Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (История возникновения банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели, которые преследуют руководители организаций:

1. При преднамеренном банкротстве имеют место совершенные действия, которые привели к финансовой несостоятельности предприятия.

2. В случае фиктивного банкротства руководители предоставляют ложные сведения о том, что организация не в состоянии исполнять свои финансовые обязательства.

Организаторы такого вида банкротства преследуют цель отсрочить свои платежи или полностью уйти от обязанности их осуществлять. Уголовная ответственность, которая грозит лицам за предоставление ложных сведений, регламентируется статьей 197 УК РФ.

Фиктивное банкротство наказывается:

* 100-300 тыс. руб.;

* привлечение к работам до 5 лет;

* лишение свободы на шесть лет и материальное наказание 80 тыс. руб.

Так же как и в предыдущем случае, этот процесс крайне опасен для кредиторов и может лишить их возможности получить свои средства, поэтому выявление фиктивного разорения — это важнейшая задача для арбитражных управляющих.

В процедуре банкротства большое значение имеют не только его признаки, но и виды, которые делятся на несколько категорий:

1. Реальное: у юридического лица появляются большие долги перед кредиторами, которые оно не в состоянии погасить.

2. Техническое: у организации есть задолженность перед третьими лицами, но ее можно покрыть имеющимися активами. Такая разновидность не всегда приводит к ликвидации компании и обычно носит временный характер.

3. Фиктивное. Фактически деньги для покрытия долгов у предприятия есть, но учредители принимают решение об объявлении его банкротом.

За данное деяние предусмотрены санкции по ст. 14.12 КоАП РФ, если нет признаков состава преступления по УК РФ.

4. Преднамеренное. Возникает в результате неправильных действий руководителя, заведомо влекущие за собой неблагоприятные последствия для компании.

Можно выделить три группы критериев, по которым гражданин может быть признан банкротом. Первые две группы критериев применяются в случае, если гражданин подает заявление в суд самостоятельно. Гражданин подает заявление либо в обязательном порядке (на основании п. 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве), либо по своему собственному усмотрению (на основании п. 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве). В первом случае суд признает гражданина банкротом при условии, что 1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и 2) размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее 500 000 рублей (п. 1 ст. 213.4 Закона о банкротстве).


Если же гражданин инициирует процедуру несостоятельности по своему усмотрению (то есть не в силу возложенной на него обязанности), то суд признает его банкротом при соблюдении следующих условий: 1) существуют обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что гражданин не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и 2) гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве). Под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве). При этом действует презумпция того, что гражданин является неплатежеспособным, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

2) более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

3) размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

4) наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

В свою очередь кредиторам (и уполномоченным органам), в том числе банкам, следует подходить к оценке состоятельности гражданина-должника, руководствуясь другими критериями. В соответствии с п. 2 ст. 213.3 Закона о банкротстве заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что: 1) требования к гражданину составляют не менее 500 000 рублей и 2) указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. По общему правилу требования к должнику должны подтверждаться решением суда, вступившим в законную силу. Однако для некоторых требований наличие решения суда необязательно (п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве) .

К таким требованиям отнесены требования об уплате обязательных платежей; требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта; требования, подтвержденные исполнительной надписью нотариуса; требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются; требования, основанные на нотариально удостоверенных сделках; требования, основанные на кредитных договорах с кредитными организациями; требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.


1.3 Правовое регулирование

Основы для правового регулирования процедуры банкротства заложены в Конституции Российской Федерации. В ней закреплены принципы, применение которых положено в действующей концепции банкротства. Рассмотрим их подробнее: - на принципе признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч.2 ст. 8 Конституции РФ) базируется регулирование взаимоотношений между кредиторами и должниками;
- принцип недопустимости лишения своего имущества иначе, кроме как по решению суда (часть 3 ст.35 Конституции РФ). Этот принцип защищает имущество должника от произвола со стороны кредиторов, при отсутствии согласия должника на ее отчуждение; - принцип ограничения прав и свобод гражданина федеральным законом только в той степени, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции). Этот принцип находит своё выражение, в частности, в моратории на удовлетворение требований кредиторов в ходе проведения процедуры банкротства.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определяется само понятие «юридическое лицо», закрепляются виды этих лиц (коммерческие и некоммерческие, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и т.д.), их основные права и обязанности, вводится само понятие «банкротство» и его основные признаки, составляющие его процедуры.
В правовом регулировании банкротства, в основном, участвуют следующие статьи ГК РФ:
• - общие положения (Главы 1 и 2 Кодекса);
• - статьи, регулирующие банкротство предпринимателя (ст.25), вопросы ликвидации и банкротства юридических лиц (статьи 61 - 65);
• - об ответственности юридических лиц и должностных лиц, определяющих деятельность последних (статьи 53, 56, 399, 105);
• - статьи, регулирующие правовое положение учредителей (участников) должника (п.1 ст.95, п.1 ст. 87, п.1 ст.96 и др.);
• - статьи, регулирующие правовой статус лиц, участвующих в процедуре банкротства (например, конкурсного управляющего - п.2 ст.182)

