Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социального воспитания детей дошкольного возраста является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многие люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания, при этом у них есть дети дошкольного возраста, которым необходимо уделять время, прививать знания в моральных, этических, социальных и правовых аспектах.

Социальное воспитание ребенка – интегративная процедура, ориентированная на овладение детьми познаний о нормах и правилах социальных действий на улице, в обществе, усвоение социального навыка и общечеловеческих и национально-этнических ценностей; развития социальных свойств, которые выражаются в их действии; социальной активности в семье и в детской и окружающей сфере, в повседневном существовании. Как педагогическое проявление социальное воспитание подразумевает слаженное содействие в данном процессе детского сада, семьи и культурного пространства на основе полноценного использования воспитательных средств и потенциала личности самих детей.

Дошкольные детские годы, как сензитивный промежуток формирования личности детей, потребует особенного, комплексного подхода к воспитанию и также предполагает оригинальный, ценный период жизни детей. Непосредственно в эти годы дети дошкольного возраста углубляются в социальное место семьи и окружающей сферы, в которой закладываются основные принципы его созревания как личности, сутью которой считается процедура взросления, а также внедрения ребенка в общество старших его людей.

Именно этим обусловлена актуальность исследования различных проблем социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Целью курсовой работы является изучение развития социального развития и воспитания детей дошкольного возраста на примере воспитанников старших групп ГУО «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска».

Для раскрытия поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста;

- проанализировать уровень социального развития воспитанников старших групп ГУО «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска» до и после эксперимента.

Объектом курсовой работы выступает социальное воспитание детей дошкольного возраста.


Предметом – значение и влияние социального воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе.

В ходе написания данной курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение; педагогический эксперимент; математический анализ статистических данных; анкетирование; анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость заключается во внедрении результатов эмпирического исследования в процесс семейного консультирования с целью лучшего понимания причин нарушений детско-родительских отношений.

База исследования: воспитанники старших групп ГУО «Ясли-сад № 56 г. Бобруйска».

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем курсовой работы составляет 36 страниц.

1. Теоретические аспекты развития и обучения дошкольника в разрезе социального воспитания

1.1 Характеристика определений социального развития, социального формирования в ходе воспитания дошкольников

Воспитание – ключевая функция каждого сообщества, социальная процедура, складывающийся из направленных воздействий  на поведение и деятельность человека всех воспитательных элементов сообщества, влияния среды (равно как требуемого условия развития и формирования личности) и деятельности самой личности как субъекта данного процесса [1, с. 56].

Социальное воспитание – педагогически направленная и необходимая концепция социальной поддержки, которая необходима детям и подросткам в период их введения в общественную деятельность. Она подразумевает полное применение в воспитательно-образовательном процессе всех материалов, методик, какими обладает социум, для развития личности и ее соответствия условиям развития сообщества [2, с. 16].


В нынешней трактовке «социальное воспитание» – это формирование обстоятельств  и стимулирование развития ребенка, его общественное развитие  с применением всех социальных влияний и воздействий.

Социальное воспитание формирует возможности с целью освоения ребенком важных, с точки зрения сообщества, ценностей (познаниями, взглядами, умениями, взаимоотношениями, примерами действия).

Задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами успешной социализированности, которая предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.

В качестве социальных субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов [2, с. 116]:

- воспитательные организации;

- органы управления социальным воспитание. Процесс социального воспитания осуществляется в семье, образовательных учреждениях, в среде неформального общения [7].

Главной мишенью социального обучения считается помощь формированию человека как личности, осуществлению его возможностей, применение его знаний как члена общества.

При установлении целей социального (общественного) обучения  многостороннее формирование личности принимается как задача, эталон, результат которого в концепции социального воспитания исполняется характерными путями и средствами.

В структуре конкретных целей, в содержании социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия – общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества [7].

