Файл: Создание основ советского социалистического государства и права (19171920 гг.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Закреплялась отмена частной собственности на землю, национализация банков, всеобщая трудовая повинность. Во 2-м разделе(Общие полож-я Конституции РСФСР) закреплялись некоторые права и свободы трудящихся. Предусматривалось лишение прав лиц, опасных для гос-ва. В 3-м разделе компетенция и порядок формир-я центральных и местных орг. власти. Высший орган- Всероссийский съезд советов. Он мог рассматривать любые вопросы. Только съезд советов имел право изменять Конституцию и ратифицировать междунар-е дог-вы. В перерывах между съездами высшей властью в стране наделялся ВЦИК. (Законодательный и исплнительно-распорядительный орган). Создавался президиум ВЦИК, статус которого в конституции четко не определялся. Общее упр-е делами осуществляло правительство - СНК, которое формировалось ВЦИК и отвечало перед ним и Всероссийским съездом советов. Правительство получило право издавать законы. Органами власти на местах являлись областные, губернские,уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. В 4-м разделе закреплялись нормы изб. права . Изб. система носила ярко выраженный классовый характер. Лишались изб. права предприниматели, частные торговцы, представители духовенства и т.д. Конституция представляла избирательные права только трудящимся, но исключала равное представительство рабочих и крестьян. 5-й раздел был посвящен бюджетному праву; 6-й – устанавливал государственную символику.

Раздел

Главы

Положения

1

Делегация прав трудящихся

Устанавливался принцип, что человек не может угнетать человека. Провозглашался курс на социализм. главный враг - капитализм.

2

Общие положения

Этот раздел фактически устанавливал в РСФСР “диктатуру пролетариата”. Также закреплялось отделение церкви от государства.

3

Организация управления страной

В РСФСР верховным органом власти признавался Всероссийский съезд Советов (ВСС), созываемые не менее 2 раз в год. Для осуществления функции правительства создавались народные Комиссариаты (Наркомы).

4

Особенности избирательной системы

Право избирать и быть избранными получили все граждане старше 18 лет, относящиеся к пролетариату.

5

Бюджетное право

Особенности организации бюджетной системы страны.

6

О гербе и флаге

Устанавливались атрибуты государственности

Гл. 3, п.1: Права трудящегося и эксплуатируемого народа


Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа — часть Конституции РСФСР 1918 г, в которой был законодательно закреплен новый государственный строй Советской республики. Государство учреждалось как федерация советских национальных республик. Была принята 12 января 1918 г, а после одобрения Конституции 10 июля 1918 г была включена в нее в качестве вводной части.

Проект Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанной В. И. Лениным, был одобрен ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) 3 января 1918 г и через два дня был представлен на утверждение Учредительному собранию. Принятие им декларации означало бы окончательную передачу власти партии большевиков, а потому последние рассчитывали лишь на давление Советов и их вооруженных сил.

12 января Декларация в качестве временного конституционного документа была принята на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, делегаты которого были в основном большевиками. Вскоре специальным декретом из всех актов советской власти были устранены упоминания об Учредительном собрании.

10 июля 1918 г Декларация была включена в Конституцию РСФСР в качестве вводной части. В этом прослеживается аналогия с первой Конституцией Франции (1791 г), начальным разделом которой стала Декларация прав человека и гражданина. Впрочем, содержание советской Декларации было посвящено не гражданским правам, а скорее целям и задачам нового государства.

Декларация содержала четыре раздела:

  1. Политические основы государства. Россия провозглашалась Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов на основе союза свободных наций (федеративный строй). Власть должна была принадлежать трудящимся массам, представительством которых стали Советы.

  2. Основные задачи государства. Советская Россия должна была идти к социализму, который подразумевал отмену частной собственности на землю, леса, недра, воды и их национализацию, введение рабочего контроля, всеобщую трудовую повинность, ликвидацию классового неравенства. В том же разделе провозглашалось создание Красной Армии.

  3. Геополитическое положение Советской России. Новое государство отказывалось от соблюдения тайных договоров царского и Временного правительств, а также аннулировало полученные иностранные займы с формулировкой «как первый удар международному банковому, финансовому капиталу». Колониальная система признавалась преступной, Финляндия получила независимость, Армения обрела право на свободу самоопределения.

  4. Принципы управления Советским государством: вывод эксплуататорских классов из властной верхушки, переход власти к трудящимся массам в лице Советов, включение представителей рабочих и крестьян каждой нации в федеральные государственные институты.

Гл. 3, п.2: Органы государственной власти (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК).


Вся власть в стране принадлежала Всероссийскому съезду Советов. Съезды проводились дважды в год (при необходимости чаще), а между ними страной руководил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Всего в РСФСР было создано 18 Народных Комиссариатов (Наркомов), а именно:

  • Внутренних дел

  • Иностранных дел

  • Военных дел

  • Морских дел

  • Юстиции

  • Здравоохранения

  • Просвещения

  • Труда

  • Социального обеспечения (ранее - Государственного призрения)

  • Земледелия

  • Продовольствия

  • Путей сообщения

  • Промышленности и торговли

  • Финансовых дел

  • Государственного контроля

  • Национальных дел

  • Почты и телеграфа

  • Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ)

Каждый наркомат был в подчинении Председателя СНК - Ленина.
Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:

  • Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов

  • Исполнительная власть -  Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)

  • Судебные полномочия - Народный суд


Гл. 3, п3: Основы федеративных отношений


На II Всероссийском съезде Советов было отмечено существование нескольких областных объединений Советов. Западная, Московская, Северная и Уральская области, охватывающие наиболее развитые в экономическом и политическом отношениях районы. Уже между II и III Всероссийскими съездами Советов подготавливается переход России от унитарного к федеративному устройству. Окончательное решение было принято на III Всероссийском съезде Советов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народапровозглашавшей Российскую Советскую Республику федеративным государством. Практическое строительство Российской Федерации развернулось вскоре после III съезда Советов. Оно пошло по линии создания автономных единиц внутри РСФСР.

Единственной формой автономии в это время была республика, т.е. государственная, политическая форма автономии. Самой крупной из первых автономных республик явилась Туркестанская АССР. Возникли также Кубано-Черноморская, Донская и Таврическая
 автономные республики.

Правовое положение автономных республик 1918 г. не было определено достаточно полно и четко. Каждая республика решила в принципе положительно вопрос о сохранении государственно-правовой связи с РСФСР, высказавшись за свое существование в составе Российской Федерации, т.е. за автономию. Однако в соответствии с резолюцией III Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики" требовалось провести разграничение компетенции между РСФСР и автономными республиками.

Автономные республики 1918 г. оказались недолговечными. Кроме Туркестанской, все они были захвачены интервентами и белогвардейцами и прекратили свое существование. Главная причина недолговечности в том, что они не вполне соответствовали национально-территориальному принципу, лежащему в основе социалистической федерации.

Гл. 4: Становление советского суда


Формирование судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции носило во многом стихийный характер, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 года первого законодательного акта о Советском суде-Декрета № 1 о суде-в ряде городов и губерний России были созданы суды разного наименования и не всегда одинаковой власти, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Новые судебные органы характеризовались тем, что участники процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, поскольку их просто не существовало, а руководствовались индивидуальным "революционным чувством справедливости". Каждый участник процесса чувствовал себя следователем и судьей.

Из старых судебных органов дореволюционные суды, особенно мировые суды, сохранились в некоторых местах впервые после октября.

В целях приведения в единообразие системы советских судебных и следственных учреждений Советское Правительство 22 ноября 1917 года приняло первый декрет о суде. Декрет определял, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительственный Сенат, военные и морские суды, учреждения судебных следователей, прокурорского надзора, присяжных заседателей и частных адвокатов упраздняются, а институт мировых судей приостанавливается. Вместо прежних образовались новые выборные советские судебные и следственные органы, организованные на широкой демократической основе. Он также предусматривал создание специальных судебных и следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. В искусстве. 8 Декрета говорилось: "В целях борьбы с контрреволюционными силами в форме принятия мер по защите от них революции и ее завоеваний, а также для решения дел о борьбе с грабежами и хищничеством, саботажем и другими злоупотреблениями купцов, промышленников, чиновников и других лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести штатных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства предварительного следствия по этим делам при тех же советах образуются специальные следственные комиссии.


Первый закон Советской власти о суде предусматривал создание двух местных судебных органов: местного суда - для рассмотрения уголовных дел за преступления, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тысяч рублей; революционных трибуналов.

Гл. 4, п1: Формирование народных судов


Местный суд был выборным органом, построенным на демократических принципах вовлечения трудящихся в отправление правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Указом отменена апелляционная форма обжалования приговоров и постановлений и установлено их кассационное рассмотрение. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматриваться уездными, а в столицах - столичными съездами местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов были:

  • Избрание Советами судей и членов следственных комиссий, широкое участие народных представителей в работе судов и следственных комиссий;

  • Гласность и гласность судопроизводства; гласность распространялась также на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались на открытых заседаниях;

  • Полное равенство сторон в судебном процессе, достигаемое упразднением особых прав, которыми ранее обладало обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и судебного разбирательства; каждый из непобежденных граждан, присутствовавших на судебном процессе, мог быть прокурором и государственным защитником;

  • Допуск защиты со стадии предварительного следствия;

  • Коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного разбирательства;

  • В виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылку за границу и т. д. Смертная казнь не входила в число наказаний, предусмотренных законом.

Окружные суды избирались Советами. Указ устанавливал такое основополагающее для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения района, где слушается дело. Система общих судов фактически была разделена на две самостоятельные и обособленные подсистемы - местные народные суды и районные суды (каждый с самостоятельной кассационной инстанцией).