Файл: Создание основ советского социалистического государства и права (19171920 гг.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Гл. 2: Формирование советской государственности: первые декреты Советской власти
Гл.3: Конституция РСФСР 1918 г
Гл. 3, п.1: Права трудящегося и эксплуатируемого народа
Гл. 3, п.2: Органы государственной власти (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК).
Гл. 3, п3: Основы федеративных отношений
Гл. 4: Становление советского суда
Гл. 4, п1: Формирование народных судов
Гл. 4, п2: Деятельность чрезвычайных органов
Гл. 5: Становление советского права 1917–1922 г.
Гл. 4, п2: Деятельность чрезвычайных органов
Для решения задачи продовольственного обеспечения армии и городов с июля 1918 г. в деревне под руководством местных большевистских организаций создавались комитеты бедноты (комбеды). В задачи комбедов входили учет и распределение продовольствия, принудительное изъятие хлебных излишков, роспуск контрреволюционных местных Советов и подготовка новых выборов, помощь в комплектовании Красной Армии, культурно-просветительная работа. Комбеды просуществовали до конца 1918 г.
Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами Советской власти на местах были революционные комитеты (ревкомы). Они создавались в тылу противника, в прифронтовой полосе и на территории, освобожденной от «белых». В первом случае ревкомы действовали подпольно и занимались диверсионной работой, революционной агитацией и пропагандой, подготовкой восстаний и т.п. Ревкомы прифронтовой полосы действовали в контакте с Советами, выполняя функции обороны и поддержания порядка. Ревкомы освобожденных территорий подменяли Советы и готовили условия для возобновления деятельности советского аппарата. По подсчетам исследователей в 1918-1921 гг. в России насчитывалось более 30 тыс. ревкомов - от республиканского до сельского уровня. В основном ревкомы исчерпали себя и были ликвидированы до середины 20-х гг.
Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и в центре. Огромную роль в упрочении советской власти сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая была создана при Совнаркоме 15 декабря 1917 г. К середине 1918 г. действовало 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК - соответствующими исполкомами Советов. Свою работу ВЧК координировала с НКВД и Наркоматом юстиции; представители этих ведомств входили в ее состав. В аппарате ВЧК были отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. В течение 1918 г. создаются транспортные ЧК на железнодорожных и водных магистралях, особые отделы в армии и на флоте, пограничные части ЧК. С осени 1918 г. (Постановление СНК «О красном терроре») органы ЧК стали широко применять судебные репрессии вплоть до расстрела. Такая практика продолжалась вплоть до 1920 г. Таким образом, был творчески использован опыт царского режима по созданию политической полиции параллельно с полицией уголовной. С началом НЭПа ВЧК была формально упразднена, фактически - реорганизована в
Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.
К чрезвычайным органам управления можно также отнести Реввоенсовет Республики (РВСР) и Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО).
Гл. 5: Становление советского права 1917–1922 г.
Советское право возникает вместе с Советским государством. Марксистско-ленинская теория рассматривает право как выражение воли господствующего класса. В соотношении государства и права приоритет отдается государству, для которого право является инструментом для достижения цели. В начальный период истории Советского государства О. И. Чистяков выделяет три основные группы источников права. Важнейшим из них являлось новое законодательство. Количество новых нормативных правовых актов непрерывно росло. Но создать сразу законченную правовую системы было невозможно. Поэтому необходимость нормирования общественных отношений требовало использовать в известных пределах старое законодательство, которое не противоречило интересам революции. Возможность его использования вытекала также из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер.
Гл 5, п1: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.
22 октября 1918 г. был принят первый отдельный кодифицированный семейно-правовой акт — Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
Статья 52 Кодекса закрепила, что только «гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе загса, порождает права и обязанности супругов». Брачный возраст остался прежним: 16 и 18 лет. Препятствиями к заключению брака являлись наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака. В Кодексе специально оговаривалось, что многочисленные препятствия, предусмотренные законодательством дореволюционной России, например, принадлежность к разным вероисповеданиям, монашество, потеряли правовое значение.
Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства:
-
заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; -
отсутствие согласия на брак одного из супругов; -
брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; -
наличие запрещенных степеней родства; -
брак с недееспособным.
Брак признавался недействительным в судебном порядке.
Супруги, согласно Кодексу, были полностью уравнены в правах по решению вопросов семейной жизни и выбору места жительства. Супруги получали также возможность сделать своей общей фамилией фамилию мужа или жены или соединить их и именоваться двойной фамилией.
В отношении имущества супругов сохранился существовавший ранее режим раздельности ( в ст. 105 говорилось, что брак не создает общности имущества супругов, муж не имеет права пользоваться и управлять имуществом жены и не может получить такого права по брачному договору).
Кодекс содержал специальную норму о том, что супруги могут вступать между собой во все дозволенные законом договоры. Однако в соответствии со ст. 106 «соглашения супругов, направленные на умаление имущественных прав жены или мужа, недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлено право в любой момент от их исполнения отказаться».
Императивное регулирование исключало возможность изменения законного режима супружеского имущества соглашением сторон.
Супруги в соответствии со ст. 63 Кодекса имели право на содержание. Дела об алиментах рассматривались отделами социального обеспечения. Основаниями для предоставления содержания признавались нуждаемость и нетрудоспособность одного из супругов. В ст. 64 предусматривалось, что при определении размера и формы содержания отдел социального обеспечения должен руководствоваться степенью нуждаемости и трудоспособности заявителя и размером прожиточного минимума, установленного в данной местности. Размеры алиментов в совокупности с другими средствами получателя не должны были превышать прожиточного минимума.
Алименты выплачивались периодически, замена их единовременно выдаваемой суммой не допускалась. Право на содержание сохранялось за бывшим супругом пожизненно. В случае смерти супруга-плательщика алименты продолжали выплачиваться из оставшегося после него имущества.
Что касается развода, то при взаимном согласии супругов развод производился органами загса. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.
Статья 132 Кодекса предоставляла супругам, имеющим детей, право своим соглашением определить, кто из них и в какой мере будет участвовать в их содержании. При наличии соглашения судья одновременно с вынесением постановления о разводе выносил определение, одобряющее соглашение и придающее ему исполнительную силу, равную силе судебного решения. Дети, если соглашение нарушало их интересы, имели право взыскать алименты с каждого из родителей на общих основаниях (ст. 166). При отсутствии соглашения о содержании детей спор об алиментах на их содержание разрешался в исковом порядке (ст. 133). Размер алиментов устанавливался судом в твердой денежной сумме и не был ограничен размерами прожиточного минимума (ст. 130). В случае смерти родителя дети имели право на получение содержания из его имущества. Кодексом предусматривалась также субсидиарная алиментная обязанность других родственников ребенка.
Дети не имели прав на имущество родителей, родители, в свою очередь, не имели прав на имущество детей (ст. 160). Лишение родительских прав допускалось исключительно в интересах детей, в судебном порядке по иску государственных органов или любого частного лица.
Статья 133 Кодекса полностью уравняла в правах законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников. Основой семьи было признано действительное происхождение. Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства (ст. 140). Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство считалось установленным. Даже если ответчик приводил свидетелей, указывающих, что в момент предполагаемого зачатия ребенка истица сожительствовала с каждым из них и установить, кто является отцом ребенка, невозможно, суд мог взыскать алименты со всех этих лиц в долевом отношении.
Усыновленные ранее дети приравнивались в правах к родным. Однако на будущее время институт усыновления отменялся. Отмена института усыновления была связана с боязнью «эксплуатации детского труда в деревне под видом усыновления».
Гл. 5, п2: КЗоТ РСФСР 1918 г
Кодекс законов о труде- 1918 г.— первый нормативный акт, регулирующий трудовые отношения. КЗоТ был принят специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и действовал с момента его опубликования в Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. В КЗоТ 1918 г. было отражено экономическое и социальное положение страны в годы Гражданской войны. Особенность КЗоТа состояла в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение, и был обязателен для всех предприятий, учреждений и хозяйств, а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.
КЗоТ включал в себя введение и 9 разделов, регулирующих:
1)трудовую повинность; 2) право на применение труда; порядок предоставления труда; предварительное испытание; перевод и увольнение трудящихся; вознаграждение за труд; рабочее время; обеспечение надлежащей производительности труда; 3) охрану труда.
Трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР. Трудовой повинности не подлежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет и лица, утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.
От трудовой повинности временно освобождались лица, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления, а также беременные женщины на период времени за 8 недель до родов и 8 недель после родов. Правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, обладали все трудоспособные граждане.
Привлечение трудящихся к работе совершалось через отдел распределения рабочей силы. Привлечение к работе возможно также в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего советского учреждения или предприятия.
Предварительное испытание при длительном характере работ составляло не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях — 2 недели для неквалифицированных и неответственных видов труда и 1 месяц для квалифицированных и ответственных. По окончании испытательного срока работник либо принимался на работу, либо отчислялся с уплатой вознаграждения за время испытания по тарифным ставкам.
КЗоТ предусматривал определенные основания увольнения трудящегося, как то:
1) ликвидация данного учреждения, предприятия или хозяйства, упразднение отдельных обязанностей или работ; 2) приостановка работ на срок более 1 месяца; 3) истечение срока работы, если работа носила временный характер; 4) явная непригодность работника к работе (на основании специального постановления органов управления организации и с согласия профсоюза); 5) желание самого трудящегося.
Размер вознаграждения и порядок его выдачи определялись по тарифами, имеющимся для каждого рода труда. Размер вознаграждения устанавливался в зависимости от тяжести и опасности труда, сложности производимой работы, степени самостоятельности и ответственности за ее выполнение, а также от требуемой для ее выполнения степени обучен-ности и опытности. Продолжительность нормального рабочего времени трудящегося по КЗоТу не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов. Продолжительность нормального рабочего времени не превышала 6 ч для лиц, не достигших 18 лет, и в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья. Обеспечение охраны жизни, здоровья и труда работников возлагалось на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного надзора. КЗоТ содержал ряд приложений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособии трудящимся во время их болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и о праздничных днях.