Файл: Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность может прово­диться практически в любой сфере человеческой дея­тельности — в сфере производства, услуг, обращения де­нежных средств и реализации товаров, в здравоохране­нии, в спорте, культуре и др., принимая при этом раз­личные оттенки и имея свои особенности.

Возможности в самореализации через предприни­мательство предопределяются наличием необходимых для этого условий. Из большого количества частностей принципиально важными следует выделить следующие:

  • Наличие социально-политических условий предпринимательства.
  • Наличие профессионально-личностных качеств.
  • Наличие развитой инфраструктуры для предприни­мательства.
  • Достаточно полное правовое и финансовое обеспечение предпринимательства.

Помимо вышеуказанных условий принципиально­го характера способствовать или осложнять становле­ние и развитие предпринимательства могут частные ус­ловия, — личное здоровье, семейное положение, религи­озные взгляды, местожительство, особенности ведения личного хозяйства и др.

Под условиями становления, функционирования и развития предпринимательства следует понимать нали­чие субъективных или объективных возможностей в проявлении инициативы и достижении желаемых ре­зультатов.

Предпосылками к предпринимательству могут быть финансовые, материальные и личностные возможнос­ти, которые, способны стать импульсом к активным действиям, позволяют достичь желаемых результатов. Финансовые и материальные предпосылки весьма разнообразны, это отходы производства, свободные пло­щади, неиспользуемые средства производства, наличие денежных сбережений, возможность получения льгот­ного кредита и т. д. Предпосылки нематериального ха­рактера связывают с высоким профессиональным мастерством, наличием «Ноу-Хау» для производства про­дукта, организаторскими способностями, опытом и на­личием связей (в том числе дружеских) в производ­ственной и финансовой сфере и т.п.

Целью данной контрольной работы является раскрыть вопрос касающийся регистрации индивидуальных предпринимателей, их особенности деятельности.

Задачи контрольной работы – рассмотреть характеристику индивидуальных предпринимателей, рассмотреть порядок регистрации, рассмотреть особенности деятельности индивидуальных предпринимателей.


1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

1.1. История частного предпринимательства в России

Индивидуальное предпринимательство в России имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что торговая деятельность являлась одной из основ хозяйственной жизни славян, а древнерусское государство, созданное в конце IX в., складывается путем объединения восточно-славянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». В истории российского частного предпринимательства можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап - зарождение предпринимательских отношений на Руси. Начало его связано с возникновением древнерусского государства, а окончание - с проведением политических и экономических реформ царем Петром I (IX - XVIII вв.). Рассматриваемый период характеризуется в основном развитием торговой деятельности индивидуальных предпринимателей.

Как свидетельствуют исторические источники, уже в XI в. русские купцы были известны во многих странах мира. Центрами русской торговли и ремесла становились такие города, как Новгород, Киев, Псков, Тверь, Смоленск, Москва и др., в которых возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда съезжались для торговли различного рода индивидуальные предприниматели - купцы, бортники, звероловы, лыкодеры. Они совершали сделки, заключали договоры. Постепенно на Руси развивались традиции ярмарочной торговли.

В первом русском своде законов «Русская Правда» с большой юридической тонкостью были разработаны сложные понятия гражданского оборота, была выстроена надежная система защиты предпринимателя[1]. В своде законов четко были определены такие понятия, «как краткосрочный и долгосрочный займы», «торговый кредит», регламентировался порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации. Статьи 54 и 55 «Русской Правды» предусматривали несколько видов банкротства предпринимателей. Если несостоятельность наступала как результат несчастного случая, купец получал рассрочку в платеже. Банкрот, пропивший или проигравший чужой товар, отдавался на волю кредитора, который мог дать рассрочку или продать купца в рабство. В случае же умышленного банкротства купец продавался в холопы вместе с имуществом.


XII - XV вв. - это период феодальной раздробленности на Руси. Среди большого количества крупных и мелких удельных княжеств особое место занимала Новгородская феодальная республика.

В Новгороде частные предприниматели - купцы - являлись наиболее влиятельным слоем городского населения. Они делились на сотни, а также составляли компании и артели. Существовало также разделение купцов по направлениям (купцы заморские или низовские), предметам торговли (купцы прасолы, суконники, хлебники, рыбники и т.д.). Высший разряд новгородского купечества составляло купеческое общество при церкви св. Иоанна Предтечи. Согласно учредительной грамоте этого общества, «кто хочет в купечество вложиться Ивановское, должен сдать вступительный вклад в размере 50 гривен серебра»[2].

Важное значение в рассматриваемый период имели законодательные сборники - Новгородская и Псковская судные грамоты. В данных актах различалось три способа заключения договоров: запись, доска, устное соглашение. Запись представляла собой письменный документ, копия которого сдавалась на хранение в архив Троицкого собора; доска была простым письменным документом, написанным на доске или бересте; при заключении устных соглашений требовалось присутствие людей сторонних - свидетелей.

В XVI - XVII вв. Россия обладает сильно развитой торговой сетью, возникает всероссийский рынок, продолжается развитие ремесленного производства, его специализация, которая тогда носила естественно-географический характер. Тульско-Серпуховской, Устюжно-Железоподольский, Новгород-Тихвинский районы специализировались на производстве металла, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами производства полотна и холста, кожевенное производство получило развитие в Ярославле и Казани[3]. В этот период устанавливаются морские связи с Англией. Великий Волжский торговый путь после присоединения поволжских ханств связал Россию со странами Востока, откуда везли шелк, ткани, фарфор, пряности. Российские предприниматели продавали меха, лен, пеньку, мед, воск.

Однако и в рассматриваемый период развитие российского предпринимательства происходило путем преодоления существенных препятствий. Тяжелый налоговый и финансовый гнет, ложившийся на все сословия, затронул и экономически активные группы населения. Крайней бедностью многих слоев общества обусловливалась узость рынка, что не могло не повлиять на развитие экономической активности россиян. Существенной была конкуренция иноземных предпринимателей с отечественными. И в 1627 г. было решено не пускать в Москву торговых иноземцев без царских жалованных грамот, «чтоб нашим торговым людям в том оскуднения не было»[4].


Второй этап в развитии индивидуального предпринимательства связан с возникновением и развитием более цивилизованных форм хозяйствования. Это царский период, окончание которого датируется 1917 г.

Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русских предпринимателей, сделав ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей: Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки тысяч людей в России и за границей.

В 1698 г. Петр I разрешил «купецким людям торговать так, как торгуют в иных государствах: компаниями». Это было сделано для того, чтобы мелкие купцы и ремесленники могли объединять свои капиталы и заниматься промышленностью и торговлей в крупных масштабах. Правительство Петра I всячески содействовало созданию таких компаний, предоставляло им средства, льготы, освобождало от некоторых повинностей. Оказывая помощь в организации компаний, царское правительство установило строгий контроль мануфактур-коллегии и коммерц-коллегии над их производственной и финансовой деятельностью. Члены компании выбирали из своей среды правление и ревизионную комиссию. Компании несли материальную ответственность в пределах своего складочного капитала. Споры, возникавшие из договора товарищества, рассматривались третейским судом[5].

Дальнейшее совершенствование законодательства в период правления Екатерины II активно способствовало развитию предпринимательства. Ею отменяются все возможные ограничения, объявляется об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. Благоприятствовали развитию деловой инициативы в купеческой среде правительственные указы, направленные на стимулирование конкурентной борьбы между индивидуальными предпринимателями не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот. Большое значение в этот период приобрела задача обеспечения русского купечества кредитами на льготных условиях. При Петербургском порте в 1754 г. правительственным указом был учрежден Купеческий банк.

На данном этапе своего развития российское индивидуальное предпринимательство отличалось родовой преемственностью и сословной принадлежностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.


Особо следует отметить развитие в рассматриваемом периоде индивидуального предпринимательства среди крестьянского населения. Крестьянам разрешили выкупать так называемые свидетельства - аналоги современных лицензий. В дальнейшем законодательство позволило крестьянам торговать в лавках, иметь складские помещения и осуществлять оптовую торговлю.

Реформы Александра II 60 - 70-х гг. XIX в. разделили историю России на дореформенный и пореформенный периоды. Последний можно назвать «золотым веком российского предпринимательства». С отменой крепостного права манифестом 19 февраля 1861 г. крестьяне получили потенциальную возможность для занятия предпринимательством. В целом темпы русского предпринимательства в XIX в. были просто поразительны. С 1802 по 1881 гг. численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более чем в 8 раз. Только за 1804 - 1863 гг. производительность труда увеличилась почти в 5 раз. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10 - 20 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.

Однако долгое время ни фактические предпринимательские правоотношения, ни судебная практика не могли выработать основ для Торгового уложения. Составленный в 1814 г. проект такого уложения отличался неполнотой и основывался на французском Кодексе коммерции. Торговый устав 1887 и 1893 гг. был крайне беден юридическим содержанием, многие его положения устарели, преобладали нормы полицейского, а не частноправового характера.

В новой редакции Торговый устав был разделен на 3 книги. Первая касалась вопросов найма приказчиков и торговых поручений, а также деятельности торговых товариществ. Вторая книга регулировала русское морское право. Третья содержала 4 раздела: биржи и ярмарки; купеческие и маклерские книги; торговые меры и весы; товарные склады.

Следует упомянуть, что в рассматриваемом нормативно-правовом акте совершенно отсутствовали постановления о торговых сделках, составляющие существенную часть западно-европейских торговых уложений. В данном случае права и обязанности, вытекающие из сделок и правоотношений, свойственных торговле, определялись принятыми в ней обычаями.

Устав торгового судопроизводства регулировал вопросы деятельности коммерческих судов и производство по делам о торговой несостоятельности. Юрисдикция коммерческих судов, появившихся в начале XIX в., распространялась на город (уезд), для которого они учреждались. Часть лиц, входящих в состав судов, назначалась императорской властью из кандидатов, выбранных купечеством; часть непосредственно избиралась купцами; часть определялась Министерством юстиции. Апелляционной инстанцией для коммерческих судов служил Судебный департамент Правительствующего Сената. В коммерческих судах существовало 2 порядка судопроизводства: словесное разбирательство и письменное производство.