Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Возникновение и понятие института несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, законодатель в отличие от процедуры внешнего управления не регламентирует способы санации должника. Санация может производиться любыми способами, не противоречащими законодательству. Так, в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 82 Закона о несостоятельности должник с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), обеспечителя (обеспечителей) вправе принять решение о своей реорганизации, решая, таким образом, проблемы с неплатежеспособностью. На наш взгляд, для этого могут быть использованы такие формы реорганизации юридических лиц, как слияние и присоединение, хотя законодатель не конкретизирует формы реорганизации.

В-пятых, при отсутствии обеспечения исполнения обязательств должника собранием кредиторов должен быть утвержден план финансового оздоровления. План должен быть подготовлен учредителями (участниками) юридического лица или собственником имущества унитарного предприятия в соответствии с графиком погашения задолженности. По своей правовой природе план финансового оздоровления является гражданско-правовой сделкой, заключаемой между должником и его кредиторами.

В плане финансового оздоровления должно содержаться обоснование возможности погашения долга перед кредиторами. План финансового оздоровления и график погашения задолженности регламентируют взаимоотношения между должником и его кредиторами в процедуре финансового оздоровления.

Введение процедуры финансового оздоровления возможно по ходатайству должника, если об этом принято решение учредителями (участниками) юридического лица, органа, уполномоченного собственником имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, а также третьего лица (третьих лиц).

С ходатайством о введении финансового оздоровления указанные лица обращаются к первому собранию кредиторов, а в случаях, предусмотренных Законом, – к арбитражному суду.

Ходатайство о введении процедуры финансового оздоровления третьего лица или (третьих) лиц, согласно п. 1 ст. 78 Закона о несостоятельности, подлежит согласованию с должником, Закон не допускает в этом случае введения процедуры вопреки воле должника.

2.3. Внешнее управление

Внешнее управления представляет собой судебную восстановительную необязательную процедуру банкротства, которая может быть введена арбитражным судом в отношении должника как до признания его банкротом, так и после. Как и процедура финансового оздоровления, она по своей сущности относится к типу процедур судебной санации[19].


Процедура внешнего управления вводится до того, как решением суда должник будет признан несостоятельным (банкротом), т.е. когда он является еще неплатежеспособным и у него недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов.

Законодатель выделяет цель введения процедуры – восстановление платежеспособности должника, не указывая иных признаков процедуры внешнего управления.

Сущность внешнего управления состоит в том, что должник продолжает осуществлять хозяйственную деятельность, но под руководством профессионального арбитражного управляющего, который в течение определенного срока осуществляет реабилитационные (оздоровительные) мероприятия в соответствии с планом, одобренным кредиторами. В результате происходит внешнее управление имуществом должника, то есть управление посторонним, независимым лицом, назначенным извне, но под контролем кредиторов.

Предполагается, что это лицо является более квалифицированным, предприимчивым, экономически и юридически грамотным, опытным, творческим и добросовестным, чем прежнее руководство должника, не сумевшим эффективно использовать имущество юридического лица[20].

Лицо, утверждаемое арбитражным судом, для проведения внешнего управления – внешний управляющий, деятельность которого носит не только контрольный характер, но и управленческий характер, а также направлена на вывод организации-должника из экономического кризиса. Срок внешнего управления может составлять не более 18 месяцев, но может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более 2 лет.

Внешнее управление и финансовое оздоровление имеют между собой некоторые общие черты[21].

Среди таких общих черт следует выделить:

– цели проведения процедур – восстановление платежеспособности должника;

– должник продолжает функционировать и участвовать в хозяйственном обороте;

– максимальные сроки проведения процедур равны и не могут составлять более 2 лет;

– защита имущества от имущественных взысканий кредиторов сохраняется.

Основные отличия процедуры внешнего управления от процедуры финансового оздоровления состоят в том, что:

1) полномочия органов управления должника прекращаются и передаются арбитражному управляющему;

2) права арбитражного управляющего значительно расширяются;

3) многие контрольные функции арбитражного управляющего переданы собранию кредиторов;


4) требования кредиторов (за исключением привилегированных) могут быть удовлетворены только после вынесения арбитражным судом соответствующего определения.

Внешнее управление может быть введено до признания должника банкротом после наблюдения или финансового оздоровления, при этом обязательным условием введения является истечение менее чем 18 месяцев с даты введения финансового оздоровления[22].

Содержание внешнего управления включает в себя следующие основополагающие принципы:

1. Полномочия органов управления должника и собственника имущества – унитарного предприятия полностью прекращаются и передаются арбитражному управляющему.

2. Организация-должник продолжает осуществлять свою хозяйственную деятельность под управлением внешнего управляющего.

3. Внешний управляющий в ходе процедуры внешнего управления:

– производит опубликование сведений о введении внешнего управления;

– обеспечивает сохранность и пополнение имущества должника;

– осуществляет меры по восстановлению платежеспособности должника;

– ведет работу с кредиторами должника.

4. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, проверяет обоснованность предъявляемых требований кредиторов и осуществляет контроль проведения внешнего управления.

Завершение внешнего управления начинается с проведения внешним управляющим собрания кредиторов, на рассмотрение которого предоставляется отчет с предложением о направлении дальнейшего развития конкурсного процесса[23].

По результатам рассмотрения отчета собрание кредиторов вправе принять решение о заключении мирового соглашения либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и другими требованиями.

Момент прекращения внешнего управления – это вынесение арбитражным судом определения о прекращении производства по делу о банкротстве, определения о продлении срока внешнего управления; определения об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего; решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

2.4. Конкурсное производство

Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это обязательная процедура банкротства, открываемая одновременно с признанием должника банкротом и направленная на его ликвидацию.


Лицо, утверждаемое арбитражным судом, для проведения процедуры конкурсного производства – конкурсный управляющий, деятельность которого носит управленческий характер. Срок конкурсного производства составляет 1 год, но может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на 6 месяцев.

Открытие конкурсного производства происходит при принятии арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Указанное решение принимается арбитражным судом в случаях установления признаков банкротства должника, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения иных процедур банкротства или прекращения производства по делу о банкротстве (п.1 ст.53 Закона о несостоятельности)[24]. Иными словами, одно только решение собрания кредиторов не является основанием для введения данной процедуры, но и судья самостоятельно не может открыть конкурсное производство вопреки воле кредиторов, даже если он убежден в бесполезности введения внешнего управления[25].

Таким образом, конкурсное производство вводится по остаточному принципу – при отсутствии оснований для введения реабилитационных процедур[26].

В целом, содержание конкурсного производства включается в себя следующие моменты:

1. Прекращение полномочий всех органов управления должника и их передача конкурсному управляющему. При этом, руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему[27].

2. Прекращение хозяйственной деятельности организации-должника;

3. Опубликование сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

4. Формирование конкурсной массы и оценка имущества должника;

5. Продажа имущества должника;

6. Ведение реестра требований кредиторов;

7. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст.134 Закона о несостоятельности.

8. Распоряжение невостребованным имуществом должника;

9. Передача на хранение документов должника. Подлежащих обязательному хранению;

10. Контроль деятельности конкурсного управляющего.


После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий предоставляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона о несостоятельности арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника[28].

2.5. Мировое соглашение

В соответствии со ст.2 Закона о несостоятельности мировое соглашение – это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Экономико-правовая суть мирового соглашения заключается в том, что стороны прекращают дело о банкротстве на основе взаимных уступок. Спор разрешается путем фиксации в мировом соглашении тех договоренностей, которых стороны достигли, а арбитражный суд констатирует достигнутое соглашение, принимая судебный акт, имеющий юридическое значение и общеобязательный для исполнения всеми сторонами. При этом смысл мирового соглашения заключается в изменении существующих ранее имущественных правоотношений между должником и кредиторами.

Мировое соглашение в деле о банкротстве – специфический институт, значительно отличающийся от одноименного института, существующего в исковом производстве (п. 4 ст. 49, гл. 15 АПК РФ). Специфика этого института, помимо прочего, обусловлена тем, что мировое соглашение, заключаемое по делу о банкротстве, носит черты как гражданско-правовой сделки, так и процессуально значимого действия, которым заканчивается дело о несостоятельности. С точки зрения структурированности институт мирового соглашения обладает сложным юридическим составом. Каждый из элементов этого состава имеет самодовлеющее значение; с другой же стороны, желаемый правовой эффект порождается только совокупностью этих элементов[29].