Нацеленность формирования  личности обязана быть установлена в довольно совокупном варианте, чтобы не мешать персональной вариативности. Задача, подобным способом, заключается в формировании требуемых и необходимых обстоятельств с целью предоставления формирования личностно-смысловой сферы человека и его индивидуально-эмоционального здоровья.

Социальное (общественное) развитие исполняется  в разных областях микросреды, в которой формируется человек. Это объясняет законность и рациональность выделения в рамках социального воспитания единичных его сфер как независимых в силу их особенностей (в том числе – семейного воспитания). Для любой из данных сфер свойственна конкретная расстановка воспитательных институтов, своеобразная общественная обстановка, своего рода психологическая точка зрения формирующегося человека как субъекта воспитания.


Концепция  социального воспитания  подразумевает постоянную, педагогически подходящую систему  воспитательного процесса, с учетом следующих параметров [9, с. 198]:

- с учетом особенностей социальной ситуации формирования человека;

- с учетом особенностей мировоззрения на всех возрастных стадиях (раннее детские годы, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник и т.д.),

- с учетом особенностей развития в разных сферах микросреды, где формируется человек  (семья, детский сад, группа, учебное заведение, дом, квартал, спортклуб, любительское соединение, неформальное объединение и т.д.);

- с учетом особенностей участия абсолютно всех субъектов воспитания от ребенка до отца с матерью, преподавателей, разных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.

В связи с тем, что социальное развитие рассматривается как сравнительно управляемый процесс, возможно отметить несколько условий, предъявляемых к его организации. В академической литературе имеются различные комбинации к установлению концепции принципов: гуманистической ориентированности, толерантности, субъектности, осознанности, а также природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.

Рассмотрим данные принципы в таблице 1.1 [10, с. 189]:

Таблица 1.1

Концепция принципов социального воспитания дошкольника

Принцип

Краткая характеристика

1

2

Природосообразность

осмысление связи природных естественных, а также общественных действий в согласовании

с гендерными и возрастными признаками лица

Продолжение таблицы 1.1

1

2

Культуросообразность

обучение в согласии общепринятыми ценностями по меркам человеческой цивилизации и исторических принципов, с характерными отличительными чертами, свойственными определенным обычаям, которые не противоречат общечеловеческим ценностям

Центрация

развитие обязано  ориентироваться в поддержку 

общественном становлении, в формировании 

обстоятельств с целью формирования условий для человека, отталкиваясь от его приоритета перед 

командой, а  также коллективом

Дополнительность

предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.


Главными ценностями социального воспитания считаются: произведения материальной и духовной культуры сообщества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – моральные, эстетические, общественно-политические, законные и др.

Существуют определенные механизмы, которые обеспечивают социальное воспитание. Рассмотрим их в таблице 1.2 [10, с. 400]:

Таблица 1.2

Механизмы, которые обеспечивают социальное воспитание

Психологические механизмы

Социально-педагогические механизмы

1

2

копирование, идентификация и обособление;

традиционный – усвоение норм поведения в семье

Продолжение таблицы 1.2

1

2

имитирование, распознавание, стыдливость, ощущение  вины;

институциональный – общественные институты и учреждения

идентификация, распознавание, копирование, самовнушение, общественная  фасилитация, конформность

стилизованный – действие в рамках субкультуры

межличностный – в ходе общения со значимыми людьми

Социализация и общественное развитие происходит с поддержкой вышеназванных элементов, однако их соответствие может быть различным для каждого индивидума на разной стадии социального воспитания.

Таким образом, социальное воспитание дошкольников – существенная часть проекта формирования и воспитания ребенка. Самые благоприятные условия для нравственного развития детей создаются именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит не только расширение и перестройка концепции отношений между ребенком, между их сверстниками и взрослыми, но и значительно усложняются виды деятельности, возникает совместная деятельность со сверстниками, поэтому можно начинать социальное воспитание дошкольников.

1.2 Сущность социального воспитания и его отражение в мировоззрении дошкольника