Файл: Правовые основы организации нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Нотариат характеризуется как институт, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации и в ее интересах.

При этом в настоящее время законодательство о нотариате находится на этапе реформирования. Законодатель стремится приблизить модель нотариата в России к европейским моделям системы латинского нотариата.

Указанное, в свою очередь, актуально для выявления потенциала нотариата в современных условиях, которые справедливо характеризуют, с одной стороны, осложнение геополитической и геоэкономической ситуации, санкционного давления на Россию, с другой - процесс инициирования трансформации экономики.

Также актуальность исследуемой проблемы обуславливается тем, что нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса является публично-правовой формой, имеющей длительную историю и сложившуюся практику применения.

Необходимость появления нотариата в России, как и в других странах, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых -обеспечение неприкосновенности частной собственности, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог распорядиться ею. Законодательство и практика выработали немало правовых форм обеспечения действительности права, создания предпосылок для нормальной его реализации, а также для реализации охраняемых законом интересов. Одной из таких форм является нотариальная, получившая широкое распространение в странах романо-германской системы права.

В рамках нотариальной формы уполномоченными лицами - нотариусами осуществляется от имени государства особый вид правоприменительной деятельности, направленной на охрану и защиту прав и законных интересов.

Вопросы организации и деятельности органов нотариата достаточно актуальны, поскольку нотариат в многовековой практике доказал свою значимость и необходимость в сфере закрепления гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем, но, к сожалению, ему мало уделяется внимания в юридической литературе, обделен нотариат вниманием и в области теоретических концепций и разработок.

Следовательно, вопросы определения содержания понятия нотариата, его правовой природы и места в системе правовых институтов, основных функций, а также соотношения нотариата с институтами власти и гражданского общества в настоящее время приобретают особую значимость.


Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере организации нотариата.

Предмет исследования - правовые и организационные аспекты нотариата.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть и охарактеризовать правовые основы организации нотариата.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проследить историю возникновения и развития нотариата;
  • раскрыть понятие и сущность нотариата;
  • изучить правовое регулирование деятельности нотариата;
  • рассмотреть принципы организации и деятельности нотариата;
  • проанализировать систему органов и уполномоченных лиц нотариата;
  • раскрыть финансовые, страховые аспекты нотариата.

Методологическую основу исследования составили общенаучные (диалектический, исторический, анализ и синтез, логический) и специальные (технико-юридический, сравнительно-правовой, статистический, экспертные оценки) методы познания.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Во введении определяются актуальность темы, ставится цель и задачи курсовой работы.

В первой главе раскрываются теоретические основы нотариата: история возникновения, правовое регулирование нотариальной деятельности, понятие и сущность нотариата.

Во второй главе рассматриваются составляющие организации нотариата: принципы организации нотариата, структура нотариата, финансовая основа и страхование в нотариате, контроль за деятельностью нотариусов.

В заключительной части работы подводятся итоги проведенному исследованию.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НОТАРИАТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.История возникновения и развития нотариата в России

В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа - доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим законодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и организуется в профессиональную корпорацию [40, с.41].


Нотариат в доинституциональной форме существовал на территории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследованием и торговлей.

Нотариусы в Средние века выполняли функции документирования фактов, обеспечивающих доказательства в суде. Институт нотариата постоянно развивался вместе с развитием государства и права, экономики и гражданского оборота [44, с.122].

Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих. Они обладали назначались государством, удостоверяли сделки и находились под контролем государственных органов.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы [47, с.14].

С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей - Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., «было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади», а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля [60, с.46].

В эпоху реформ Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, преобразования проводились и в нотариальном деле. Вместе с новыми Судебными уставами 1864 г. было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г. и баварское 1861 г. Результатом явилось Положение, которое было утверждено 14 апреля 1866 г. [41, с.18].

