Файл: Социальное страхование и его функции (Современное состояние Фонда социального страхования в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная помощь в России имеет достаточно богатую историю. Пройдя длительный путь развития от простейших форм благотворительности, таких как милосердие, сострадание, общество стало переходить к оказанию практической помощи нуждающимся.

Одним из инструментов перераспределения в пользу конкретных социальных групп населения национального дохода государства являются внебюджетные фонды. Они формируются на основании нормативных актов высших органов власти, которыми определяется их деятельность, устанавливаются источники формирования, регламентируются направленность и порядок использования денежных средств.

Одним из таких фондов является Фонд социального страхования (ФСС). Его деятельность регулируют Федеральный закон «Об основах обязательного социальногo страхования», Бюджетный кодекc РФ и иные законодательные и нормативные акты.

ФСС России был создан в 1992 году в целях обеспечения государственных гарантий в системе соцстрахования и ужесточения контроля за действенным и правильным расходом средств, направленных на социальне страхование. По величине считается вторым социальным внебюджетным фондом (после Пенсионного фонда РФ).

Функции Фонда социального страхования состоят в управлении средствами обязательного социального страхования, осуществлении деятельности, которая связана с организацией и обеспечением социального страхования. На данный момент существует необходимость эффективного формирования и рационального использования ресурсов ФСС России.

Фонд социального страхования Российской Федерации – это самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение Российской Федерации, которое управляет средствами государственного социального страхования страны. Значение Фонда достаточно велико, так как его работа призвана восполнить либо минимизировать последствия от возможных изменений материального или социального положения лица застрахованного. Он помогает и работодателям, и работникам гарантировать их соцзащиту.

А.М. Егунова в своей книге отмечает, что рамках своей деятельности «…Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников».[7]


Преимущественно ФСС работает в следующих направлениях: выплата пособий по материнству, оплата больничных листов, выплаты по несчастным случаям на производстве и профзаболеваниям. И.М. Блохина отмечает: «конечно же, в системе обязательного социального страхования РФ существует множество нерешенных проблем, таких как дефицит средств Фонда, несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов (неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения)»[8].

М.В. Егорова выделяет следующие «функции Фонда социального страхования с учетом его назначения и решаемых задач:

– выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности;

– оплата пособий по беременности и родам;

– оплата пособий при рождении ребёнка;

– оплата родовых сертификатов;

– оплата пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;

– обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;

– обеспечение льготных категории граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;

– доплата за диспансеризацию работающих граждан;

– оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами и др.»[9]

Фонд обеспечивает реализацию бюджета муниципального социального страхования, который утверждается законом ежегодно, и контролирует использование этих средств. В нужных случаях ФСС перераспределяет между отраслями и регионами средства, поддерживая тем самым финансовую стабильность системы. Также Фондом создаются и реализуются муниципальные программы по улучшению социального страхования, охраны здоровья работников.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

«Источниками притока финансов обязательного социального страхования М.А. Ржевская называет:

– межбюджетные трансферты из бюджетной системы страны в ситуациях, предустановленных законодательными актами;

– штрафные санкции и пеня;

– страховые платежи;


– прибыль от вложения незадействованных финансовых средств обязательного социального страхования;

– денежные средства, компенсируемые страховщикам в итоге регрессных запросов к виновным в нанесении вреда застрахованным субъектам;

– другие зачисления, не нарушающие требования нормативно-правовых актов»[10].

Таким образом, система обязательного страхования – это важнейший элемент в развитии рыночной экономики, ориентированной социально. Эта система способствует решению государственных проблем в социальной сфере, гарантирунт беспрерывность процесса общественного воспроизводства, и способствует формированию инвестиционных внутренних ресурсов. Как отмечают И.М. Блохина и А.Э. Каракчиева в своем труде, от её «…состояния и эффективности функционирования во многом зависят социальная стабильность общества и темпы экономического роста страны. А Фонд социального страхования, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом»[11].

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Доходы и расходы Фонда социального страхования в России

Совокупный размер доходов бюджета ФСС прямо зависит от состояния всех сфер экономики на данный момент времени. Доля ВВП, используемая на социальные цели в нашей стране – всего 17 % – среди развитых стран это самый маленький показатель. В зарубежных странах уровень страховых выплат восполняет около 60 – 80 % прежней зарплаты. В России такого еще не существует, следовательно, можно сказать, что в нашей стране еще не сформирована действенная система соцстрахования, так как государство не достигло нужного уровня экономического развития.

Рассмотрим данные ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ» за 2015–2019 гг. На их основе построена диаграмма, которая представлена на рисунке 1.


Итак, в период с 2015 г. по 2019 г. происходит снижение доходов и расходов бюджета. В 2015 г. доходы ФСС составляют 590,27 млрд. руб., а расходы – 606, 52 млрд. руб. Наблюдается дефицит бюджета Фонда (16,25 млрд. руб.). В 2016 г. доходы бюджета Фонда составляют 565,02 млрд. руб., а расходы – 564,92 млрд. руб., общий объем превышения доходов над расходами составляет 105,81 млрд. руб. В 2017 г. объём доходов бюджета сокращается, а расходы увеличиваются (объём дефицита соответственно составляет 83,21 млрд. руб.). В 2018 году по-прежнему наблюдается дефицит бюджета. Доходы составляют 610,79 млрд. руб., расходы – 648,16 млрд. руб. Ну и в 2019 году прогнозируемый общий объем доходов Фонда составляет 642,20 млрд. руб., а расходов – 683,41 млрд. руб., объем дефицита – 41,20 млрд. руб.

