Файл: Особенности развития европейской валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И это еще далеко не все плюсы. внедрение специальных блокчейн- токенов в ЕАЭС положительно скажется на множестве различных процессов и соглашений, в том числе в области энергетики, ретейлинга, медицины и так далее.

Для запуска такой системы, по сути, достаточно всего одного участника блокчейна в каждой из стран объединения, а вот повлияет она и на малый, и на средний, и на крупный бизнесы.

Есть, впрочем, и скептики, утверждающие, что до сих пор не понимают, зачем необходимо введение транснациональной валюты, рубль может обслуживать любые транзакции между странами, а значит введение новых валют нецелесообразно.

Несомненно криптовалюты приносят с собой риски, в том числе подрыв суверенного права эмиссии и снижение эффективности денежно-кредитной политики каждого отдельного государство. В мире сейчас существует спрос на новые средства расчета и именно введение крупной, опирающейся на экономики нескольких стран электронной валюты поможет провести «дедолларизацию» в мире.

В целом страны объединения соглашаются с тем, что их ответ на криптовалютный феномен должен быть согласованным и системным. В первую очередь предстоит детально изучить опыт Беларуси - лидера ЕАЭС по нормативно-правовому регулированию технологии блокчейн.

Когда участники объединения обменяются опытом и придут к соглашению о месте блокчейна в современном мире, начнется длительный период создания и подписания всех нужных договоров о сотрудничестве. Лишь после этого в активную фазу вступит разработка транснациональной криптовалюты, включая возможное ICO (первичный выпуск монет на рынок).

Впрочем, даже если страны ЕАЭС в конечном итоге посчитают ненужным создание общего электронного денежного знака, все переговоры и наработки не пропадут зря: их смогут использовать для разработки единой блокчейн-системы, которая позволит существенно упростить если не экономические отношения, то как минимум жизнь рядовых граждан стран- участниц Союза.

Споры о необходимости введения единой валюты не прекращаются с давнего времени. Одни говорят, что «алтын» или «евраз» будут достойным ответом «американцу» и упростят взаиморасчеты. Другие считают, что это ни к чему хорошему не приведет. Так как более слабые развивающиеся страны станут финансово зависимы от сильных.

Любая нацвалюта - это экономическая независимость государства, необходимая для его суверенного положения. А при создании того же «алтына» встанет вопрос и о едином политическом пространстве.


Конечно, можно использовать в своем государстве национальную валюту, а при расчетах между странами ЕАЭС - единую валюту.

Казахстанские бизнесмены считают, что у России развитая экономика и Казахстан пока к ней привязан. Однако, они полагают, это не значит, что так будет продолжаться и дальше. У каждой страны должен свой путь развития.

Кроме партнерских взаимоотношений с северным соседом, Казахстан может развивать экономическую связь с Индией и Китаем,

Если ввести сейчас единую валюту для того, чтобы облегчить расчеты в рамках ЕАЭС, то это фактически означает для государств-стран ЕАЭС привязаться к Евразийскому экономическому союзу уже навсегда.

На сегодняшний день большинство взаиморасчетов производятся в долларах, хотя можно перейти на использование национальных валют. Для этого нужно лишь сделать «валютный своп» и договориться обходиться без «американца».

Например, Россия и Китай, перешли на расчеты рубль-юань. Появление единых денег и единого подхода к монетарной политике является высшей ступенью интеграции. Все эти процессы должны быть независимы от какой- либо отдельной страны. Для введения валюты должен быть единый орган, похожий на Евросоюз. Кроме того, все без исключения члены союза должны быть готовы к этому. Почему многие считают, что это может произойти нескоро, да потому, что каждое государство заинтересовано в национальной валюте и собственной политике.

Для быстрой и эффективной интеграции валютного пространства необходимо преодолеть несколько этапов:

  1. Установление зоны свободной торговли.

Она предоставит странам-участникам отмену таможенных пошлин и прочих барьеров, мешающих сближению внутренних цен на товары, которые реализуются на внешних рынках. При этом на национальных рынках сохраняются различные цены на товары.

  1. Создание таможенного союза.

Он убирает внутренние барьеры в виде пошлин, налогов, сборов и других ограничений экономического характера. Исключением остаются только специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Такой режим способствует росту торговли товарами и услугами между странами-членами таможенного союза.

  1. Экономический союз.

Предполагает приведение к единой форме всех сфер хозяйственной деятельности: внутренней и внешней политики, бюджетной, налоговой и финансовой политики.

  1. Валютный союз.

Последний этап интеграции, который предполагает создание единой монетарной и фискальной политики, создание наднациональных органов, выполняющих единую экономическую политику, в которую входят валютные отношения.


В целом, введение единой валюты в будущем является правильным. Но создавать ее надо не на базе одной из существующих валют, например, на базе российского рубля, а ввести совершенно новую валюту. Как, например, евро в ЕС. Несмотря на то, что финансовая интеграция Европейского союза (ЕС) происходила в другое время и при других условиях, не стоит полностью отвергать европейский опыт. Евразийскому экономическому союзу стоит взять за основу положительные моменты ЕС, как пример достаточно слаженного интеграционного объединения [2]:

  • принцип организации власти и управления, благодаря которому союз сочетает в себе признаки международной организации и одновременно с этим является надгосударственным объединением;
  • структуру единых органов финансового и валютного регулирования, контроля, основных совещательных органов.

Несомненно, единые органы валютного регулирования уже существуют на просторах Евразийского экономического союза, но они требуют доработки, корректирования и модернизаций в особенности по части функций и полномочий.

