Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Сущность предпринимательского права, его роль и место в системе российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих деловые отношения, тесно связанные с ними иными, в том числе некоммерческими, отношениями, а также отношениями по государственному регулированию управления с целью обеспечения интересов государства и общество.

1.2 Сущность и виды предпринимательских правоотношений

Деловые отношения делятся на две группы:

1) собственно деловые отношения (горизонтальные отношения, т. Е. Отношения предприниматель - предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т. Е. Отношения между предпринимателем и органом управления).

Вместе эти группы образуют экономические и правовые отношения, единый экономический и правовой оборот.

Основой горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей является юридическое равенство сторон. Права и обязанности сторон, как правило, вытекают из договора.

Ко второй группе относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с бизнесом, например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т. Д. В эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения для поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности, правовое регулирование ценообразования и т. Д. Для них характерны обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям, принятые в пределах компетенции органа управления.

В экономической сфере эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что определяет взаимосвязь и взаимозависимость нормативно-правовых актов, регулирующих отношения менеджмента и управления.

Особенностью деловых отношений по сравнению с гражданскими отношениями является их предметная композиция.

Объекты предпринимательских правоотношений - это то, на что направлены деловые права и обязанности субъектов правоотношений. К объектам предпринимательских прав относятся:

1) вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, другое имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта предпринимательского права;

4) нематериальные блага, используемые при ведении бизнеса (торговая марка, торговая марка, коммерческая тайна и т. Д.).


Основанием для возникновения предпринимательских правоотношений являются правовые акты, т. Е. Предусмотренные нормами предпринимательского права действия или события, которые вызывают изменение или прекращение у отдельных юридических лиц или физических лиц экономических прав и обязанностей. Если нормы предпринимательского права регулируются, прежде всего, предпринимательской деятельностью, то правоприменительные факты в деловых отношениях являются в основном действиями участников экономических отношений. События часто в роли Православных и Правопрекращающие обстоятельства. Действия участников деловых правоотношений также делятся на легальные и нелегальные. Например, указания органа государства, данные сверх компетенции, должны классифицироваться как противоправные деяния.

Деловые отношения по своему дизайну, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

 абсолютные имущественные отношения;

- абсолютно относительные имущественные отношения;

 абсолютные отношения при ведении своей предпринимательской деятельности;

- неимущественные деловые отношения; экономические обязательства.

Мы описываем каждый из этих типов деловых отношений.

1. Абсолютные реальные правоотношения. Абсолютное право собственности, которое не соответствует какому-либо конкретному предмету, является правом собственности. Право собственности позволяет субъекту владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Он используется для осуществления хозяйственной деятельности на основе собственной собственности государства, муниципалитетов, частной собственности.

2. Абсолютно-относительные реальные отношения. К ним относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно относительными, поскольку субъект такого права владеет, использует и распоряжается имуществом «абсолютно», не в соответствии со своими возможностями с кем-либо, кроме владельца, с которым он имеет относительные правовые отношения. Подобные правоотношения формируются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

3. Абсолютная связь в ведении своей хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно то, что они формируются о ведении собственной деятельности, которая выступает объектом правовых отношений.

Субъект, который ведет бизнес в соответствии с правилами, установленными законом, не имеет конкретных обязательных лиц. Все остальные субъекты обязаны рассмотреть возможность ведения бизнеса и не вмешиваться в его реализацию. Если нормальное ведение бизнеса прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения субъектом права установленного порядка осуществления такой деятельности, абсолютные правоотношения превращаются в относительные. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением правил бухгалтерского учета, представления бухгалтерской и статистической отчетности, формирования себестоимости продукции в соответствии с установленными правилами, то возникающие правоотношения имеют абсолютную структуру. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут требовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, понесенных государством. Правовые отношения превращаются в относительные.


4. Неимущественные деловые отношения. Такие правовые отношения формируются в отношении неимущественных товаров, используемых субъектами хозяйствования в их деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и т. Д.

5. Экономические обязательства. В правоотношениях обязательства один участник имеет право требовать от другого выполнения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства делятся на четыре основных типа:

- экономические и административные, которые возникают в результате публикации актов государственными органами;

- внутрихозяйственные, которые формируются между единицами хозяйствующих субъектов;

- территориально-экономические отношения - отношения государственных учреждений друг с другом и с организациями;

- операционный бизнес, который развивается между субъектами лесопользования в энергетическом бизнесе.

Таким образом, под предпринимательскими правоотношениями понимаются регулируемые нормы предпринимательско-правовых отношений, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, тесно связанных с ними мероприятий организационного и имущественного характера, а также отношений по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

2. Основные принципы предпринимательского права

2.1 Конституционные принципы предпринимательского права

Принципы российского предпринимательского права являются фундаментальными принципами, на которых основано предпринимательское право. Существует ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Поэтому каждый гражданин самостоятельно решает, заниматься ли предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности выбрать и т. Д. Этот принцип разработан в Гражданском кодексе и других нормативных правовых актах.


В частности, свобода предпринимательской деятельности упоминается в статье 34 Конституции Российской Федерации. Согласно части 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Эта статья во второй главе Конституции Российской Федерации посвящена правам и свободам человека и гражданина.

Свобода бизнеса не является абсолютной и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования определенных видов деятельности. Эта система получила широкое распространение в нашей стране и используется как форма предварительного контроля за экономической деятельностью.

До 1995 года порядок лицензирования отдельных видов деятельности определялся законом РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательстве». Согласно п. 4 ст. 21 этого закона перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определяли Совет Министров РСФСР, Советы Министров республик, входящих в его состав, а также уполномоченные ими органы. Создание такого широкого круга государственных органов, которые имели право вводить лицензирование, привело к тому, что система лицензирования стала слишком широко распространенной. Это создало почву для бюрократических эксцессов в экономической сфере и не было обоснованным по существу, поскольку предварительный контроль за экономической деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен последующим контролем над этой деятельностью.

Совершенствование и ограничение системы лицензирования облегчается правилом, содержащимся в статье 49 гражданского кодекса, согласно которому эта система может быть введена только на основании закона.

Основополагающим нормативным актом в этой области в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он устанавливает общую процедуру лицензирования и предусматривает, что Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами субъектов Российской Федерации. В искусстве 17 закона приводится перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона« О лицензировании отдельных видов деятельности »предусматривает прекращение с 1 января 2007 г. лицензирования отдельных видов деятельности, указанных в ст. 17 Закона о лицензировании.


Принцип признания разнообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной защиты. Этот принцип основан на положениях пункта 2 статьи 8 Конституции. В Российской Федерации частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются в равной степени. Законодательство не может устанавливать никаких льгот или ограничений для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности[7].

В статье 8 Конституции РФ также говорится о возможности других форм собственности. Это означает, что перечень допустимых форм собственности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Какие формы собственности являются «другими», должно быть указано в законодательстве. По нашему мнению, это, в любом случае, смешанные формы, в которых собственность принадлежит как государству, так и муниципалитетам, частным лицам и организациям. В предыдущем Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» как особой форме собственности также выделялось имущество общественных организаций.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима собственности предприятий разных форм собственности и равной правовой защиты их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Элементы частного права и публичного права в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Что касается государственных предприятий, то публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности более выражен. Но в принципе правовое регулирование предприятий в основном одинаково независимо от форм собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой к рыночной экономике, поскольку в прошлом обычно создавались крупные предприятия и ассоциации, которые были монополистами в соответствующих областях экономической деятельности. Между тем, переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

Необходимость поддержки конкуренции указана в статье 8 Конституции. Согласно части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается хозяйственная деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.