Основной причиной снижения доходов ФСС является снижение поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5%. А рост расходов связан, в том числе, с повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат.

Прогноз бюджета Фонда на 2018–2019 гг. является тоже дефицитным – в 2018 г. – в сумме 41,1 млрд. рублей, а в 2019 г. – это 36,4 млрд. рублей (по данным с официального сайта Фонда социального страхования РФ).

Рисунок 1 – Объем доходов и расходов ФСС, млрд. руб.

Рассмотрим исполнение бюджета Фонда социального страхования (таблица 1, по данным с официального сайта Фонда социального страхования РФ).

В 2015 г. исполнение бюджета составило 558,59 млрд. руб. – на 99,77 млрд. руб. больше запланированного показателя (выполнение плана – 121,7%), в 2016 г. доходы составили 285,85 млрд. руб. (это всего лишь 57,1% выполнения плана), а в 2017 г. исполнено всего лишь 41,1 % от утверждённого значения – 243,65 млрд. руб. вместо 590,27 млрд. руб.

Таблица 1

Структура доходов ФСС РФ по статьям за период 2014-2017 гг. отражена в таблице 2.

Таблица 2

Из таблицы 2 видим, что в 2016 г. и 2017 г. отклонения отрицательные, что свидетельствует о значительном уменьшении доходной части Фонда, и это связано напрямую с отменой единого социального налога в части налоговых доходов Фонда. Доходы бюджета ФСС в 2016 и 2017 гг. снизились по сравнению с предыдущим периодом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам – на 260,5 млрд. рублей (в 2016 г. по сравнению с 2015 г.) и на 9,8 млрд. рублей (в 2017 г. по сравнению с 2016 г.), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – на 3,8 млрд. рублей (в 2016 г. по сравнению с 2015 г.) и на 12,6 млрд. рублей (в 2017 г. по сравнению с 2016 г.). Спад поступлений в ФСС по этим пунктам объясняется уменьшением фонда заработной платы, выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, а также использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2016 г. на 4,7 млрд. рублей по сравнению с 2015 г. и в 2017 г. на 19,5 млрд. рублей по сравнению с 2016 г. Это объясняется растущим дефицитом бюджета. Из Фонда обязательного медицинского страхования увеличилось – на 0,05 млрд. рублей по сравнению с 2016 годом.


Наибольший же рост доходов наблюдался в 2015 году. По обязательному социальному страхованию на случай материнства, беременности и родов – 411,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев – 65,01 млрд. рублей, трансферты из федерального бюджета – 64,42 млрд. рублей, трансферты из обязательного медицинского страхования – 18,0 млрд. рублей.

Рассмотрим динамику расходов ФСС РФ за период 2014-2017 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Здесь мы видим, что динамика расходов к 2016 г. и 2017 г. падает (-390,93 млрд. руб. и -400,12 млрд. руб. соответственно). Это говорит об уменьшении расходной части, которая связана со снижением сумм выплат пособий и поступлений в бюджет Фонда.

Рассмотрим расходы ФСС по статьям за 2014-2017гг. (таблица 4).

Таблица 4

На 2016 год расходы Фонда составляли 186,2 млрд. рублей (на 88,3 млрд. рублей меньше, чем в 2015 г.), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства, беременности и родов – 62,35 млрд. рублей (на 79,45 млрд. рублей меньше, чем в 2015 г.), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 10 млрд. рублей (на 32 млрд. рублей меньше, чем в 2015 г.), выплаты по временной нетрудоспособности – 63,9 млрд. рублей (на 100,1 млрд. рублей меньше, чем в 2015 г.), финансирование различных мероприятий Фонда – 50 млрд. рублей (на 99,7 млрд. рублей меньше, чем в 2015 г.).

На 2017 год расходы Фонда составили 206,4 млрд. рублей (на 20,1 млрд. рублей меньше, чем в 2016 г.), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства, беременности и родов – 66,7 млрд. рублей (на 4,35 млрд. рублей больше, чем в 2016 г.), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 14,4 млрд. рублей (на 4,4 млрд. рублей больше, чем в 2016 г.), выплаты по временной нетрудоспособности – 70,6 млрд. рублей (на 6,7 млрд. рублей больше, чем в 2016 г.), финансирование различных мероприятий Фонда – 55 млрд. рублей (на 5 млрд. рублей больше, чем в 2016 г.).

Наибольший рост расходов наблюдается в 2015 г. Это может быть обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Кроме того, в 2015 г. существенно выросли пособия по материнству и родам.

Таким образом, приходим к выводу, что снижение доходов Фонда связано с уменьшением поступлений на социальное страхование, т.к. фонда оплаты труда сократился приблизительно на 2,5%. А рост расходов связан с ростом рождаемости, а, следовательно, и увеличением соответствующих выплат.