Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Мероприятия по повышению собираемости налогов с организаций).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и виды федеральных налогов, уплачиваемых юридическими лицами
1.1.Понятие и виды федеральных налогов, уплачиваемых юридическими лицами
1.2. Анализ поступлений налогов с юридических лиц
Глава 2. Совершенствование собираемости налогов с юридических лиц
2.1. Мероприятия по повышению собираемости налогов с организаций
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные налоги и сборы занимают первостепенное место в системе доходов федерального бюджета Российской Федерации. Важно отметить, что среди установленных Налоговым кодексом РФ федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет зачисляется лишь определенная часть. Пропорции их распределения устанавливаются в законодательном порядке между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
Наиболее актуальной проблемой федеральных налогов и сборов является противоречивое и нестабильное налоговое законодательство. Часто меняющие нормы законодательства негативно сказываются на показателях собираемости налоговых доходов. При этом, при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение налогового законодательства, которое ежегодно претерпевает многочисленные изменения. Наиболее часто меняются такие элементы налога, как налоговые льготы и налоговые ставки. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Часто незнание норм закона способствует некорректному исчислению и уплате налогов. В данном случае возвращаются излишне перечисленные налоги, доначисляются налоговые платежи, выпадают налоговые доходы из бюджета, несвоевременно и не полностью поступают в бюджет налоги. Поэтому критикующие отзывы относительно налогового законодательства, безусловно, оправданы и обоснованы.
Объектом исследования является системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в Российской Федерации.
Предметом исследования являются налоги, уплачиваемые юридическими лицами.
Целью написания данной работы является изучение федеральных налогов, уплачиваемых организациями и их роли в функционировании налоговой системы.
Основными задачами написания работы являются:
- изучить понятие, виды и порядок уплаты налогов, уплачиваемых юридическими лицами;
- рассмотреть роль федеральных налогов, уплачиваемых юридическими лицами в налоговой системе;
- проанализировать динамика налоговых платежей и итоги контрольной работы налоговых органов по взысканию недоимок.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и виды федеральных налогов, уплачиваемых юридическими лицами
1.1.Понятие и виды федеральных налогов, уплачиваемых юридическими лицами
Согласно НК РФ, ст. 12, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом в ст. 13, обязательные к уплате на всей территории страны за исключением тех случаев, когда организация или индивидуальный предприниматель применяют для осуществления своей деятельности один из специальных налоговых режимов, определяющий особый порядок уплаты налогов. [2.C.4]
Так, к федеральным налогам и сборам относятся следующие:
- Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Налог на доходы физических лиц;
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Водный налог;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- Государственная пошлина. [13.C.43]
Далее дадим общую информацию по каждому из перечисленных налогов, обращая внимание на следующие обязательные пункты: кто является налогоплательщиком, что является объектом налогообложения и налоговой базой для исчисления налога, налоговый период, ставки по налогу, порядок и сроки уплаты налога, сроки предоставления налоговой декларации.
Первый налог, который мы рассмотрим, будет налог на добавленную стоимость (НДС). Налогоплательщиками НДС, согласно действующему законодательству, признаются организации и индивидуальные предприятия, а также лица, которые осуществляют перемещение товаров через таможенную границу РФ. В отношении первых двух категорий налогоплательщиков может быть предоставлено освобождение от уплаты налога сроком на 1 год, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ и услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей. [2.C.65]
Объектом налогообложения по данному налогу являются следующие операции (ст. 146 НК РФ) [1]: реализация товаров (работ и услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (таможенная территория РФ). [14.C.6]
Однако стоит упомянуть, что есть перечень операций, которые законодательно не подлежат налогообложению: операции связанные с обращением валюты, передачей имущества правопреемникам, наследование имущества и другие. Они перечислены в ст. 149 НК РФ [1].
Налоговой базой по НДС является выручка от реализации, определяемая путем суммирования всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ и услуг), имущественных прав, полученных налогоплательщиков в денежной и/или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Если реализуемые товары относятся к товарам, помещенным под таможенный режим, либо к детским или продовольственным товарам либо к фармацевтическим средствам или другим товарам, на которые определены специальные ставки 0 % и 10 %, а также есть товары, облагаемые обычной 18-процентной ставкой, то налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара, путем перемножения налоговой базы и соответствующей ставки процента. [4.C.7]
Следующий налог - налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Налогоплательщиками подоходного налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (фактически проживающие на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев), а также физические лица, получающие доход от источников в РФ, но не являющиеся налоговыми резидентами.[10.C.11]
Объектом налогообложения является суммарный доход, полученный налогоплательщиками: от источников в РФ и/или за пределами РФ - для налоговых резидентов; от источников в РФ - для иностранных граждан.
Налоговая база по НДФЛ определяется как суммарный доход налогоплательщика, уменьшенный на сумму налоговых вычетов, представленных в ст. 218-221 НК РФ - стандартные, социальные, профессиональные и имущественные налоговые вычеты, либо иные вычеты, установленные судом или законодательством. В случае применения различных налоговых ставок (ст. 224 НК РФ), налоговая база рассчитывается по каждому доходу отдельно путем перемножения налоговой базы и соответствующей ставки процента. [1]
Акцизы. Налогоплательщиками данного налога в соответствии с ст. 179 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП), а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, если все они совершают операции с подакцизной продукцией. К подакцизной продукции относятся такие товары как этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, табачная продукция, алкогольная продукция, дизельное топливо и другая продукция, перечисленная в ст. 181 НК РФ. [1]
Объектом налогообложения признается перечень операций, представленных в ст. 182 НК РФ, включая операции по реализации подакцизных товаров, их передаче в качестве уставного капитала, их передаче для собственных нужд, получение прямогонного бензина организацией и другие.[11.C.32]
Информация о налоговом и отчетном периодах, ставках по налогу, порядку и сроках уплаты налога, сроках предоставления налоговой декларации по рассмотренным налогам (НДС, НДФЛ и акцизы) представлены ниже (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Порядок исчисления и уплаты НДС, НДФЛ и акцизов [8]
НДС |
НДФЛ |
Акцизы |
|
Налоговый период |
Квартал |
Календарный год |
Календарный год |
Отчетный период |
Месяц |
Месяц |
Месяц |
Ставка по налогу |
0 %, 10 %, 18 % |
9 %, 13 %, 15 %, 30 %, 35 % |
Твердая и адвалорная ставки установлены для каждого вида продукции в ст. 193 НК РФ |
Исчисление налога |
Налогоплательщиками составляется счет-факутра |
Сумма налога исчисляется налоговыми агентами |
Сумма налога исчисляется налогоплательщиками |
Дата подачи налоговой декларации |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - для ИП и лиц, занимающихся частной практикой |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, или в соответствии со ст. 204 НК РФ |
Срок уплаты налога |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом |
Не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода налогоплательщику |
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 204 НК РФ) |
При определении налоговой базы используют твердые (сумма за 1 единицу измерения) налоговые ставки в случае, если продукция представлена в натуральном выражении, и адвалорные (в процентах) налоговые ставки, когда подакцизная продукция имеет стоимостное выражение без учета акцизов и НДС. Соответственно налоговая база перемножается на соответствующую ставку налога (ст. 187 НК РФ).[1]
Налог на прибыль организаций выплачивают следующие категории лиц: российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и/или получающие доход от источников в РФ [4].
Объектом налогообложения при этом признается прибыль, получаемая налогоплательщиком: для российских организаций - доходы, уменьшенные на величину расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину расходов, произведенными этими представительствами; для иностранных организаций, получающих доход от источников в РФ - доход, полученный от источников в РФ. Налоговая база представляет собой денежное выражение прибыли.
Налог на добычу полезных ископаемых - пятый федеральный налог. Его уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. [11.C.43]
Объектом налогообложения по данному налогу признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если это извлечение подлежит лицензированию; полезные ископаемые, добытые из недр на территории за пределами РФ, если эта территория находится под юрисдикцией РФ или арендуется у иностранных государств (ст. 336 НК РФ).
Налоговую базу налогоплательщик определяет для каждого вида добытого полезного ископаемого, включая полезные компоненты, извлекаемые из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлена специфическая налоговая ставка либо ставка налога рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется в зависимости от стоимостного или натурального выражения объекта налогообложения применительно к каждой налоговой ставке (ст. 338 и ст. 342 НК РФ). [1]
Водный налог подлежит уплате следующими категориями лиц: организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ и не осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования согласно Водному Кодексу РФ. [7.C.21]
Объектом налогообложения признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование для целей гидроэнергетики; использования для целей сплава древесины в плотах и кошелях. Для каждого объекта налогообложения налоговая база определяется путем его умножения на соответствующую налоговую ставку согласно ст. 333.10 и ст. 333.12 НК РФ. [1]