Файл: Правовые основы организации нотариата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса [62,с.57].

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке.

Денежные средства и ценные бумаги, внесенные в депозит нотариуса, занимающегося частной практикой, не являются доходом нотариуса и не поступают в его собственность. Обращение взыскания на них по долгам нотариуса не допускается [65,с.4].

Также в законодательстве предусмотрены формы финансовой поддержки нотариусов со стороны нотариальной палаты. Во-первых, в ст. 11.2 предусмотрена поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях. Очевидно, что, работая в таких местностях, нотариус часто может работать себе в убыток, так как сумма тарифа не всегда окупает его расходы. Именно этим обосновывалось существование в современной России государственного нотариата. В нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность самостоятельно и независимо, материальная поддержка нотариуса осуществляется по его ходатайству за счет средств нотариальной палаты или при недостаточности средств нотариальной палаты по ходатайству нотариальной палаты и (или) нотариуса за счет средств Федеральной нотариальной палаты [50,с.172]. Эта норма была введена в Основы законодательства РФ о нотариате совсем недавно, и мы предполагаем, что если государству удастся полностью переложить расходы на поддержку нотариусов, работающих в малонаселенных и труднодоступных местностях, то вскоре от модели государственного нотариата можно будет полностью отказаться [42, с.233].

Одновременно закон не обошел стороной вопрос о пенсиях и социальной поддержке нотариусов. так, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ о нотариате [14] Федеральная нотариальная палата создает фонд социальной поддержки Федеральной нотариальной палаты и ежегодно формирует программу социальной поддержки. Для этого нотариальные палаты обязаны участвовать в формировании фонда социальной поддержки, который является обособленным имуществом, принадлежащим Федеральной нотариальной палате на праве собственности и формируемым за счет отчислений от членских взносов нотариальных палат в размере не менее 5% членского взноса нотариальной палаты [47, с.108].


Одновременно в законе предусмотрены косвенные меры государственной поддержки нотариата. Эти меры не являются собственно финансовыми, однако позволяют нотариусам и нотариальным палатам преодолеть ряд трудностей, в том числе финансовых. Так, согласно ст. 11.1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы, занимающиеся частной практикой, и нотариальные палаты имеют право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Точно так же они обладают правом преимущественного приобретения этого имущества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На нотариат возложена защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Нотариат, название которого происходит от латинского notarius (писец, секретарь), представляет собой систему органов, которые в рамках осуществления своей деятельности удостоверяют бесспорные права и факты, удостоверяют документы и выписки из них, придают документам исполнительную силу и выполняют другие нотариальные действия по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Под нотариатом принято понимать:

- систему государственных органов, которые наделены властными полномочиями и осуществляют защиту прав и законных интересов общества, юридических лиц и граждан;

- правовой институт, обеспечивающий стабильность гражданского оборота и защиту прав и законных интересов юридических лиц и граждан посредством совершения специальных (нотариальных) действий;

- отрасль знаний о нотариате как о правовом институте, а также учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Таким образом, современному российскому нотариату характерна двойственная правовая природа, проявляющаяся в функционировании нотариата на стыке публичных и частных интересов как связующего звена между гражданским обществом и государством.

Учитывая особенность деятельности нотариусов и нотариальных органов в целом, представляется затруднительным отнести нотариат к какой-либо ветви власти. Он защищает права и интересы, но при этом не является органом судебной власти. Отсюда возникает множество проблем, связанных с разграничением деятельности нотариата и судов общей юрисдикции.


У суда и у нотариата общие функции по защите прав, но способы этой защиты отличаются друг от друга. Путем рассмотрения и разрешения различного рода споров суд осуществляет свою правозащитную функцию. Нотариусы делают то же самое путем нотариального удостоверения бесспорных фактов. В случае если возникает спор о праве, нотариат не принимает участия в решении подобной проблемы и отказывает в совершении нотариальных действий.

Исходя из того, что суд и нотариат в равной степени являются независимыми и беспристрастными органами, осуществляющими публично-правовые функции, следует обратить внимание на основной критерий их различия в сфере гражданской юрисдикции: спорность или бесспорность права. Когда имеет место спор, вопрос решается судом, когда бесспорность - нотариусом. Отсюда следует, что можно различать данные органы на основании следующего:

1) содержание деятельности предполагает осуществление правосудия судом и осуществление действий предупредительного характера нотариатом;

2) степень обязательности конечных актов (как судебных, так и нотариальных): постановления судов носят обязательный характер, нотариальные акты - нет, за исключением исполнительных надписей нотариуса и нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов;

3) степень финансирования: деятельность судов общей юрисдикции спонсируется государством, когда как небюджетный нотариат осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования.

Таким образом, осуществление правового обеспечения активно развивающихся в настоящее время экономических отношений невозможно без института нотариата. Нотариусами совершается ряд нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов; приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; обеспечению мер по охране наследственного имущества и др. Объектом нотариальной деятельности являются установленные законом действия, совершение которых обеспечивает права и законные интересы тех лиц, которые воспользовались услугами нотариуса. Анализ субъектов нотариальной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, позволяет выделить несколько категорий лиц: частные нотариусы, нотариусы государственных нотариальных контор, а также лица, уполномоченные совершать нотариальные действия в установленном законом порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


I. Нормативно-правовые акты

  1. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 6.
  2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 2.
  3. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 31.- Ст. 4398.
  4. Гражданский кодекса Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (изм. от 23 мая 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496; 2018. - № 22. - Ст. 3040.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. 3 августа 2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - С. 4532; 2018. - № 32 (часть II). - Ст. 5134.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.Часть третья (с изм. от 3 августа 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5085.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ  (с изм. от 3 августа 2018 г.) //  Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. – № 32. - Ст. 3340; 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5096.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 3 августа 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2018. – № 32 (часть II). - Ст. 5127.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Часть вторая (с изм. от 29 июля 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410;  2018. - № 31. - Ст. 4814.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. от 3 августа 2018 г.) //  Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 1. - Ст. 16; 2018. - № 32 (часть II). - Ст. 5115.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (с изм. от 3 августа 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2018. - № 32 (часть II). - Ст. 5132.
  12. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2017 г.)  «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 28. - Ст. 3554; 2018. - №1 (часть I). - Ст. 44.
  13. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ от 3 августа 2018 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2003. - № 40. - Ст. 3822; 2018. - № 32 (часть II). - Ст. 5134
  14. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I  (с изм. от 3 августа 2018 г.)  // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 10. - Ст. 357; 2018. - № 32 (часть II). - Ст.5131.
  15. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст.3036.
  16. Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 889 (с изм. от 4 мая 2017 г.) «Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №47. - Ст. 6116; 2017. - №20. - Ст. 2908.
  17. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 апреля 2014 г. № 78 (с изм. от 17 апреля 2018 г.) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» // Российская газета. – 2014. - 25 апреля. - № 95; www.pravo.gov.ru (23 апреля 2018 г.).
  18. Приказ Министерства юстиции РФ от 6 июня 2017 г. № 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов» // www.pravo.gov.ru (16 июня 2017 г.).
  19. Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2016 г. № 313 (с изм. от 21 декабря 2017 г.) «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» // www.pravo.gov.ru (30 декабря 2016 г.); (27 декабря 2017 г.).
  20. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принят решением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации, протокол от 16 ноября 2015 г. № 33 // Справочно-правовая система Консультант плюс.

Нормативные акты, утратившие силу

Закон СССР 19 июля 1973 г. «О государственном нотариате» // Ведомости ВС СССР. - 1973. - № 30. - Ст. 393.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г. «Положение о государственном нотариате РСФСР» // Ведомости РСФСР.- 1965. - № 40. - Ст. 991.

Положение о государственном нотариате РСФСР, утв. Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 г. // СП РСФСР. - 1947. - № 980.

Постановление СНК СССР от 15 сентября 1942 г «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время» // СП СССР. - 1942. - № 8. - Ст. 133.

Положение о государственном нотариате РСФСР, утв. ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1930 г. // СУ РСФСР. - 1930. -№ 38. - Ст. 476.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата» // СЗ СССР. - 1926. - №35. - Ст. 252.

Положение о государственном нотариате РСФСР, утв. СНК РСФСР 4 октября 1922 г. // СУ РСФСР. - 1922. - № 63. - Ст. 807.

Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. // СУ РСФСР. - 1917. - № 4. - Ст. 50.

Декрет № 2 от 7 марта 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 26. - Ст. 420.

II. Материалы судебной практики

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2004. – № 1.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Справочно-правовая система Консультант плюс.

Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1997.- № 4.

Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. № 907-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Овчинникова Андрея Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 17 и 18 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Справочно-правовая система Консультант плюс.

Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 2206-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стерховой Марины Ивановны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант плюс.