Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (на примере ООО «ТРИУМФ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

По происхождению финансовые ресурсы подразделяют на собственные и заемные.

Собственные -  формируются за счет внутренних и внешних источников.  В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением органов управления.

Важная роль также принадлежит амортизационным отчислениям, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов и являются внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

В составе внешних (привлеченных) источников формирования собственных финансовых ресурсов, основная роль принадлежит дополнительной эмиссии ценных бумаг, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала предприятия, также возможно привлечение дополнительных взносов средств в уставный капитал [10 c.71].

Заемные – финансовые ресурсы, привлекаемые предприятиями на правах временного владения, предполагают возврат в четко установленные сроки и плату за их использование. К их числу относят:

  • кредиты и займы банковских учреждений;
  • кредиты и займы других предприятий (в т.ч. кредиторская задолженность);
  •  облигационные займы;
  •  бюджетные ассигнования на возвратной основе [11 c.23].

Привлечение заемных средств позволяет предприятию ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать незавершенное производство.

Часть финансовых ресурсов, задействованных предприятием в оборот и приносящих доходы от этого оборота, называется капиталом, который выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. В общем виде капитал представляет собой материальные и финансовые средства предприятия (оборудование, здания, сооружения, машины и механизмы, материалы, денежные активы, ценные бумаги), а также интеллектуальные разработки и предпринимательские способности (нематериальные средства), которые создают условия для производства и участвуют в процессе производства с целью получения прибыли [20 c.253].

Капитал – это часть финансовых ресурсов, инвестируемая в производство с целью получения прибыли.


С позиций финансового менеджмента капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.

Первоначально финансовые ресурсы формируются в момент создания предприятия, когда образуется его уставный капитал, величина которого сообразуется размером денежных средств, инвестированных в основной и оборотный капитал. В процессе хозяйственной деятельности предприятие формирует оборотные средства (в основном денежные), авансируемые для обеспечения производства продукции и бесперебойного его функционирования. Основная особенность оборотных средств – полный перенос их стоимости на произведенную продукцию. Процесс оборота оборотных средств предприятием заключается в приобретении сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также сопутствующих товаров. Часть оборотных средств сразу же идет в производство, часть – сохраняется на складе предприятия. Произведенная продукция реализуется, и у предприятия вновь появляются денежные средства на приобретение сырья, полуфабрикатов и прочих оборотных средств. Чем быстрее происходит оборот оборотных средств, тем эффективнее предприятие ведет свою деятельность.

В рыночной экономике особенно важное значение имеет правильная организация оборотных средств, умелое управление ими и повышение эффективности их использования.

В дальнейшем финансовые ресурсы формируются в основном за счет части прибыли и амортизационных отчислений и других внутренних источников. Собственные финансовые ресурсы образуются на стадии производства в случаях, когда создается новая стоимость и когда она реализована, но реальное их формирование идет на стадии распределения, количественно из выручки выделяются отдельные элементы стоимости – фонд возмещения, оплата труда, прибыль. Одним из показателей, характеризующих состояние свободных собственных средств организации, является величина оборотного (функционирующего) капитала и его элементов.

Прибыль – это одна из форм чистого дохода, выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; также включает часть стоимости необходимого продукта, и является финансовым результатом деятельности предприятия. Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство[6 c.44].


Глава 2. Анализ организации финансов предприятия (на примере ООО «ТРИУМФ»)

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Триумф»

ООО «Триумф» зарегистрировано 26 апреля 2018 г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы. Руководитель организации: директор Яныкин Александр Павлович. Юридический адрес ООО "Триумф" - 440015, Пензенская область, город Пенза, Совхозная улица, дом 15. Основным видом деятельности является «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах», зарегистрировано 15 дополнительных видов деятельности. Организации присвоены ИНН 5835117390, ОГРН 1165835057717, ОКПО 02176594.

Для осуществления торговли продовольственными товарами необходимо получить разрешение и быть внесенным в общий торговый реестр. Документацию можно разделить на два блока: стандартная (пакет, необходимый для открытия любого магазина) и специализированный (пакет документов для торговли продуктовыми товарами).

Оптимально магазин у дома должен располагаться в густонаселенном жилом массиве. Рядом (на расстояние 300 метров) не должно быть крупных супермаркетов. Желательночтобы рядом было несколько многоэтажных зданий.

Для прибыльной работы магазина необходимо чтобы в непосредственной близости (100-200 метров) проживало порядка 1 500 человек (это примерно четыре 9 этажных дома).

Основными принципами организации торгово-технологического процесса являются: доведение товаров до покупателей с наименьшими затратами труда при высоком уровне культуры обслуживания, создание условий для использования средств механизации и автоматизации трудовых процессов, обеспечение сохранности потребительских свойств товаров и соблюдение сроков реализации, высокий уровень эффективности работы торгового предприятия.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.


По результатам окончания приемки товаров составляется акт.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках.

Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. В коллективе признают важность рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, в магазине учитываются методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т.д. Большое значение при этом придается особенности отдельных товаров, их упаковка.

Гастрономические изделия выкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:

  • колбасу и копчености — в несколько рядов, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;
  • фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам.

Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене. Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.

Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых

Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.

Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками.

Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных.

Поставка товара осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками, к договору поставки прилагается свидетельство о регистрации поставщика. Приемка товаров по количеству осуществляется на основании товарно-транспортной накладной, к ТТН прилагается протокол согласования отпускных цен на товары. Приемка товаров по качеству осуществляется на основании удостоверения о государственной гигиенической регистрации.


2.2. Анализ финансового состояния ООО «Триумф»

Рассмотрим основные экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности магазина за 2018-2019 гг. и проведем их анализ (табл. 6).

Таблица 6 – Анализ показателей финансовых результатов деятельности организации

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Отклонение (+, -)

Уровень в % к выручке

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год

Выручка

10974

7878

-3096

100,000

100,000

ххх

ххх

Себестоимость продаж

1936

857

-1079

17,642

10,878

-6,763

61,66

Валовая прибыль (убыток)

9038

7021

-2019

82,358

89,122

6,763

108,21

Коммерческие расходы

8262

4039

-4223

75,287

51,269

-24,018

68,10

Управленческие расходы

0

0

0

0,000

0,000

0,000

#ДЕЛ/0!

Прибыль от продаж

776

2982

2206

7,071

37,852

30,781

535,30

Доходы от участия в других организациях

0

0

0

0,000

0,000

0,000

0,000

Проценты к получению

0

0

0

0,000

0,000

0,000

0,000

Проценты к уплате

0

0

0

0,000

0,000

0,000

0,000

Прочие доходы

33

50

17

0,301

0,635

0,334

211,06

Прочие расходы

133

381

248

1,212

4,836

3,624

399,05

Прибыль до налогообложения

676

2651

1975

6,160

33,651

27,491

546,28

Текущий налог на прибыль

162

636

474

1,476

8,073

6,597

546,88

Прочее

-294

-485

-191

-2,679

-6,156

-3,477

229,80

Чистая прибыль (убыток)

220

1530

1310

2,005

19,421

17,416

968,76