Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и признаки оперативно – розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки оперативно – розыскной деятельности
2. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности правового статуса лиц, оказывающих содействие органам ОРД
2.2 Конституционные проблемы оперативно – розыскной деятельности
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) - одна из тех государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать конституционных прав граждан[1]. В то же время осуществление данной деятельности возможно только на основе законодательно определенного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, без реализации которого оперативно-розыскную деятельность вряд ли можно считать правомерной и допустимой.
При этом ОРД имеет специфическую особенность, заключающуюся в соблюдении принципа конспирации и в сочетании гласных и негласных методов раскрытия преступлений, в процессе проведения которых могут быть ограничены конституционные права и свободы личности, что обусловливает не только пристальное внимание к ней, но также не прекращающиеся дискуссии относительно допустимости ее средств и методов, нравственной состоятельности этой деятельности, а учитывая, что в процессе этой деятельности неизбежно затрагиваются права и свободы личности, вовлекаемой в процесс ее осуществления независимо от того, преследуются ли ее интересы при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), носят ли эти мероприятия нейтральный характер или же они направлены на изобличение этого лица в совершении преступления, возникает вопрос и о соответствии нормативных правовых актов, ее регламентирующих, Конституции Российской Федерации[2].
Как следует из Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"[3] (далее - Закон об ОРД), ограничение отдельных прав граждан в процессе ОРД преследует публичные интересы - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств (статья 1) - и обусловлено состоянием преступности, характером и опасностью криминальных деяний, негласным противодействием правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, что в конечном счете делает неэффективным, а то и невозможным решение задач предупреждения и раскрытия преступлений иными средствами. Тем самым ОРД ориентирована на защиту конституционно признанных ценностей, допускает ограничение в целях их защиты конституционных прав личности, и уже поэтому осуществление этой деятельности.
Кроме того, проблемы оперативно-розыскной деятельности и использования ее результатов всегда были предметом постоянного внимания специалистов в сферах оперативного и уголовно-процессуального познания[4]. Актуальность исследования указанных проблем в современный период обусловлена глобализацией развития мирового сообщества, в результате которой появились региональные, межрегиональные и транснациональные организованные преступные группы, практически монополизировавшие наиболее прибыльные виды преступной деятельности. Очевидно, что контроль над этими организованными группами и преступными сообществами невозможен без привлечения к нему оперативных сотрудников и использования результатов их деятельности в качестве доказательств, поскольку указанная деятельность осуществляется не для удовлетворения любопытства соответствующих государственных органов, их руководителей и сотрудников, а для решения задач борьбы с преступлениями.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в результате правового регулирования оперативно – розыскной деятельности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, теоретические положения, регламентирующие и раскрывающие институт наследования по закону.
Цель исследования - анализ правового регулирования оперативно – розыскной деятельности
Задачи исследования.
- Рассмотреть понятие и признаки оперативно – розыскной деятельности;
- Определить значение результатов оперативно – розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовному делу;
- Охарактеризовать особенности правового статуса лиц, оказывающих содействие органам ОРД;
- Проанализировать конституционные проблемы оперативно – розыскной деятельности.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовно – процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых – юристов, как: Атмажитов В.М., Горяинов К.К., Овчинский В.С., Поляков М.П., Синилов А.Ю., Шейфер С.А., Шумилов А.Ю. и другие.
Методологическую основу исследования составляют методы анализа, синтеза, аналогии, формально-логический, формально-юридический, системно – структурный, сравнительно – правовой, исторически – правовой методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки оперативно – розыскной деятельности
Более 20 лет прошло с момента принятия первого в истории современной России специального Закона об ОРД, что выступило значимым шагом на пути формирования правового государства в нашей стране.
Известно, что до 1992 г. рассматриваемый вид деятельности в основном регламентировался подзаконными нормативно - правовыми актами, отдельные положения действовавшего до этого времени законодательства устанавливали только общие нормы применения оперативно-розыскных мер, не регулируя детально процедуру их осуществления.
Принятие указанного Закона обусловило легитимность оперативно-розыскной деятельности. Он закрепляет правовой статус оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, задачи и принципы; закреплены основные положения, определяющие правомерность, условия и пределы осуществления оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов при борьбе с преступностью; закреплены права и обязанности лиц, которые принимают участие в осуществлении ОРД, а также их социальная и правовая защита.
В Законе об ОРД предусматривается права граждан на оказание помощи органам ОРД в оказании противодействия преступности посредством гласного и негласного их содействия, а органы, в свою очередь, вправе его использовать, что положило конец постоянным нападкам со стороны средств массовой информации на указанных лиц, поскольку была признана правомерность и с социального подхода оправданность такого содействия.
В соответствии с Законом об ОРД (ст. 1) оперативно-розыскная деятельность представляет собой деятельность, которая осуществляется в гласной и негласной форме управомоченными оперативными подразделениями государственных органов, в рамках своей компетенции путем осуществления мероприятий оперативно-розыскного характерна для обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от противоправных посягательств.
В законодательном понятии ОРД содержатся следующие признаки, которые отражают ее суть:
- разновидность деятельности государства;
- осуществляется в гласной либо негласной форме;
- осуществляется управомоченными оперативными подразделениями государственных органов;
- осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом об ОРД;
- целевое назначение связано с защитой предусматриваемых Законом об ОРД объектов от противоправных посягательств.
Рассмотрим некоторые из вышеуказанных признаков ОРД более детально.
1. Из законодательного понятия оперативно-розыскной деятельности вытекает традиционное представление о ней как о государственно-правовом способе противодействия преступности, что прежде всего обусловливается правовой трактовкой цели рассматриваемого вида деятельности. Как было сказано выше, ст. 1 Закона об ОРД предусматривает, что она осуществляется для обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от противоправных посягательств. Думается, указанная цель должна формулироваться иначе.
Безусловно, борьба с преступностью это важнейшая, но при этом не единственная составляющая указанной цели. В ходе ее также решаются задачи, которые выходят за пределы борьбы с преступностью в частности:
- розыск лиц, которые пропали без вести, но без признаков их противоправного исчезновения;
- установление личности больных и детей, не могущих сообщить сведения о себе;
- установление личности граждан, которые не имеют документов и скрывают подлинные сведения о себе;
- персонификация (идентификация) неопознанных трупов;
- розыск граждан РФ, которые утратили связь со своими родственниками;
- розыск лиц, которые уклоняются от административного наказания;
- розыск должников (ответчиков) по гражданским делам;
- сбор данных, которые требуются для принятия решения о допуске лиц к определенным сведениям (государственная тайна и пр.) и видам деятельности (оперативно-розыскная, частная детективная, охранная и пр.);
- поддержание в исправительных учреждениях установленного уголовно-исполнительным законодательством режима;
- охрана государственных секретов и пр[5].
Следовательно, что посредством оперативно-розыскной деятельности помимо кроме оказания противодействия совершения преступлений разрешаются иные, не связанные с указанной борьбой, но тем не менее социально значимые задачи. Соответственно, указанная деятельность выступает разновидностью государственной правоохранительной деятельности, цель которой заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, безопасности общества и государства в широком значении рассматриваемой дефиниции.
Отметим, что еще в 60-х - 70-х годах прошлого столетия В.А. Лукашов определял оперативно-розыскную деятельность в качестве особого вида правоохранительной деятельности, но при этом ее цели и задачи он также сводил исключительно к противодействию преступности[6].
2. Другим важным признаком, уяснение которого необходимо для установления сущности оперативно-розыскной деятельности, является определение ее субъектов. Субъекты ОРД в Законе определены противоречиво. Из ст. 1 и ч. 1 ст. 13 Закона следует, что названная деятельность осуществляется оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов. В других же статьях Закона определяются права и обязанности самих органов (ст. ст. 14, 15 и др.), регулируются отдельные вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности должностными лицами этих органов (ст. ст. 5, 6 и др.) и т.д.
К субъектам оперативно-розыскной деятельности мы относим: органы, осуществляющие названную деятельность; оперативные подразделения этих органов; должностных лиц названных органов и подразделений; другие подразделения указанных органов и их должностных лиц, физических лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и иных субъектов[7].
3. Следующим признаком, отражающим специфическую сущность оперативно-розыскной деятельности, является положение, определяющее механизм осуществления этой деятельности. Закону об ОРД (ст. 1) она осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такой подход к решению данного вопроса, на наш взгляд, явно несостоятелен.
Надо признать, что оперативно-розыскные мероприятия являются одним из основных элементов (частей) оперативно-розыскной деятельности, составляют ее сердцевину. Именно путем их проведения органы, осуществляющие эту деятельность, во многом решают задачи по выявлению преступлений, их предупреждению, пресечению, раскрытию, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, и т.д. Однако оперативно-розыскные мероприятия далеко не исчерпывают всего содержания названной деятельности. Наряду с ними органы дознания для решения задач по борьбе с преступностью используют также оперативно-розыскные методы, проводят другие действия, не включенные в перечень оперативно-розыскных мероприятий (оперативные переговоры, облаву, засаду и др.), и т.д.
Более того, в содержание ОРД входят также меры организационно-управленческого и организационно-тактического характера (ее информационное обеспечение, аналитическая работа, прогнозирование, планирование в названной сфере деятельности, организация взаимодействия и т.д.). Однако эти содержательные аспекты рассматриваемой деятельности в ее законодательной дефиниции не отражены. Из этого можно сделать ошибочный вывод, что названные меры к оперативно-розыскной деятельности не относятся.