Файл: Индивидуальное предпринимательство (Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей. Ответственность индивидуального предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие и общие признаки индивидуальной предпринимательской деятельности

1.2. Правоспособность индивидуальных предпринимателей

1.3. Ограничения в приобретении статуса индивидуального предпринимателя

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

2.1. Особенности регистрации индивидуальных предпринимателей

2.2. Лицензирование деятельности индивидуальных предпринимателей

2.3. Осуществление предпринимательской деятельности

2.4. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3.1. Ответственность индивидуального предпринимателя

3.2. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • заявление, которое подписывается заявителем о государственной регистрации по форме, которая утверждена Правительством РФ;
  • ксерокопия документа удостоверяющего личность физического лица, которого регистрируют в качестве индивидуального;
  • ксерокопия документа, который установлен федеральным законом или признается в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя;
  • ксерокопия документа, который предусмотрен федеральным законом или признается в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя;
  • ксерокопия свидетельства о рождении физического лица, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, либо ксерокопия другого документа, который подтверждает дату и место рождения данного лица на основании положений законодательства Российской Федерации или международных договоров РФ;
  • ксерокопия документа, который подтверждает право физического лица, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
  • подлинник либо ксерокопия документа, который подтверждает в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации;
  • нотариальное удостоверение согласия родителей, усыновителей либо попечителей на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, или ксерокопия свидетельства о заключении брака физическим лицом, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, или ксерокопия решения органов опеки и попечительства либо ксерокопия решения суда об объявлении физического лица, которого регистрируют в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;
  • документ об уплате государственной пошлины[19].
  • Документы представляют в регистрирующий орган лично либо направляют по почте с объявленной ценностью и описью вложения[20].

Требования по оформлению документов, которые представляют в регистрирующий орган, устанавливает Правительство РФ.


Заявление, которое представляют в регистрирующий орган, удостоверяют подписью уполномоченного лица, подлинность которой нуждается в засвидетельствовании в нотариальном порядке. Кроме этого заявитель указывает свои паспортные данные либо на основании законодательства Российской Федерации данные другого удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика[21].

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Дата представления документов для осуществления государственной регистрации будет день их получения в регистрирующий орган.

Заявитель получает расписку о передаче документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в тех случаях, когда документы представляет в регистрирующий орган непосредственно заявитель. Расписку должны выдать в день получения документов в регистрирующем органе.

Государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляют в налоговом органе по месту жительства в течение пяти рабочих дней.

Не возможна государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью[22].

2.2. Лицензирование деятельности индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять любыми видами деятельности, кроме тех, которые запрещены законом. Занятия отдельными видами деятельности требуют наличия у предпринимателя специального разрешения (лицензии) или квалифицированного аттестата. Перечень данных видов деятельности определяется только законом (п. 1 ст. 49 ГК). Сейчас действует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ) (далее - Закон о лицензировании), на основании которого который регулируются отношения, которые возникают между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, который предусмотрен п. 1 ст. 17 данного Закона. Данные Закон не распространяется на виды деятельности, перечень которых дан в ст. 2 Закона о лицензировании. Лицензирование этих видов деятельности осуществляется в соответствии со специальными законами[23].


Лицензирование является особым видом административного производства, которое дозволяет проверить квалификацию соискателя на получение лицензии, выявить правоограничения, которые препятствуют ему заниматься таким видом деятельности, определить лицензионные условия. С другой стороны, лицензия это административный акт, который дает право лицензиату на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Следовательно, лицензирование представляет собой сферу административного регулирования[24].

В юридической литературе лицензирование рассматривают не только как вид властной публичной деятельности. Лицензирование - это способ государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, публично-правовая оценка лицензирования не влияет на правило п. 1 ст. 49 ГК и вряд ли под воздействием гражданско-правовых норм отношения в области лицензирования могут приобрести цивилистический оттенок. Выдача лицензии - юридический факт, на основании которого возникают различного рода правоотношения, в том числе административные и гражданские.

2.3. Осуществление предпринимательской деятельности

Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя, как следует из п. 3 ст. 23 ГК РФ, приравнивается к статусу коммерческой организации. Вследствие этого индивидуальный предприниматель вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Отдельными видами деятельности предприниматель, как и юридическое лицо, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Вместе с тем некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только юридическими лицами. Так, например, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями.

Возможность использования объекта недвижимости для осуществления того или иного вида деятельности определяется целым комплексом различных ограничений, установленных законами и подзаконными актами. Так, например, в законе (п. 3 ст. 288 ГК РФ, п. 3 ст. 17 ЖК РФ) установлен прямой запрет на размещение промышленных производств в жилых домах. Размещение в жилом помещении предприятий, учреждений, организаций согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ допускается только после перевода такого помещения в нежилое. При этом, как следует из п. 2 ст. 17 ЖК РФ, жилое помещение может использоваться для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в этом помещении на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. То есть индивидуальный предприниматель на совершенно законных основаниях может, например, организовать в собственной квартире (без перевода ее в нежилое помещение) массажный кабинет, оказывать парикмахерские, консалтинговые услуги и т.п[25].


Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия – официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 135. В него входят около сорока федеральных органов исполнительной власти (комитеты, министерства, федеральные службы и др.) уполномоченных осуществлять лицензирование различных видов деятельности.

Наравне с юридическими лицами, индивидуальные предприниматели являются субъектами налогообложения.

В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение доходов предпринимателей может осуществляться по одной из трех систем.

Во-первых, каждый индивидуальный предприниматель может применять либо традиционную систему налогообложения своих доходов от предпринимательской деятельности, либо упрощенную систему налогообложения. При этом выбор между этими двумя системами налогообложения должен быть сделан уже при государственной регистрации в налоговых органах. Если одновременно с заявлением о регистрации в качестве предпринимателя гражданин не подает в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то автоматически считается, что он использует обычный порядок налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года.

Кроме того, существует еще система взимания единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности, что предусмотрено главой 26.3 НК РФ.

Единым налогом на вмененный доход облагаются конкретные виды предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, который занимается ими на определенной территории, начисляет этот налог, учитывая законодательные акты соответствующих субъектов Российской Федерации. В этом случае по данным видам деятельности использование других систем налогообложения (упомянутых выше традиционной и упрощенной систем) не допускается.


Если же предприниматель занимается как видами деятельности, подразумевающими обязательную уплату им ЕНВД, так и другими видами деятельности, то в отношении полученных им доходов будут применяться сразу две системы налогообложения. В этом случае с одной части доходов предприниматель будет платить ЕНВД, а по доходам от всех остальных видов его предпринимательской деятельности будет применять упрощенную или обычную систему налогообложения.

Каждая из трех систем налогообложения характеризуется особой структурой налоговых платежей и особыми сроками их уплаты[26].

При традиционной системе налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной и, следовательно, сложной. В первую очередь, данная система налогообложения предполагает, что индивидуальный предприниматель с доходов от своей деятельности производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц.

Кроме того, в данном случае предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования.

Существует и ряд других налогов, уплачиваемых в данном случае предпринимателями (транспортный налог, налог на рекламу и др.).

Другая возможная для применения предпринимателями система налогообложения – упрощенная. Ее главное отличие в том, что целый ряд налогов заменяется одним.

Уплата единого налога заменяет собой уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налога на имущество и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, перечисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все иные налоги уплачиваются данной категорией предпринимателей в соответствии с общим режимом налогообложения.

Однако не каждый предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения. Не могут перейти на неё например, следующие налогоплательщики: профессиональные участники рынка ценных бумаг индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых; индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог); индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек.