Файл: Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости (Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Уголовно–исполнительный кодекс установил основное положение уголовно – исполнительной политики Российской Федерации о направленности существующего законодательства и практики его применения на решение важнейшей задачи, а именно на исправление и нравственное совершенствование личности осужденного. Достижение этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет в большинстве случаев гарантировать правопослушное поведение осужденного в период отбывания наказания и после освобождения от него. По этой причине Кодекс расширил границы использования на практике основных средств исправления осужденных, определив, что их применение осуществляется практически в каждом наказании. К числу основных средств исправления осужденных относятся:

- установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),

- воспитательная работа, общественно полезный труд,

- получение общего образования,

- профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Все это определяет важность достижения главной цели правосудия в широком смысле - превращение преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений.

Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных. В нормативно-правовых актах четко закреплены как обязанности так и права осужденных. Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание, обусловливается необходимостью повышения эффективности процесса исполнения уголовного наказания, применения мер исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов определяют правовой режим отбывания наказания, который необходим для достижения стоящих перед ним целей.

Важную роль в исправлении осужденных играет, такой вид реализации прав, как создание осужденным нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечение надлежащим питанием, вещевым имуществом, постельными принадлежностями, инвентарем и обеспечение коммунально-бытовыми услугами. Исполнение наказания в виде лишения свободы сопряжено с изоляцией осужденного от общества и объективно ограничивает лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в предоставлении отдельных благ, удовлетворении ряда конкретных материальных и духовных потребностей.


Общая направленность уголовно-исполнительного законодательства на охрану прав и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации обусловливает то, что сфера материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в значительной мере подвержена правовой регламентации.[1]

Цель данной курсовой работы - рассмотреть вопрос об одном из способов реализации прав осужденных к лишению свободы, а именно о возможности приобретения осуждёнными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости.

1. История развития уголовно-исполнительного права

1.1 История развития уголовно-исполнительного права в СССР

С течением жизни Российского Государства развивалось и уголовно-исполнительное право. Основными этапами можно выделить пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVII вв.), уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра I и Екатерины II, пенитенциарное законодательство в XIX – нач. XX вв. В настоящее время для нас более актуально изучение развития уголовно-исполнительного права Советского времени и в рамках Российской Федерации.

В начале 50-х годов XX в. начинается восстановление демократических начал в исправительно-трудовой политике. Начиная с 1954 г. деятельность исправительно-трудовых учреждений уже регламентировалась не ведомственными нормативными актами, а нормативными документами, утвержденными высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти — Советом Министров СССР. В частности, Советом Министров СССР 10 декабря 1954 г. было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое упразднило действие многих ведомственных нормативных актов[2].

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее сохранение исправительно-трудовых лагерей. Последние подлежали реорганизации в исправительно-трудовые колонии. С этого же периода управление исправительно-трудовыми учреждениями на местах было передано исполнительным комитетам областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Управления внутренних дел и все его структуры стали составлять подразделения или части облисполкомов. В 1957 г. было принято Положение о наблюдательных комиссиях в РСФСР.


Далее 8 февраля 1958 советом Министров СССР утверждено новое положение об ИТК и тюрьмах[3].

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. на базе Основ был принят Уголовный кодекс РСФСР.В качестве целей наказания ч. 1 ст. 20 УК РСФСР устанавливала: «Исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».

В систему наказаний вошли: лишение свободы; ссылка; высылка; исправительные работы без лишения свободы; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; увольнение с должности; возложение обязанности загладить причиненный вред; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания; направление военнослужащих в дисциплинарный батальон.

Принятие Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик и УК РСФСР повлекло за собой принятие нового Положения об ИТК и тюрьмах МВД РСФСР, которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 г.

11 июля 1969 Верховным советом СССР приняты Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

Дальнейшее развитие исправительно-трудового законодательства происходило путем принятия положений о порядке исполнения наказаний, не связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Такие положения были приняты как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик. На территории РСФСР такое Положение было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1984 г.

В 1991 г. после августовских событий начался стремительный распад СССР. Наступил глобальный развал экономики, вызванный болезненными экономическими реформами. В связи с изменившимися событиями изменились взгляды на политику исполнения наказаний.

1.2 История развития уголовно-исполнительного права в современной России

С 1 июля 1997 г. вступил в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и за время его применения кроме положительных свойств открылись и его крупные недостатки и проблемы при применении различных правовых норм. Стало необходимо за короткое время внести в него многочисленное количетсво изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостью развития социально-экономической ситуации в стране (к примеру августовский кризис 1998 г); с другой стороны — изменениями функционального и структурно-управленческого характера в связи с передачей уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Так же выявились и другие недостатки и недоработки в правовом регулировании исполнения уголовных наказаний.


После вступления в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передать УИС из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции; введение моратория на исполнение наказания в виде смертной казни и в течение трех лет отменить ее.

Исполняя эти обязательства, Президент Российской Федерации издал Указ от 8 октября 1997 г. № 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому предписывалось передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции .[4]

В дальнейшем Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы"[5], который затрагивал более двадцати различных законов. Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" определил, что УИС к 1 сентября 1998 г. была передана из одного ведомства в другое[6]. Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, была передана из внутренних войск в ведение Министерства юстиции РФ[7].

Учитывая сложившуюся критическую ситуацию, сложившуюся в УИС в период с сентября по ноябрь 1998 г. (когда система в связи с экономическим кризисом в августе из Государственного бюджета практически не финансировалась), данная ситуация стала предметом специального рассмотрения в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ (Государственная Дума приняла постановление от 21 октября 1998 г. № 3134 "О критической ситуации в финансовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования"), а также в Правительстве РФ. Совет Федерации Российской Федерации в порядке законодательной инициативы в июле 1999 г. вошел в Государственную Думу с законопроектом, предусматривающим значительную корректировку карательной политики в сторону гуманизации в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.


21 февраля 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации". Данный Закон внес изменения и дополнения в 56 норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и прочего законодательства, реализация которых не только позволила облегчить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но и значительно снизила их число.

Проводимые в последнее время чуть не ежегодные амнистии не способны решить проблемы переполнения мест лишения свободы, в лучшем случае это происходит на незначительное время. Самая крупная амнистия, проведенная в 2000 г. (только из УИС было освобождено около 206 тыс. человек), не обеспечила существенной разгрузки мест лишения свободы на длительное время, так как же к концу ее проведения (ноябрь 2000 г.) численность контингента в следственных изоляторах не только не стабилизировалась, но и вновь приобрела тенденцию к росту.

В следствие этого и стало необходимо внесение изменений карательной политики, так чтобы ее тяжесть, суровость была сконцентрирована на лицах, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В настоящее время в следственных изоляторах среди лиц, числящихся за органами расследования, более половины привлечены за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, то есть они не представляют особой общественной опасности[8] .

Практика применения ряда норм УПК РФ выявила необходимость их детальной проработки, в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и потребностью более полного их соответствия международным стандартам обращения с арестованными и осужденными.

В связи с проведенными изменениями УИС с 1998 г. стала самостоятельной службой, выведенной из подчинения органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Уголовно-исполнительной системе передали многие функции, которые она ранее не исполняла или исполняла лишь частично.

Деятельность Российской Федерации по реформированию уголовно-исполнительной системы была одобрена в мае 2000 г. в Берлине на заседании руководителей пенитенциарных систем стран — членов Совета Европы по вопросам расширения альтернатив тюремному заключению и предотвращению пыток. А в 2003 г опыт России по реформированию уголовно-исполнительной системы был рекомендован странам — членам Совета Европы для изучения и внедрения.