Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Понятие финансовой политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика сдерживания бизнеса используется для регулирования делового цикла, чтобы предотвратить кризис перепроизводства или предотвратить истощение экономики из-за чрезмерного экономического роста. Она реализуется так же, как и политика экономического роста, только в обратном направлении - сокращение государственных расходов, повышение уровня налогов, установление высоких процентных ставок по кредитам.

По характеру реализации финансовая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную.

Дискреционная политика предусматривает реализацию государством определенных мер, направленных на реализацию финансовых стратегий и тактик. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, которая в настоящее время развивается в экономике и финансах. Без этих мер ситуация не может улучшиться.

Недискреционная политика заключается в использовании определенных финансовых инструментов - «встроенных стабилизаторов», которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.

Функции «установленных стабилизаторов» выполняют в первую очередь налоги, а также социальные платежи правительства, различные субсидии. Однако с помощью установленных стабилизаторов трудно достичь полного баланса. Поэтому в финансовой практике как «установленные стабилизаторы», так и средства дискреционной политики используются одновременно.

Способность финансовой политики зависит от эффективности государства на каждом этапе и правильности принятых решений, ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого, выбирается тип финансовой политики - строгое или умеренное регулирование или политика минимальных ограничений, дискреционные или встроенные стабилизаторы. На этой основе выбираются области реализации (решается, какие задачи обеспечиваются денежно-кредитной и что такое фискальной политикой) и инструменты реализации, а также способы обеспечения координации их действий.

На основе сформированной политики предпринимаются конкретные меры в области финансов. В то же время очень важно обеспечить эффективность финансовых инструментов, поскольку эффективность финансовой политики зависит как от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее реализации. В связи с этим крайне важно следить за реализацией разработанной финансовой политики. Финансовые отношения и финансовая деятельность настолько сложны и многофакторны, что любые изменения в экономической среде могут либо изменить эффект финансовых инструментов, либо направить их в другом направлении. Это, в свою очередь, может привести к совершенно другим результатам по сравнению с ожидаемыми от этой финансовой политики. [9].


Глава 2. Теоретические аспекты финансового механизма

2.1 Финансы как экономическая категория

Сущность финансов, законы их развития, охват охватываемых ими товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономической структурой общества, характером и функциями государства. В современных условиях рыночных отношений, когда товарно-денежные отношения стали всеобъемлющими, финансы стали выражать экономические отношения в связи с формированием, распределением и использованием средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Финансы - это самостоятельная наука, которая изучает денежные и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина, которая включает в себя:

- общая способность (и, возможно, даже искусство) управлять финансами изучается наукой финансового менеджмента;

- Банковский финансовый менеджмент изучается в рамках банковской науки;

- финансовые рынки изучаются наукой финансовой экономики;

- финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноименного раздела статистики;

- методы обработки финансовой информации изучаются прикладной математикой, финансовой математикой;

- контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансового контроля.

2.2 Субъекты и виды финансовых отношений

Традиционно финансы делятся на государственные и частные.

Первая группа включает в себя: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы).

Во вторую группу входят:

- личные финансы и семейные финансы;


- финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (бизнес финансы), банковские финансы (банковское дело), ​​финансы некоммерческих организаций [7].

Для государственных финансов затраты являются первичными, так как финансируются четко определенные задачи и функции государственного образования. Для частных финансов доход является основным, все виды деятельности направлены на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению человека.

Определение налога представлено в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (разновидность «Налоговая конституция»). В соответствии с указанным нормативным актом налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств на основе собственности (хозяйственное управление или оперативное управление), с целью обеспечения деятельности государство и (или) муниципалитеты.

Это определение указывает на отличительные черты налога от других видов платежей в бюджет: обязательные, индивидуальные безвозмездные, денежные (налоги действующей налоговой системы могут быть только в денежной форме, в отличие от налоговой системы, которая действовала до введения налога Кодекс Российской Федерации) и целевые ориентиры оплаты (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципалитетов).

Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий осуществления платежами плательщикам со стороны государственных органов, местных органов власти, других уполномоченных органов и должностных лиц за юридически значимые действия, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В определении показаны различия между комиссией и категорией налога: в частности, комиссия, в отличие от налога, не всегда обязательна, а только в случае, когда определенные государственные органы совершают «юридически значимые действия» в отношении своего плательщика, то есть наступает момент «индивидуального возмездия». "

Налоги сегодня являются самой важной и самой большой частью государственных доходов (фискальная функция налогов). Управляя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику путем активизации определенного сектора экономики (или, скажем, географического региона) или наоборот, сдерживая рост в некоторой области (регулирующая функция налога).

Налоги являются прямыми и косвенными. Прямой налог - это налог, взимаемый государством непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенный налог - это налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде дополнения к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (включая универсальный акцизный налог) и таможенных пошлин.


Современная налоговая система России построена на основе Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ней законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов возлагается на Федеральную налоговую службу, которая формируется в составе Министерства финансов РФ [8].

Налоговая система Российской Федерации имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъектного и местного). В настоящее время налоговая система по количеству уровней не совпадает с бюджетной системой (фактически, с 2006 года 4-й «невысказанный» бюджетный уровень был введен на уровне местных бюджетов: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городские округа, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге). Однако это кажущееся противоречие не является удовлетворительным, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) делятся между местными уровнями в пропорциях, соответствующих их статусам, на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Личные финансовые решения часто сводятся к планированию вашего личного бюджета. Общая методология планирования личного бюджета заключается в следующем. В доходную часть бюджета вводятся все предполагаемые доходы бюджетного периода.

Основной целью корпоративных финансов является финансовая поддержка организации. Также важно найти оптимальный баланс между прибыльностью бизнеса и финансовыми рисками. Краткосрочные банковские кредиты обычно берутся для удовлетворения текущих финансовых потребностей бизнеса. Чтобы удовлетворить долгосрочные потребности, облигации или акции часто выпускаются без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о займах или выпуске акций в конечном итоге определяют структуру капитала самой организации.

Другим важным аспектом корпоративных финансов являются инвестиционные решения, то есть решения об инвестировании имеющихся свободных средств. В конце концов, инвестиция - это вложение свободного актива в надежде, что оно со временем будет расти. Управление инвестициями является наиболее важным аспектом финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не является исключением. Прежде чем принять решение об инвестициях, вам необходимо проанализировать следующие факторы:


- Соотношение: цель - период времени - инфляция - неприятие риска - налоги;

- выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования;

- оценка эффективности инвестиционного портфеля.

Финансовый менеджмент в организациях очень похож на бухгалтерский учет. Но бухгалтерский учет касается учета уже завершенных транзакций (и, следовательно, учета «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием еще предстоящих финансовых операций [10].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что финансовые отношения складываются:

- между государством и предприятиями - при уплате налогов в бюджетную систему и расходов на финансирование;

- предприятия - в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также продажи товаров и услуг;

- управление предприятием и работниками, например, при выдаче зарплаты;

- предприятия и вышестоящие организации в вопросах создания централизованных фондов фондов и их распределения;

- государством, отдельными гражданами и внебюджетными фондами - при осуществлении платежей в государственный бюджет, получении пенсий, пособий, стипендий;

- отдельные звенья бюджетной системы;

- страховые организации и предприятия, население - при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Изучив виды и субъекты финансовых отношений, можно сделать вывод, что финансовая деятельность (деятельность) представляет собой применение ряда методов и процедур, которые государство, частные лица и организации используют для управления своими финансами. В этом случае разница между доходами и расходами и оценкой инвестиционного риска особенно важны.

Финансовая экономика является отраслью экономической науки, которая изучает взаимосвязь между финансовыми переменными, такими как: цена, добавленная стоимость, капитал.

2.3 Особенности финансового механизма

Осуществление деятельности государства в области финансов происходит с помощью финансового механизма, представляющего собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразным финансовым отношениям: налоги, нормы и нормативы, лимиты, государственные доходы и расходы, планирование, прогнозирование, контроль и др. В зависимости от различных сфер и звеньев финансовой системы выделяют: а) механизм функционирования государственных финансов; б) финансовый механизм организаций (предприятий); в) страховой механизм и т.д. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.