Среди отрицательных моментов западноевропейской интеграции можно выделить в основном факты, относящиеся к политической сфере. Примером могут служить разногласия у государств ЕС, ввиду различия по уровню развития национальных экономик, кроме того тенденция неоднородности имеет тренд к увеличению, при этом имея общее валютное пространство. Еще одним вопросом для Европы остается, наряду с увеличением миграционных потоков, демографическая проблема, что приводит к нестабильной экономической, социальной и политической ситуации. Впрочем, негативные моменты Европейской интеграции во многом схожи с Российскими, что несомненно дает надежду, на скорейшее создание валютного и экономического единства на просторах ЕАЭС

Таким образом, можно констатировать, что причина отсутствия единой валюты в Евразийском экономическом союзе заключается и в наличии разногласий между налоговыми базами стран-участниц. Данная проблема возможна к разрешению путём образования единой налоговой базы. Что в дальнейшем повлечет за собой унификацию национальных налоговых законодательств государств-участников ЕАЭС. После чего появится прямой доступ к информации об обороте и поступлении таможенных пошли и платежей и конечно, возможность контроля. А это важный шаг в пути к увеличению доходной части бюджета, в частности, доходной части национального бюджета государств, входящих в состав ЕАЭС.


1.3 Влияние ЕЦБ на валютно-финансовую сферу в европейском регионе. возможности и угрозы

Во-первых, в ЕСЦБ включены и сам ЕЦБ, и национальные центральные банки (НЦБ) всех государств- членов зоны евро. ЕЦБ находится во главе, объединяя в своих полномочиях денежно-кредитную политику ЦБ зоны евро, регулирование и интеграцию их совместной деятельности.

Главной целью ЕЦБ является поддержание ценовой стабильности, то есть сохранение стоимости евро, держа уровень инфляции не выше 2%.

ЕЦБ принимает решения относительно единой денежно-кредитной политики, а каждый ЦБ реализует их в своей стране, естественно строго в соответствии указаниям и инструкциям ЕЦБ.

Таким образом, проводя единую денежно-кредитную политику, ЕЦБ служит центральным банком для всех стран зоны евро.

Во-вторых, переход на единую валюту принес новые возможности, вытекающие из интеграции и масштабов экономики еврозоны, делая ее рынок более эффективным.

Одним из главных позитивных аспектов от введения единой валюты является снижение издержек во взаимной торговле европейских государств-членов ЕС. С единой валютой сотрудничество стран зоны евро стало более рентабельно и менее рискованно, так как стерлись риски, связанные с неустойчивостью курсов различных видов валют и движение товаров и капитала стало легче.

Масштаб и тщательное управление ЕЦБ обеспечивает относительную экономическую стабильность в Еврозоне, что делает ее более устойчивой к внешним экономическим потрясениям, которые могут возникнуть за ее пределами. Например, такие явления, как рост мировых цен на нефть или турбулентность на мировых валютных рынках.

В-третьих, несмотря на проводимую ЕЦБ, денежную политику, которая должна оказывать одинаковое воздействие на экономику всех стран ЕС, уровень развития европейских стран в значительной степени различается, что указывает на противоречивость интеграции валютной системы, и самой интеграции в целом. Такой симбиоз может привести к конфликтам в будущем и возможной дезинтеграции ЕС.

Это вызвано неравномерным распределением объема денежной массы по Еврозоне, что находится в компетенции ЕЦБ. Эта неравномерность проявляется кризисом нехватки денег для обслуживания товарного обращения внутри стран PIIGS. Как известно, внутренний оборот товаров и услуг формирует «человеческий капитал», обеспечивающий благосостояние населения. Следовательно, его снижение вызывает социальные потрясения и экономическую нестабильность в стране, например дефляция и рост безработицы [3, с. 27].


Кроме того, значительные объемы денежных масс поглощаются крупными финансовыми институтами, которыми располагают развитые страны еврозоны, например Германия и Франция, что и делает их лидерами союза [2, с. 517].

Сделаем вывод, что неблагополучие экономик стран Южной Европы и Ирландии вызваны неравномерным распределением денежных средств по территории зоны евро. Зависимость ЦБ этих стран от ЕЦБ вызывает сложности, так как в случае возникающих проблем, страны не могут девальвировать свою валюту.

Следовательно, ЕЦБ не справляется с задачей относительно равномерного обеспечения отдельных стран внутри зоны евро достаточным объемом денежной массы. Это и привело к существующему серьезному экономическому дисбалансу между лидерами и периферией стран зоны евро.

В-четвертых, как способ, чтобы решить проблему обеспечения стран еврозоны равномерным объемом денежной массы, может выступить понижение степени межтерриториальной ликвидности денежных средств. Это можно достигнуть путем возврата к национальным валютам, чтобы каждый ЦБ зоны евро мог регулировать объем денежных масс на своей территории. Но так как единая валюта, несмотря на свои минусы, имеет ряд преимуществ, можно совместить деятельность единой и национальной валют, допустив возможность их одновременного использования путем создания мультивалютной системы в зоне евро.

Используя одновременно и национальные валюты и евро, правительства зон евро будут способны самостоятельно осуществлять валютную политику в своих странах, что сможет обеспечить рост внутреннего товарооборота в каждой стране, будет сокращен дефицит бюджетов, повысится объем производства и снизится уровень безработицы [5, с. 371].

Следовательно, мультивалютная система сможет обеспечить равномерное распределение денежной массы между странами Еврозоны, что создаст наилучшие условия выхода из современного валютного кризиса, а для многих стран и экономического.

Таким образом, во-первых, была исследована суть функционирования ЕЦБ и его роль в развитии экономики стран Еврозоны.

Во-вторых, были проанализированы преимущества и возможности интеграции валютной сферы зоны евро.

В-третьих, были выявлены противоречия существующей европейской валютной интеграции и вытекающие из них угрозы.

В-четвертых, на теории был предложен способ разрешения существующих проблем и противоречий валютной интеграции в европейском регионе.