Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Понятие финансовой политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В последние годы в условиях рыночной экономики в России роль государства быстро росла во всех сферах человеческой деятельности, в том числе финансовой. Финансовая система государства является одним из тех секторов экономики, где рыночные механизмы работают наиболее эффективно. Финансовая и, прежде всего, бюджетная система оказывают существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода, на развитие предприятий и отраслей экономики и благосостояние населения, это связано с Актуальность темы курсовой работы.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах внесли итальянские ученые; Более того, по словам известного петербургского ученого А. И. Буковецкого, это было в городах Верхней Италии в 15 веке. Рождение самой финансовой науки произошло. Так, такие выдающиеся ученые, как Д. Карафа, Н. Макиавелли, Дж. Ботеро, занимались вопросами систематизации знаний в области финансов.

Объектом курсовой работы являются показатели, составляющие финансовую систему Российской Федерации.

Предметом исследования являются функции финансового механизма.

Цель курсовой работы: изучить основные положения теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы и финансового механизма в России.

В работе поставлены следующие задачи:

- Определить финансы и изучить предметы финансовых отношений;

- Изучить основные функции финансов;

- Изучить понятие финансовой системы и ее структуру;

- Изучить концепцию финансовой политики государства;

- Изучить понятие финансового механизма, его структуру;

- Рассмотреть основные функции финансового механизма при реализации антикризисных мер в России..

Для изучения темы использовались источники литературы авторов: Дробозина, Качалова, Леонтьев, Романовский, Поляк и др.

.

Глава 1. Определение финансовой политики

1.1 Понятие финансовой политики

Финансовая политика наряду с денежно-кредитной и курсовой политикой является неотъемлемой частью макроэкономической политики. Ответственность за его реализацию лежит на Министерстве финансов (Казначейство).


Под финансовой политикой понимается деятельность государства по целевому использованию финансов.

Государство использует финансы для следующих целей:

- осуществление своих функций;

- выполнение государственных задач;

- достижение определенных целей [1].

Содержание финансовой политики определяется единством трех ссылок, перечисленных ниже:

разработка научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе исследования:

- требования экономических законов;

- комплексный анализ состояния экономического развития;

- перспективы развития производительных сил и производственных связей;

- потребности населения страны.

- определение основных направлений использования финансов на будущий и текущий период на основе путей достижения целей, поставленных экономической политикой, с учетом влияния международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;

- реализация практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В процессе разработки и реализации финансовой политики создаются условия для выполнения государственных задач.

Основными задачами финансовой политики являются:

- создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся финансовых ресурсов;

- поддержание определенного уровня экономической активности в стране.

Финансовая политика является эффективным инструментом воздействия на экономические интересы. В зависимости от продолжительности периода и характера решаемых задач в нем различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Под финансовой стратегией понимается долгосрочный курс государства в области финансов, рассчитанный на будущее и предусматривающий решение масштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе разработки финансовой стратегии:

1) прогнозируются основные тенденции развития финансов;

2) формируются концепции их использования;

3) излагаются принципы организации финансовых отношений.

Для концентрации финансовых ресурсов на основных направлениях социально-экономического развития разработаны целевые программы. Финансовая стратегия должна быть стабильной.

Под финансовой тактикой понимается краткосрочный курс государства в области финансов, направленный на решение задач определенного этапа развития компании путем своевременного изменения способов организации финансовых отношений и перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика должна быть гибкой, что определяется мобильностью экономических условий [2].


Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики заключается в том, что стратегия создает возможности для решения тактических задач, а тактика путем выявления критических областей и ключевых проблем, посредством своевременной организации финансовых связей и передачи финансовых ресурсов позволяет решать задачи изложенные в стратегии.

Финансовая политика генерируется экономическими отношениями (обусловленными экономикой), но в то же время она обладает определенной независимостью, которая определяется конкретными законами и логикой развития (оказывает противоположное влияние на экономику). В связи с этим большое значение имеет государственное регулирование финансов, которое заключается в воздействии государства с помощью концентрированных финансовых ресурсов на его приоритетные направления экономики. Этому способствует составление целевых программ. Таким образом, в самой финансовой политике развиваются приоритетные направления.

По мере повышения уровня производительных сил финансовые меры должны все больше ориентироваться на социальные нужды.

Отделение финансовой политики от экономики препятствует реализации возможностей, присущих экономике, и отвечает на серьезные экономические трудности. Отсюда следует, что финансовые решения должны приниматься по законам экономической логики и основываться на серьезном анализе возможных последствий.

