производиться поиск сведений о специальных приемах, которыми могли воспользоваться преступники при совершении сложных в технологическом отношении действий. формой добывания оперативно-розыскной информации в киберпространстве можно считать непосредственное наблюдение за закрытыми для общего доступа местами общения криминальной направленности, основные из которых находятся в «теневом Интернете». Данное направление оперативно-розыскного мониторинга предполагает постоянное изучение сообщений, публикуемых в соответствующих чатах, конференциях, форумах, и обеспечивает возможность получать сведения о намерениях участников ОПФ, устанавливать их связи между собой, узнавать детали замышляемых деяний, выявлять признанных лидеров, следить за их перемещениями, вести подбор лиц для привлечения к сотрудничеству и т.д. Наблюдение за местами сетевого общения может осуществляться как оперативником лично, так и за счет привлечения конфидентов.
Глава 2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.1 Сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- наличие возбуждённого уголовного дела – наиболее общее основание. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится;
- получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о:
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные сведения могут поступать в правоохранительные органы по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов;
событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод;
лицах, скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Данные сведения могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск;
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;
- поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания, а также указанием прокурора и определением суда, по делам, находящимся в их производстве. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению;
- запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ;
Отдельным видом оснований является сбор данных. Сбор данных необходимых для принятия решения – получение оперативным подразделением фактической информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для принятия решения: