Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение (Мероприятия по повышению собираемости налогов с организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-отчет 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов», форма которого утверждена Приказом ФНС России от 04.04.2006г. №САЭ-3-10/188. Данный отчет является ежеквартальным и обязателен к заполнению управлением ФНС каждого субъекта РФ;

-отчет 2-НМ «Отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием органов внутренних дел». Форма отчета утверждена Приказом ФНС России от 12.11 2013г. № ММ-3-1/594®. Отчет является ежемесячным и заполняется У ФНС субъекта РФ.

В этих отчетах отражается информация о количестве проведенных проверок и суммах доначислений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов и платежей во ВБФ.

Анализируя статистические сведения о юридических лицах, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц за 2013 и 2015 года и отчетные данные о результатах осуществления налогового контроля ФНС по форме 2-НК за аналогичный период, представленные на официальном сайте Федеральной налоговой службы, следует констатировать, что за 2015 год налоговые инспекции снизили количество выездных проверок. Эффективность проведенных выездных налоговых проверок организаций при этом возросла. В соответствии с данными по форме 1-НК в 2015 г. было проведено 361,7 тыс. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе:

  • 342,1 тыс. - плановых проверок;
  • 19,6 тыс. - внеплановых проверок (рис. 2.1).

Рис.2.1. Структура проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2015году [9]

Общее количество проведенных проверок в 2015 году осталось на уровне 2013 года, а количество внеплановых проверок снизилось на 17,7%.

Необходимо отметить, что в соответствии с методикой составления формы 1-контроль в указанное число проверок включены проверки, на проведение которых выносится решение о ее проведении. Это:

  • выездные налоговые проверки;
  • проверки по соблюдению валютного законодательства;
  • проверки соблюдения законодательства по применению контрольно-кассовой техники;
  • проверки по соблюдению законодательства в области нерегулируемых видов деятельности, и не включены камеральные налоговые проверки (36 361,0 тыс.), поскольку в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Совместно с другими органами государственного контроля (надзора) налоговые органы провели около 8,1 тыс. проверок в 2015 году, что практически соответствует уровню 2013 года (темп роста 0,9%).


Количество проведенных в 2015 году выездных налоговых проверок организаций и физических лиц составило 67,3 тыс. проверок и по сравнению с 2013 годом снизилось на 10,9% . Удельный вес результативных выездных налоговых проверок в 2015 году сохранился почти на 100% уровне (99%). Эффективность одной выездной налоговой проверки составила 4 328 тыс. руб.

В ходе проведения в 2015 году 36 361,0 тыс. камеральных проверок нарушения выявлены в 2 104 тыс. проверках (приложение 7). Таким образом, уровень результативности камеральных проверок в 2015 году составил 5,8%, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 0,9 процентных пункта, что свидетельствует о повышении эффективности камеральных налоговых проверок. [8]

Согласно данным ФНС России, за 2015 год по результатам контрольной работы налоговых органов дополнительно начислено платежей на сумму 259,8 млрд. рублей, в том числе по результатам выездных налоговых проверок - 214,9 млрд. руб., по результатам камеральных проверок - 44,9 млрд. руб.

В сфере налогового контроля ФНС ориентируется на повышение качества проводимых контрольных мероприятий и одновременно стимулирование налогоплательщиков к отказу от применения инструментов налоговой оптимизации и добровольному исполнению налоговых обязательств.

Так, в 2015 году, несмотря на невысокий охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками (менее 1 %) поступления доначисленныхсумм в бюджет по выездным налоговым проверкам увеличилось с 112,1 млрд. руб. в 2013 году до 119,3 млрд. руб. в 2015 году. [8]

Необходимо отметить, что в ходе проведения в 2015 году 36 361,0 тыс. камеральных проверок, нарушения выявлены в 2 104 тыс. проверках (приложения 6 и 7). Таким образом, уровень результативности камеральных проверок в 2015 году составил 5,8%, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 0,9 процентных пункта, что свидетельствует о повышении эффективности проведения камеральных налоговых проверок.

Помимо повышения эффективности проводимых налоговых проверок, ФНС уделяет особое внимание работе по предупреждению налоговых правонарушений, в том числе в части проведения разъяснительной работы и повышения открытости процесса налогового контроля. Так, количество выявленных нарушений снизилось с 249,6 тыс. до 244,9 тыс. правонарушений, или на 1,9%. [8]

Дела об административных правонарушениях возбуждены по результатам 134 000 проверок, что на 11,2% выше уровня 2013 года, наложено административных взысканий 132 500, или 106,5% к 2013 году. В общем количестве наложенных административных взысканий аналогично 2013 году наибольший удельный вес приходится на административные штрафы (78%), остальное - предупреждения (21,7%), а также дисквалификация и административное приостановление деятельности (менее 1%). Общая сумма наложенных административных штрафов составила 626 млн. руб. и выросла на 1%.


Доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых налоговыми органами были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории РФ), в 2015 году снизилась на 3,8% , в 2013 году до 3,5%. [9]

Положительным результатом является сокращение доли проверок, проведенных налоговыми органами с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам налоговых органов, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания в % от общего числа проведенных проверок, с 0,06% в 2013 году до 0,04% в 2015 году. [9]

Проведенный анализ данных контрольной работы налоговых органов за 2016 год показал, что количество проведенных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявивших правонарушения, сократилось с 227,1 тыс. проверок до 187,0 тыс. проверок, или на 17,6%. Данный факт обусловлен сокращением общего количества проведенных налоговыми органами проверок на 20%. Благодаря совершенствованию отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок общее количество сократилось с 361,7 в 2015 году до 289,2 в 2016 году тыс. проверок. При этом нужно отметить рост их результативности. Так, показатель доли проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок), имеет динамику роста: за 2015 год - 62,8%, за 2016 год - 64,7%. [8]

В 2016 году налоговыми органами проведено 34,9 млн. камеральных налоговых проверок, что на 4% ниже 2015 года. Данный факт ФНС России связывает со снижением количества представляемых налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций, а также отменой в 2015 году ежеквартального представления расчетов (налоговых деклараций) авансовых платежей по транспортному и земельному налогам. [9]

Количество проведенных в 2016 году выездных налоговых проверок составило 58,1 тыс. что по сравнению с 2015 годом меньше на 13,7 процента. Удельный вес результативных выездных налоговых проверок в 2016 году сохранился почти на стопроцентном уровне (99%). Эффективность одной выездной налоговой проверки составила 5 625 тыс. рублей.

За 2016 год по результатам налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено платежей 373 млрд. рублей, в том числе по результатам выездных проверок - 315,1 млрд. рублей, по результатам камеральных проверок - 57,9 млрд. рублей. Также следует отметить, что доля проведенных внеплановых проверок снизилась с 5,4% в 2015 году до 1,2% в 2016 году.


Однако необходимо отметить, что из общего числа проверок, результаты которых были оспорены налогоплательщиками в судах, 60 % приходится на выездные налоговые проверки.

Подводя итог можно заключить, несмотря на положительную динамику осуществления контрольной работы налоговых органов по мобилизации налогов и сборов необходимость улучшения налогового администрирования вызвана неполным поступлением налогов в бюджет в том числе и в результате прямого уклонения от налогообложения с применением «фирм-однодневок» и минимизации налоговых отчислений в результате имеющихся пробелов в налоговом законодательстве.

Общее количество дел с применением налогового законодательства с 2013 года практически не изменилось: 99 681 (2013), 98 313 (2015), в первом полугодии 2016 года рассмотрено 52 375 дел. Показатели остались неизменными за счет увеличения количества исков со стороны налоговой инспекции к налогоплательщикам о взыскании обязательных платежей и санкций: 43 565 (2013) - 69 795 (2015) дел (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Динамика обращений налоговых органов в суды о взыскании обязательных платежей с налогоплательщиков в общем количестве дел с применением налогового законодательства.

Оценить результат обращений налоговых органов в арбитражные суды с требованием о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций труда не составит. Если в 2013 году из 43 565 дел судом первой инстанции было удовлетворено 56% (24 426) исков, то в 2015 году из 69 795 удовлетворено лишь 42% (29 251) исков.

При этом если в 2013 году общая сумма удовлетворенных требований составила 4 683 млн рублей, то в 2015-м, несмотря на значительное увеличение числа поданных исковых заявлений, судами первой инстанции в пользу .налоговых органов взыскано 3 581 млн руб. (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Динамика обращений налоговых органов о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей, удовлетворенных в арбитражных судах

Федеральные налоги и сборы регулируются такими налоговыми инструментами, как налоговые ставки и налоговые льготы. Нами выявлено, что повышение налоговых ставок может привести к развитию теневой экономики в стране. Например, повышение ставок акцизов может привести к нелегали- зованному сбыту продукции, безакцизному сбыту продукции. Так, повышение ставки налога на доходы физических лиц спровоцирует введение двойной бухгалтерии и выдачу заработной платы в «желтых конвертах». Имеет место быть отрицательная динамика поступления налога на добавленную стоимость. Это связано с предоставлением налоговых вычетов. Поэтому повышать ставку налога на добавленную стоимость не стоит пока. По налогу на добычу полезных ископаемых следует ввести дифференцированную ставку налогу. Что касается снижения ставки налога на прибыль организаций до 20% (ранее 24%) в период экономического кризиса, то это не сильно повлияло на состояние доходной части бюджетов. Считаем более разумным введение налоговых льгот, которые существовали ранее по налогу.


Отметим, что снижение поступлений по таким федеральным налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц может быть вызвано применением специальных налоговых режимов, так как с их введением отменяются указанные налоги.

Выводы:

На протяжении с 2013 по 2016 год показатель по признанию решений налоговых органов недействительными или об отказе в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к административной ответственности сохранялся неизменным и был более 60% не в пользу налоговой инспекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе рассмотрения работы были рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей налогообложения юридических лиц.

Налоговая система Российской Федерации включает тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налога. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых для отдельных налогоплательщиков уплата большинства налогов заменяется единым налогом. В настоящее время установлено четыре таких режима.

Было выяснено, что из тринадцати видов налогов, установленных налоговой системой Российской Федерации, восемь налогов уплачиваются юридическими лицами: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Уплата трех налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц: земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина. Из четырех видов налогов, действующих в системе специальных налоговых режимов, только один налог- единый налог при действии соглашения о разделе продукции уплачивается исключительно юридическими лицами. Три остальных налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, платят как физические лица-предприниматели без образования юридического лица, так и юридические лица.

Для определения резидентства юридического лица имеются различные тесты или их комбинации. В Российской Федерации применяется тест инкорпорации, который заключается в том, что все юридические лица, основанные (зарегистрированные) в Российской Федерации, согласно законодательству являются резидентами и несут налоговую ответственность. Другими признаками, помимо регистрации, могут быть юридический адрес, место текущего управления компанией и другие.