В связи с этим большое значение имеют:

1) достоверная и полная информация, как о происходящих в экономике процессах, так и о результатах ранее принятых финансовых решений;

2) соблюдение принципа обратной связи, что служит надежной основой для оценки эффективности финансовой политики.

1.2 Роль финансовой политики в деятельности государства

Целью финансовой политики является увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Эффективность проверяется ростом финансовой отдачи.

При разработке финансовой политики следует учитывать:

1) специфика каждого этапа развития общества, особенно как внутренней, так и международной ситуации:

2) реальные экономические и финансовые возможности государства;

3) необходимость комплексного подхода, который понимается как координация действий и их направление для выполнения основной задачи, а также тесная взаимосвязь финансовой политики с другими компонентами макроэкономической политики.


Основными направлениями финансовой политики являются:

1) повышение деловой активности в стране;

2) повышение благосостояния населения;

3) развитие производительных сил;

4) развитие международных экономических отношений [2].

Финансовая политика должна быть направлена ​​на создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности, что достигается путем определения рациональных форм отвода доходов предприятий в пользу государства и участия населения в формировании финансовых ресурсов.

В процессе разработки и реализации финансовой политики предусматривается, что часть финансовых ресурсов должна быть направлена ​​на повышение материального и культурного уровня жизни людей, расширение социальных услуг. В то же время налоговые платежи населения регулируются; принимаются меры по развитию производства товаров народного потребления, услуг и т. д.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и их рациональном распределении по всей стране. Это помогает обеспечить целевые программы финансовыми ресурсами, сосредоточить средства на ключевых направлениях экономического развития, стимулировать рост эффективности производства; растущий интерес всех регионов к развитию экономики, использованию местного сырья.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию международных экономических отношений. Власти должны обеспечить, чтобы страна заняла свое законное место в системе международного разделения труда и мировой экономике в целом. В связи с этим необходима государственная поддержка экспортных отраслей, а также защита отечественных производителей. В то же время, органы власти должны обеспечить доступ в страну импортируемых товаров, необходимых для потребления на внутреннем рынке [3].

1.3 Типы финансовой политики

В зависимости от степени законодательного или административного регулирования финансовых отношений, характеризуемой долей дохода, которая распределяется и потребляется в соответствии с применимыми законами или административными решениями, существует три типа финансовой политики:

- строгое регулирование;

- умеренное регулирование;

- политика минимальных ограничений [11].

Строгое регулирование заключается в том, что преобладающая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан при осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика осуществляется в условиях либо административной экономики и соответствующей финансовой модели, либо в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Такая финансовая политика неэффективна, поскольку она подрывает стимулы для производительной деятельности, поскольку финансовый продукт этой деятельности - доход - контролируется в большей степени государством, чем его владельцами - юридическими и физическими лицами. Такая политика, как правило, предусматривает достаточно высокий уровень фискальной централизации ВВП.


Умеренное регулирование осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений - отношения с государством, определенные элементы отношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренное регулирование может сбалансировать интересы государства и общества в целом и интересы отдельных юридических и физических лиц. Он предоставляет юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для производственной деятельности и в то же время позволяет государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных ограничений направлена ​​на формирование максимальной заинтересованности субъектов хозяйствования и граждан в эффективном управлении. При этом в основном регулируются только отношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений в таких условиях регулируется на договорной основе между отдельными лицами.

Нынешняя финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики, основным ее инструментом является бюджет. Его структурирование по источникам получения доходов и областям затрат на финансирование, по уровням административно-территориального деления характеризует конкретную финансовую политику.

В зависимости от задач, на которые направлена ​​финансовая политика, она делится на следующие виды:

- стабилизационная политика;

- политика экономического роста;

- политика сдерживания деловой активности.

Стабилизационная политика направлена ​​на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Его реализация основана на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения доходов. Существует две разновидности этой политики, которые значительно отличаются друг от друга. Первая - это стабилизационная политика после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Второе - это стабилизационная политика в период восстановления экономики, которая имеет ограничительное направление.

Политика экономического роста направлена ​​на достижение необходимого стране уровня ежегодного роста ВВП с учетом его потенциала. Он направлен на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как с точки зрения цен, так и с точки зрения привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через увеличение государственных расходов, снижение уровня налогообложения и реализацию политики «дешевых денег». Использование государственных расходов в качестве стимула для роста ВВП отражает прямое государственное влияние, основанное на финансировании экономических потребностей. Это финансирование отражает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения приводит к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика «дешевых денег» заключается в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий по привлечению кредитных ресурсов.