Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (на примере ООО «ТРИУМФ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: Из таблицы видно, что результаты хозяйственной деятельности предприятия в 2019 году, несмотря на снижение размеров выручки, гораздо лучше, чем в 2018 году: хотя выручка снизилась на 28,2 %, но затраты сокращались более быстрыми темпами, что в итоге привело к росту рентабельности предприятия, и росту прибыли практически в 6 раз.

Сравнительный анализ активов предприятия (приложение 1)

По результатам проведенных расчетов видно следующее: за анализируемый период валюта баланса увеличилась с 11747 до 15744 тыс. руб.(37,21 %), что говорит о расширении деятельности предприятия. Основной рост актива баланса вызван ростом суммы оборотных активов предприятия на 3916 тыс. руб. (35,26 %), в основном за счет увеличения дебиторской задолженности и суммы денежных средств в распоряжении предприятия. Значительный темп роста показывают и внеоборотные активы, но из-за их малой доли в структуре баланса их рост дал только 1,95 % общего увеличения. Структура актива баланса претерпела незначительные изменения: доля внеоборотных активов увеличилась с 3,21 % до 4,59 %, что соответственно уменьшило долю оборотных активов. Основную долю в структуре актива занимает дебиторская задолженность (82,36% в 2018 году и 75,04 % в 2019 году), снижение ее доли в структуре вызвано более быстрым ростом сумм по статьям «Денежные средства» (рост составил 236,98 %) и «Прочие оборотные активы» (196,21 %). Сумма по статье «Запасы» снизилась с 380 до 237 тыс. руб. (сокращение на 37,63 %).

Сравнительный анализ пассивов предприятия (приложение 2)

Пассив предприятия как отражение источников хозяйственных средств показывает, что размер собственного капитала предприятия увеличился на 771 тыс. руб.(50,06 %) за счет роста нераспределенной прибыли , размер уставного капитала не изменялся, добавочный и резервный капитал отсутствуют. Это вызвало рост доли собственного капитала в структуре пассива на 1,26 %. Так как долгосрочных обязательств у предприятия нет, то основную долю источников финансирования занимает кредиторская задолженность предприятия, размер которой за анализируемый период вырос на 3499 тыс. руб. (35,22 %).

Таким образом, изменения в балансе предприятия показывают улучшение его финансового положения, но надо провести более подробный анализ финансовых результатов и вытекающих из них состояния финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия.


2.3 Особенности управления финансами на предприятии ООО «ТРИУМФ»

Управленческий учет деятельности ООО «Триумф» осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия и рабочим планом счетов. Для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными.

Большинство управленческих решений, принимаемых руководством ООО «Триумф», основываются на анализе предыдущей деятельности и прогнозе результатов принятого решения. Главная задача состоит в том, чтобы как можно выгоднее приобрести и продать товарные ценности. Это является задачей для организации в целом.

Что касается отдельных подразделений, то ежемесячно отдел по закупкам предоставляет руководителю отчет о том, как изменились цены на рынке относительно данной области деятельности (насколько повысились цены или понизились на определенный товар, относительно прошлого месяца), планы по закупкам на текущий месяц (сколько отдел планирует закупить товаров, на какую сумму и у каких предприятий). На основании этих данных руководство принимает решение о том, по каким ценам следует продавать свой товар, чтобы не упал уровень продаж.

Решается также вопрос о том, с какими партнерами следует продлить деловые отношения. Из этого следует, что руководство ставит перед отделом закупок задачу о своевременном предоставлении информации на рынке, для того, чтобы вовремя сориентироваться в сложившейся ситуации и не потерять занимаемого статуса среди конкурентов.

Перед отделом продаж задача состоит в том, чтобы своевременно предоставлять информацию о том, как изменились продажи по сравнению с прошлым месяцем (увеличились, или сократились).

Перед бухгалтерией ставится задача по контролю поступивших и произведенных операций. Бухгалтер, ведущий 60 счет должен предоставлять информацию о том, сколько ООО «Триумф» должен своим партнерам.

На ООО «Триумф» для учета затрат используется 44 счет. Предприятие списывает на этот счет брак материалов, ТМЦ, канцтовары, списание основных средств и амортизации. Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ.

Управление материальными запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ.

Группировка затрат по видам расходов включает в себя две классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:


материальные затраты;

расходы на оплату труда;

отчисления в фонд социальной защиты;

амортизация основных средств;

прочие денежные расходы.

Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.

Анализ отчетов по кассе и расчетным счетам ООО «Триумф» показал, что основные приходные операции – поступление средств от заказчиков и покупателей, а также возврат неиспользованных подотчетных сумм в кассу, расходные – оплата счетов поставщиков, перечисление средств по налоговым и прочим платежам. Суммы операций различные, и нет определенных закономерностей в их поступлении и выбытии.

3. Пути совершенствования организации финансов ООО «Триумф»

3.1.Совершенствование системы финансового планирования на предприятии ООО «ТРИУМФ»

Предлагается наряду со стандартными формами отчетности Ф-1 Баланс и Ф-2 Отчет о прибылях и убытках сформировать специальные более расширенные формы (приложения 2 и 3). В этих формах приведены более детальные статьи соответствующих форм финансового учета для их тщательного контроля и управленческого анализа. Данные в эти формы заносятся по мере ведения операций в финансовом учете, итог операций за месяц формирует соответствующий баланс. Кроме того, в начале отчетного года разрабатываются плановые показатели по статьям баланса, а в конце каждого месяца в соответствующие графы заносят фактически достигнутые показатели, что дает возможность отслеживать и анализировать возникающие отклонения и оперативно на них реагировать.