Кроме того, довольно часто при банкротстве используются статьи, определяющие основания недействительности сделок, расположенные в параграфе втором главы девятой ГК РФ. В Гражданском кодексе РФ многие другие нормы, хотя и не затрагивают непосредственно банкротство юридических лиц, играют зачастую определяющую роль в решении ряда сопутствующих банкротству вопросов. Дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны арбитражным судам, поэтому ход судебного процесса по делу о несостоятельности (банкротстве) полностью регулируется АПК РФ. Отдельная глава Арбитражного Процессуального кодекса РФ регламентирует особенности процесса рассмотрения дел о банкротстве в суде (Глава 28 АПК). Согласно ей (п.1 ст. 223), «дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) дела о банкротстве». Там же указано, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено АПК. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели. Коллегиально дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются, если (п.2 ст.17 АПК РФ):
• - дело направлено в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
• - решение о коллегиальном рассмотрении принято председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.


Наибольшее количество норм, регулирующих саму процедуру банкротства, содержится в Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Именно этот закон играет определяющую роль в правовом регулировании банкротства. Надо отметить, что ряд положений этого закона не согласуется с Гражданским кодексом, однако п.3 ст.232 Закона о банкротстве указывает, что нормы ГК РФ применяются лишь в той степени, в которой они не противоречат названному Закону. Таким образом, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ является основным по силе действия (после Конституции РФ), документом, регулирующим правоотношения, возникающие при проведении процедур банкротства юридических лиц.

Нормы Закона о банкротстве являются специальными, что подтверждается сравнительным анализом этих норм с нормами ГК РФ, АПК РФ и других федеральных законов.
Так, п.4 ст.61 ГК РФ установлено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. А в п.3 ст.65 и п.5 ст.25 ГК РФ отмечается, что основания признания судом лица банкротом устанавливаются специальным Законом о банкротстве. Таким образом, в части оснований признания лица банкротом, включая порядок ликвидации юридического лица, нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам ГК РФ. В остальной части норм гражданского права, содержащихся в Законе о банкротстве, он должен соответствовать ГК РФ (п.2 ст.3 ГК РФ).
Нормы Закона о банкротстве являются специальными и в отношении норм других законов. Так, принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества должника, распределение вырученных денежных средств между кредиторами и т.п.) осуществляется по правилам Закона о банкротстве, а не по правилам общего Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство подлежит приостановлению в случае возбуждения производства по делу о банкротстве должника, а в случае признания должника банкротом - прекращается (п.1 ст.22 Закона об исполнительном производстве, ст.63 Закона о банкротстве)

Законодатель выделяет особые категории должников, при проведении банкротств которых применяется специальное правовое регулирование, для этого создана специальная законодательная база. Такими категориями должников являются сельскохозяйственные товаропроизводители и кредитные организации (банки). Перечислим законы, регулирующие банкротство (несостоятельность) отдельных категорий юридических лиц:
• - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
• -ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Источниками норм, регулирующих правоотношения субъектов, возникающие при проведении процедур банкротства юридических лиц также являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерств и ведомств в пределах их полномочий, касающиеся банкротства (несостоятельности), положения и инструкции Центробанка РФ, иные нормативные правовые акты.
Если сравнивать отношение к должникам с точки зрения закона в древнем мире и в современном, то можно увидеть колоссальную разницу. Раньше к должникам применялись очень жесткие меры наказания, вплоть до смертной казни. Сейчас же должникам может грозить лишь штраф и взыскание имущества, а в крайних случаях арест, принудительные работы и т.д. А если суд признает должника банкротом, то он освобождается практически от всех долгов (за исключением: алименты и иные требования, неразрывно связанные с содержанием детей, компенсации вреда, причинённому здоровью, и возмещение морального вреда, выплата зарплаты сотрудникам, коммунальные платежи, субсидиарная ответственность)
 


Глава 2 Субъектный состав дела о банкротстве, права и обязанности субъектов

2.1 Лица участвующие в деле


К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
2) конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
3) уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

4) арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих
В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:
- временный, - утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
- административный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
- внешний, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
- конкурсный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий;
5) иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д.
В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

Данные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные настоящим Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия.
Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертиз