Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Сущность предпринимательского права, его роль и место в системе российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Формирование и устойчивое развитие рыночных отношений в России ставит новые вопросы о монизме и дуализме права, взаимосвязи между публичным и частным правом, обязательных и диспозитивных методах правового регулирования экономических отношений, дуализме частного права, который определяет не только внутри- и межотраслевые отношения в рамках рыночного порядка. Существующий опыт разработки законодательства в области экономики и практика его применения дает основание прийти к необходимости изучения формирования экономических и правовых концепций, поскольку любая реформа структуры правовой системы, в том числе касающаяся Для регулирования экономических отношений должно быть обеспечено теоретическое обоснование этого процесса.

Продвижение проблем развития предпринимательского права на первый план в современной России во многом связано с усилением понимания частного права как основы рыночного права.

Изменение сферы правового воздействия на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации обусловило необходимость изучения предмета и сферы действия предпринимательского права.

Поскольку развитие экономико-правовой мысли всегда происходило на стыке экономики и права, чтобы уравновесить частные и общественные интересы, экономику и право, государственных и рыночных регуляторов, таких авторов, как В. К. Андреев, В. Анохин, С., Баландин Д. А. , Беляева О.А., Васильев В.Н., Гущин В.В., Дедов Д.И., Дмитриев Ю.А., Дойников И.В., Ершова И.В., Жилинский С.Е., Зенин И.А., Половникова Н.В. Салиева Р. Н., Смагина И. А., Шиткина И. С. Проблемы изучаемого предпринимательского права с этой точки зрения.

Объектом исследования являлись общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью.

Предметом исследования служили характеристика принципов предпринимательского права. Целью исследования является комплексное исследование принципов предпринимательского права.

Задачи исследования

1) раскрыть предмет и систему российского предпринимательского права;

2) определить сущность и виды предпринимательских правоотношений;

3) рассмотреть конституционные принципы предпринимательского права;

4) рассмотреть отраслевые принципы предпринимательского права.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных юристов, посвященные проблемам предпринимательского права, и нормативно-правовые акты отечественного законодательства.


Методологическую базу исследования составили диалектико-материалистический, системно-структурный, сравнительно-исторический, историко-правовой методы научного анализа. В работе использованы логические приемы, а именно, анализ, синтез, дедукция, сравнение.

Теоретическое значение результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют некоторые разделы предпринимательского права.

Степень научной разработанности темы. Тема исследования являлась предметом специального изучения в различных плоскостях. Отдельные вопросы понятия предпринимательского права, соотношение частного и публичного в регулировании предпринимательской деятельности находили отражение в трудах известных ученых, таких как М.М. Агарков, П.И. Стучка, В.К. Мамутов, И.А. Исаев, B.C. Мартемьянов и др. Структура исследования обусловлена его целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографического списка.

1. Сущность предпринимательского права, его роль и место в системе российского права

1.1 Предмет и система российского предпринимательского права

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах: а) как сложную отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в сфере организации, реализации и государственного регулирования бизнеса; б) как наука - совокупность понятий, идей, теорий, изучающих правовые вопросы бизнеса и направленных на совершенствование современного законодательства; В) как учебная дисциплина - совокупность знаний, являющаяся частью учебного плана образовательных учреждений, необходимого для подготовки специалистов в области права[1].

Среди ученых-юристов нет единого мнения о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права. Сторонники дуалистической концепции (Е. А. Суханов, Л. Ю. Толстой, К. Е. Суханов) считают, что деловые отношения должны регулироваться гражданским и административным законодательством. Монистическая теория (В. К. Мамутов, Г. Л. Знаменский, К. С. Хохулин) исходит из того, что предпринимательское право является самостоятельной сложной отраслью права.


Концепция предпринимательского права не нова. Она появилась в начале двадцатого века за границей. Эта концепция была затем принята советскими правоведами. Например, Хойберг полагал, что гражданское право всегда и везде существует частное право, которое существует в отличие от публичного права. Если граница между публичным и частным правом исчезает, гражданское право перестает существовать. Это заменено правом хозяйственного (бизнес)[2].

В 1920-х годах существовала теория двухсекторного права: гражданского - для частных лиц и экономического - для социалистических организаций. В начале 30-х годов была сформирована концепция единого экономического закона. В 1950-х годах обсуждение концепции коммерческого права возобновилось. Во время новой кодификации советского законодательства делаются предложения по принятию экономического кодекса.

В 1990-е годы Россия начала переход от плановой к рыночной экономике, из одной экономической системы в другую. Поэтому предыдущая концепция требовала изменений. Сейчас основателем новой школы предпринимательского права считается проф. В. С. Мартемьянов. Это вкратце монистическая концепция единого предпринимательского (или экономического) закона. Тем не менее, следующие аргументы могут быть сделаны против этого. Во-первых, правовое определение предпринимательской деятельности, а также основные принципы правового статуса предпринимателей закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Во-вторых, вне гражданского кодекса находится большое количество нормативных актов, конкретно направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием[3].

Однако само по себе это обстоятельство не свидетельствует о формировании наряду с гражданским правом самостоятельной отрасли предпринимательского права. Кодекс и область права не совпадают. Допустимо иметь отрасли права, не имеющие собственного кодекса. Наиболее распространенные имущественные отношения граждан (договор розничной продажи, договор домашнего хозяйства, договор аренды и т. Д.) Регулируются не гражданским кодексом, а специальными законами и другими нормативными актами. В-третьих, в системе правового воспитания существуют такие дисциплины, которые не совпадают ни с одной отраслью права. Например, криминология, криминология, юридическая психология и т. Д. Наконец, в-четвертых, вполне приемлемо изучение всестороннего изучения и изучения соответствующих правовых норм, которые относятся к различным отраслям права. Например, многие университеты в настоящее время преподают такие дисциплины, как транспортное право, страховое право и т. Д. Таким образом, можно обеспечить комплексное обучение[4].


Наиболее разумным и адекватно отражающим реалии современного этапа развития системы российского права является точка зрения, что предпринимательское право является самостоятельной интегрированной отраслью российского права, которая имеет тенденцию к росту в основную отрасль.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательства, а также тесно связанные некоммерческие отношения, в том числе отношения по государственному регулированию национальной экономики. Эти отношения делятся на две группы: деловые отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения между предпринимателем и предпринимателем) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть отношения между предпринимателем и органом управления), образующие в совокупности экономические и правовые отношения, единые хозяйственно-правовой оборот[5].

Определение элементов предмета предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ, это, во-первых самостоятельная деятельность, во-вторых деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих деятельность, направленная на систематическое получение прибыли[6].

Вторая группа отношений, включенных в предмет предпринимательского права, включает в себя отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с деловыми отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т. Д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию национальной экономики. Это отношения для поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности, правовое регулирование качества товаров, товаров и услуг, правовое регулирование ценообразования и т. Д.

Предпринимательское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих деловые отношения. Анализ этого определения показывает три формы проявления отрасли права: правовая концепция, нормы права и правоотношения. Первая форма включает юридические идеи, воплощенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют юридическую концепцию. Исходя из концепции, можно определить содержание правовых норм. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти правила обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют целую отрасль законодательства - экономическое законодательство. Основные виды экономических норм: нормативные и правоохранительные. Основная часть норм предпринимательского права носит регулирующий характер.


Таким образом, предметом регулирования предпринимательского права как отрасли права являются три группы общественных отношений:

1. Деловые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами на основании гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и т. Д.). Такие отношения называются «горизонтальными», потому что они основаны на равенстве сторон.

2. Отношения организационного и имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговой и иной деятельности некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (при осуществлении государственного контроля (надзора), государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирования отдельных видов деятельности, налогообложения и т. Д.)

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, следует отметить, что они схожи по своему предмету. Однако коммерческое право и коммерческое право - это разные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения в сфере предпринимательской деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Концепция предпринимательства гораздо шире, чем торговля. Деловая деятельность включает, помимо торговли, оборот ценных бумаг, банковское дело, организацию юридических лиц и т. Д. Поскольку понятие торговли является более узким, чем понятие предпринимательства, коммерческое право имеет более узкий субъект правового регулирования, чем предпринимательское право.

Система российского предпринимательского права состоит из двух частей:

Общая часть включает положения: об источниках российского предпринимательского права; концепция бизнеса; понятие и виды субъектов предпринимательского права; система требований для осуществления предпринимательской деятельности; правовые основы создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов; правовые основы управления предприятием; правовой режим имущества предпринимателей и др. Особая часть содержит вопросы правового обеспечения отдельных видов бизнеса: правовые основы аудиторской и оценочной деятельности; правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; правовые основы инвестиционной деятельности; правовое регулирование иностранных инвестиций в России; правовые основы кредитования предпринимателей; правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности; правовое обеспечение инновационной деятельности; правовое регулирование ценообразования; правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и др.