При разработке системы управленческого учета важно помнить о том, что управленческий учет не самоцель, а инструмент для решения конкретных задач предприятия. Кроме того, сотрудники компании должны уметь пользоваться теми данными, которые предоставляет система управленческого учета. На рисунке 1 показана схема формирования системы данных управленческого учета на основе финансового в ООО «Триумф». Из рисунка видно, что финансовый учет является базой для системы управленческого учета предприятия, но требует и дополнительных данных, что и привело к необходимости введения дополнительных более развернутых форм финансовой отчетности, указанных выше.


Мэппинг – преобразование данных из одной формы в другую путем установления между ними соответствия. Мэппинг проводок означает автоматический перенос проводок из одной учетной системы (в данном случае российской) в другую (в данном случае в учетную систему, например на основе МСФО) с помощью специальных таблиц соответствия и разработанного для этих целей алгоритма.

Финансовый учет (на основе первичных документов)

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Управленческий учет

корректировки

Мэппинг проводок

Дополнительные данные, корректировки

Рисунок 1 - Организация управленческого учета в ООО «Триумф»

При внедрении управленческого учета предприятие руководствовалось прагматичным принципом: затраты на получение информации не должны превышать положительного эффекта, который можно извлечь из этой информации. Многие мелкие и средние фирмы не могут не только построить глобальную систему управленческого учета, но иногда и бухгалтерию автоматизировать. Важно понимать, какая информация нужна руководителю для принятия решений и какой эффект может принести наличие этой информации. Для этого на предприятии было проведено следующее: каждый менеджер предложил показатели, в основном по данным финансового учета, характеризующие эффективность работы предприятия в целом и отдельного подразделения. Всего их получилось более 100. Затем руководитель их проанализировал, и оставил всего 5 (пять!), необходимых ему для принятия управленческих решений, еще несколько было добавлено на совещании руководителей служб, в итоге получилась система показателей, представленная в приложении 3. С развитием компании количество этих показателей может целенаправленно увеличится. Любая управленческая информация нужна конкретному менеджеру, который принимает управленческие решения. И он должен либо уметь пользоваться ею, либо его приходится этому учить.

Чтобы была обратная связь, нужно обязательно формализовать и регламентировать процесс сбора информации, прописать весь документооборот. Менеджер Иванов должен знать, что форму отчетности № 3 он должен передать менеджеру Петрову в четверг, иначе к нему могут быть применены такие-то меры дисциплинарного воздействия.

Управленческий учет нужен любому предприятию. Полтора года назад на ООО «Триумф» начали создавать систему управленческого учета, и уже сейчас видны первые результаты: уменьшилось время на обработку одного заказа, увеличилось количество заказов, за счет этого вырос оборот. Теперь точно известно, сколько времени уходит на выполнение каждого заказа, определенной операции. Это позволяет лучше планировать свою работу, бюджетировать доходы и расходы.


Любой руководитель ежедневно принимает решения, которые основываются не на информации из бухгалтерской отчетности, а на различных управленческих данных (справках отдела продаж, отчетах продавцов, отчетах производственников, служебных записках об отгрузке и т. д.). Однако каждый руководитель должен понимать, что существующая на предприятии система управленческого учета может быть неэффективной и не давать всей полноты информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Поэтому нужно постоянно искать пути усовершенствования системы управленческого учета на базе тесного взаимодействия с финансовым учетом.

можно предложить следующие формы управленческой документации.

1. Анализ продаж и построение ассортиментной политики фирмы.

Бухгалтерия предоставляет для анализа лишь обобщенные агрегированные данные, которые способны дать общую картину состояния и результативности работы фирмы. С целью более детального изучения и контроля затратных частей организации необходимо использовать дополнительную информацию в виде отчетов с показателями, сводных таблиц предоставляемых управленческому составу сотрудниками организации для внутреннего пользования.

В ООО «Триумф» менеджеры ежемесячно составляют отчеты о продажах, в которых содержатся данные о продажах товаров, о том, сколько денежных средств было получено от клиента, сколько израсходовано и какова прибыль фирмы (суммарным итогом за все продажи).

На основе анализа можно планировать ассортимент ООО «Триумф» и программу закупок на более эффективном уровне. Для лучшего применения анализа рекомендуется анализировать не группы в целом, а товары в каждой группе.

Предложенные формы управленческой отчетности и анализа при внедрении их в практику ООО «Триумф» помогут руководству принимать управленческие решения по различным сферам деятельности фирмы, при этом они достаточно просты в выполнении. Однако, при росте количества анализируемой информации, на предприятии целесообразно будет:

1) ввести должность «управленческий бухгалтер»;

2) переквалифицировать часть сотрудников, хорошо знающих специфику предприятия, знакомых с его проблемами и нуждами, обладающих достаточным опытом и знаниями;

3) создать условия для повышения уровня образования по управленческому учету, необходимого для выполнения основных функций управленческого бухгалтера, а именно:

  • разработать учетную политику предприятия для целей управленческого учета в соответствии с его внутренними особенностями и организацией управленческого учета в соответствии с внутренней учетной политикой;
  • разработать систему бухгалтерских поправочных записей для перехода от финансового к управленческому учету;
  • определить формы и методы организации управленческого учета на предприятии в соответствии с его целями и задачами и с учетом особенностей функционирования;
  • вести управленческий учет в соответствии с выбранными подходами и методами;
  • своевременно представлять руководству предприятия информацию, необходимую для принятия управленческих решений;
  • организовать работу по подготовке бюджетов подразделений и предприятия в целом;
  • подготовить отчет об исполнении бюджетов.