Файл: Принудительные меры медицинского характера их правовой режим (Процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ОТНОШЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

3. МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

4. СУБЪЕКТЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

5. ВИДЫ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

5.1 Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях

5.2 Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа

5.3 Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа

5.4 Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением

6. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Статистика, представленная Генеральной прокуратурой Российской Федерации, говорит о том, что по состоянию на 2018 год количество зарегистрированных уголовных преступлений снизилось, но, тем не менее, назвать приведённые данной организацией цифры нельзя назвать утешительными. Так по состоянию на январь-август 2018 «на территории России зарегистрировано 1 329 865 преступлений» [6, с. 5]. Всё указанное количество преступлений имеют различные мотивы, степени тяжести и последствия, они могут совершаться намеренно или неумышленно, однако есть такие преступления, которые совершаются человеком неосознанно, а ввиду наличия у него психического заболевания.

По данным статистического сборника «Здравоохранение России», выпускаемого раз в два года, на 2016 год численность пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, состоящих на учёте в лечебно профилактических организациях, составляет 1498,7 тысяч человек. Кроме того, 2145,9 тысячам человек оказывается консультативно-лечебная помощь, направленная на коррекцию имеющихся у них психических расстройств и расстройств поведения [3].

Встаёт вопрос о том, каким образом должны быть наказаны люди, совершившие преступление в неадекватном психическом состоянии, ввиду наличия психического расстройства, ведь к ним нельзя применять стандартные виды наказания. Ответ на данный вопрос мы находим в статьях 21, 22 и 28 УК, где говорится о возможности применения к данной категории лиц принудительных мер медицинского характера.

Таким образом, актуальность темы исследования о применении принудительных мер медицинского характера, обосновывается:

– состоянием преступности в современном мире;

­­– большим числом лиц в обществе, имеющих психические расстройства и расстройства поведения, находящихся на диспансерном учёте;

– необходимостью предотвращения преступных деяний лицами с психическими расстройствами и расстройствами поведения в будущем.

Целью данной работы является изучение принудительных мер медицинского характера и их особенностей. Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

– рассмотреть понятие принудительных мер в рамках уголовного права;

– исследовать законодательную базу касаемо принудительных мер медицинского характера;

­– изучить особенности мер медицинского характера как разновидности принудительных мер уголовного права;


– определить субъекты принудительных мер медицинского характера;

– выделить разновидности принудительных мер медицинского характера;

– определить процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера.

Объектом данного исследования являются – принудительные меры уголовного права, а предметом – принудительные меры уголовного права медицинского характера.

При проведении исследования были использованы методы анализа и синтеза теоретических источников, а также нормативных и, непосредственно, правовых актов соответствующих теме исследования.

1. ПОНЯТИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении его прав и свобод [1]. Исходя из данного выше определения уголовного наказания становится понятно, что принудительные меры уголовного права ­– это само уголовное наказание лица, попавшего под уголовное преследование.

Термин «принуждение» можно понимать, как применение исполнительными органами к осужденному лицу, совершившему преступное деяние, какого-либо ограничения либо лишения его прав и свобод. Преступление безусловно является общественным нарушением, при этом можно констатировать, что лицо, преступившее закон, отрицает требуемого порядка жизни, который как установлен между людьми, так и властной, принудительной силой государства. Принуждение однозначно следует после совершения преступления, а целью его является восстановление и охрана нарушенного преступным лицом порядка.

По причине того, что государство – это носитель, субъект права наказания, то оно и назначает меры против лиц, совершивших преступления, для охраны правопорядка и безопасности граждан, а также тех интересов, которые определены как задачи Уголовного кодекса РФ (ст. 2 УК РФ). Посредством этого становится возможной карательная деятельность государства, соответственно в интересах законопослушных граждан. Государством осуществляется карательная деятельность в рамках соблюдения законности через суд, который считается особым государственным органом.

Однако существует группа лиц, к которым невозможно применение общей системы наказаний. Уголовный кодекс РФ определяет такие меры как «Иные меры уголовно-правового характера». К иным мерам непосредственно относятся: конфискация имущества и судебный штраф, принудительное лечение или наблюдение у врача-психиатра. В исследовании подробно будут рассмотрены меры медицинского характера.


2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ОТНОШЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Как было описано выше, принудительные меры медицинского характера и особенности их применения к правонарушителям уголовного законодательства содержатся напрямую в Уголовном кодексе РФ (раздел 6 «Иные меры уголовно-правового характера»). Таким образом, при применении принудительных мер медицинского характера к осужденным лицам следует применять требования главы 15 Уголовного кодекса РФ, которая называется «Принудительные меры медицинского характера», а при ведении производства подобного характера стоит пользоваться главой 51 Уголовно-процессуального кодекса РФ, соответственно называющейся «Производство о применении принудительных мер медицинского характера». Помимо этого, важно использовать разъяснения по рассмотрению подобных дел, описанных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 № 6 (ред. от 03.03.2015 № 9) «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера».

Однако, законодательная база не ограничивается уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Существует ряд Федеральных законов, которые обязательны при назначении и применении мер принудительного медицинского характера, например, такие как Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», Федеральный закон от 23 июля 2013 N 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера».

Но и Федеральные законы не ограничивают законодательной базы принудительных мер медицинского характера. В рамках исследования данной темы, стоит упомянуть и другие нормативные правовые акты, такие как Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».


Помимо этого, законодательство в этой сфере предполагает обязательный учет норм международного права, а также практики Европейского Суда по правам человека. К этим нормам и практикам относятся: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) (правило 82(1), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г. 46/119) (принцип 20), предусматривающие положение о лицах, признанных душевнобольными, а именно о том, что они не должны быть подвергнуты тюремному заключению. Этот последний факт указывает на то, что такие лица должны быть переведены в специализированные заведения для содержания душевнобольных лиц в кратчайшие сроки.

Описанные выше законодательные нормы учитываются при установлении принудительных мер медицинского характера осужденным лицам на территории Российской Федерации. При изменении, продлении или прекращении принудительных мер медицинского характера лицам, переданным Российской Федерации по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (28 марта 1997 года), судом обязательно должны приняты во внимание положения указанной выше Конвенции.

Таким образом, законодательно-правовая база содержит достаточно широкий перечень документов, которые необходимо учитывать в наказании лиц, страдающих психическими расстройствами. Далее рассмотрим более подробно понятие принудительных мер медицинского характера.

3. МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Для рассмотрения данного вопроса исследования, стоит рассмотреть некоторые из исследований, проведенных юридическими авторами. Например, Сверчков В.В., анализируя основные теоретические и законодательные положения по данному вопросу, пришел к следующему определению принудительных мер медицинского характера в уголовном праве – «это предусмотренные гл. 15 УК меры государственного принуждения, назначаемые судом на основании медицинского заключения лицам, совершившим общественно опасные деяния и нуждающимся в медико-психиатрической помощи» [5].


Другой автор Иногамова-Хегай Л.В. считает, что принудительные меры медицинского характера есть необходимость, которую стоит излечить или улучшить психическое состояние. Это может помочь лицам страдающим психическими заболеваниями, которые уже совершили преступление или общественно опасное деяние, а также это способ предупредить антиобщественное поведение таких лиц. [4]

Изучив труды вышеназванных авторов, и другие источники поэтому вопросы, можно сделать вывод, что принудительные меры медицинского характера состоят как из медицинских аспектов, так и из юридических. Юридические аспекты, в первую очередь, выражены в осуществлении их при законодательной регуляции Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. В свою очередь, медицинские аспекты отражены в практическом применении и исполнении выбранных осужденным принудительных мер именно органами здравоохранения.

Стоит упомянуть общие признаки принудительных мер медицинского характера. К ним относятся:

  • эти меры обязательно являются мерами государственного принуждения;
  • принудительные меры в обязательном порядке назначаются судом;
  • такие меры имеют обоснование медицинским заключением;
  • эти меры применяются только к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление;
  • цель установления подобных целей: улучшение здоровья больного лица либо его излечение, а также устранение возможной общественной опасности этого лица.

Такие меры называются принудительными потому, что они применяются судом к совершившем преступление лицу, а также к заболевшему лицу без получения его согласия, а также согласия его родных либо законных представителей. [4]

Помимо признаков принудительных мер медицинского характера, стоит определить и их предназначение. Так, принудительные меры медицинского характера – это средство защиты общества от лиц с психическими расстройствами, а также от их общественно опасных деяний, не исключающих их вменяемости в этот момент. Стоит сказать, что такие меры не могут считаться наказанием за совершенные деяния, так как в них нет карательных элементов. Принудительные ограничения, которые применяются в подобных случаях, не содержат в себе лишений и страданий, а также применяются непосредственно в интересах больного лица. Отличие принудительных мер от наказания в том, что наказание назначается лицам, совершившим преступления или общественно опасные деяния приговором суда и имеет определенные сроки, а принудительные меры устанавливаются приговором или постановлением до момента выздоровления больного лица, либо до исключения общественной опасности такого лица для окружающих. В таких мерах невозможно рассмотреть отрицательную государственную оценку противоправных действий больного лица, они не предполагают назначения судимости больному лицу, не имеют цели восстановить социальную справедливость, а также исправить больное лицо. [4]