В соответствии со ст. 3 данного Положения должности нотариусов учреждались в столицах, губернских и уездных городах, а в случае необходимости и в уездах. Но Положение было введено не на всей территории страны, там, где отсутствовали нотариусы, их функции выполняли мировые судьи, уездные суды, полиция [61, с.93].

Несмотря на то что нотариусы имели достаточно полномочий по совершению нотариальных действий, направленных на оформление отношений гражданского оборота, в России в конце XIX в. существовали еще три группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия. Это биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов; магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии.


К 1904 г. был подготовлен проект обновленного Положения о нотариате, в котором нашло отражение современное развитие экономических отношений. Однако принятие нового Положения о нотариальной части постоянно откладывалось. Первая мировая война и изменения в политическом и экономическом устройстве в России в 1917 году окончательно помешали исполнению этого плана [47,с.26].

Декретами о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 [28] и от 7 марта 1918 г. № 2 [29] были признаны утратившими силу все законы, которые противоречили новому политическому строю. Нотариат как составляющая прежнего правопорядка выпал из общей системы государственных органов и практически перестал существовать. При этом нотариальные функции были распределены между отделами юстиции, органами загса, судьями.

В связи с разрешением частной торговли и промышленности в 1921 году (НЭП) и принятием нового гражданского законодательства появилась потребность в нотариальном засвидетельствовании сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, договоров отчуждения строений, договоров подряда или поставки. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов [40,с.42].

4 октября 1922 г. СНК РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор. Также согласно указанному Положению с определенными ограничениями совершение некоторых нотариальных действий делегировалось народным судьям [27].

Согласно новому законодательству нотариат в СССР превратился в систему государственных органов, на которые было возложено оформление и свидетельствование актов, а также государственное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

После создания Союза Советских Социалистических Республик возникла необходимость в выработке нового общесоюзного нотариального законодательства. Так, 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата» [26].

Данное Постановление установило единый порядок удостоверения нотариусом сделок путем совершения надписи о том на самом акте за подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы. Это позволило существенно ускорить и упростить нотариальное производство, так как упразднило старые понятия совершения актов и засвидетельствования договоров, а также актовые книги.


20 июля 1930 г. принято Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР. В нем были закреплены функции нотариальных органов. Общее руководство государственным нотариатом возлагалось на судебные органы [25].

В период Великой Отечественной войны совершение отдельных нотариальных действий имело свои особенности. В частности, 15 сентября 1942 г. СНК СССР было принято Постановление «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время» [24]. Указанный акт разрешал удостоверение завещаний командованием воинских частей и начальниками госпиталей [43, с.45].

Новое Положение о государственном нотариате РСФСР было утверждено Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 г. Оно предусматривало, что нотариальные действия в государственных нотариальных конторах, расположенных в республиканских, краевых, областных центрах и городах республиканского (РСФСР) подчинения, совершают старшие нотариусы, а в остальных нотариальных конторах - нотариусы. Также предусматривалась возможность совершения ряда нотариальных действий исполнительными органами сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов) [23].

30 сентября 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено Положение о государственном нотариате РСФСР. Согласно ст. 1 этого Положения задачами государственного нотариата РСФСР являются укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных действий. [22]

Позднее, 19 июля 1973 г., был принят Закон СССР «О государственном нотариате в СССР», который был посвящен регулированию таких важных сфер, как задачи и организация нотариата, принципы его деятельности, общие правила совершения нотариальных действий и применение законодательства о нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Органы нотариата являлись единой системой, руководство которой было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции [21].

В связи с переходом в России к рыночной экономике стало понятно, что государственный нотариат не способен осуществлять защиту прав и законных интересов участников экономических отношений на должном уровне. В связи с этим было принято решение по разработке нового закона о нотариате, который бы учитывал новые веяния времени. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) [14]. Новый закон был создан по канонам нотариата латинского типа. В нем прослеживаются черты дореволюционного законодательства России, а также современного Германского и Французского законодательства о нотариате.