Файл: Финансы акционерных обществ (на примере предприятия ОАО «Сясьский ЦБК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники оборотных средств бывают собственными и заемными.

Собственные – покрывают минимальные потребности в производственных запасах, незавершенном производстве, ГП, расходов будущих периодов. Заемные – краткосрочные кредиты, с помощью которых удовлетворяется временная дополнительная потребность в оборотных средствах.

В фонды и чистые активы общества входит:

  1. Резервный фонд общества формируется путем

обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Его предназначение – это покрытие убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей;

  1. Специальный фонд акционирования работников общества . Его

средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам;

  1. Стоимость чистых активов;
  2. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года

в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

  1. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года

в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 Федерального закона «Об акционерных обществах», общество обязано принять решение о своей ликвидации. Если в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, решение об уменьшении уставного капитала общества или ликвидации общества не было принято, того акционеры, кредиторы, а также органы, уполномоченные государством, вправе требовать ликвидации общества в судебном порядке[5].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РОСТА КРУПНЫХ ФИРМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СЯСЬСКИЙ ЦБК»


Сясьский ЦБК является одним из первых целлюлозно-бумажных предприятий в стране. Именно на примере данной организации я хочу проанализировать грамотное построение финансовой деятельности, а так же умение оставаться «на плаву» в своей сфере. Для того чтоб финансовая деятельность росла вверх, необходимо и правильное построение организации в целом, начиная с кадров, заканчивая анализом внешнего рынка конкуренции.

Строительство началось в октябре 1925 года, а в 1928 году была принята в эксплуатацию первая очередь комбината в составе: древесно-подготовительного, кислотно-варочного, сушильно-бумажного цехов, ТЭС-1, и 3 ноября были выпущены первые тонны небеленой сульфитной целлюлозы.

Данная глава будет посвящена именно анализу стратегического развития такого крупного предприятия как ОАО «Сясьский ЦБК».

2.1 Общее положение и характеристика деятельности ОАО «Сясьский ЦБК»

Сясьский ЦБК является одним из первых целлюлозно-бумажных предприятий в стране. Первоначальное название содержало слова «имени Сталина».

Как я уже писала выше, строительство началось в октябре 1925 года, а в 1928 году предприятие было принято в эксплуатацию.

А 3 ноября 1928 г. были выпущены первые тонны небеленой сульфитной целлюлозы.

Одновременно с освоением мощностей велось строительство второй очереди комбината:

1932 г. вводится в строй отбельный цех,

1935 г. — сульфитно–спиртовой завод,

1952 г. — первый в стране цех по производству ванилина из отходов целлюлозного производства,

1953 г. — цех по производству древесноволокнистых плит из отходов целлюлозно–бумажного производства,

1961 г. — введен новый отбельный цех, обеспечивающий отбелку целлюлозы,

1962 г. — цех по выпуску белковых кормовых дрожжей.

Большое внимание уделяется модернизации действующего оборудования, внедрению новой техники и передовой технологии. В период с 1958 г. по 1963 г. произведена полная реконструкция древесного цеха, в 1974 г. по 198O г. в кислотно–варочном цехе введена в работу установка для механизированной приемки, разводки, хранения в жидком виде и подачи в производство кальцинированной соды.

В 1956 г. дополнительно к существующим четырем паровым котлам введен в эксплуатацию паровой котел № 5, а в 1964 г. — паровой котел № 6.


По проекту расширения и реконструкции в 1968-70 гг. введен в эксплуатацию комплекс фабрик по производству санитарно – бытовых бумаг и изделий санитарно – гигиенического назначения.

Следующим этапом развития и расширения предприятия было строительство в 1977 г. комплекса по выпуску коробочного картона.

В 1984–86 гг. проведено техническое перевооружение производства санитарно-гигиенических изделий.

В 1993-1994 г. введены в эксплуатацию варочный котел № 7 из биметалла и котел № 1 из монометалла.

В 1998-1999 г. введен в эксплуатацию газопровод, проведена газификация паровых котлов №9, №10 и №11 на ТЭС предприятия.

В 2000 г. проведена газификация парового котла №7 и водогрейного котла №1 на ТЭС.

В 2003 г. проведена газификация парового котла №8.

В июне 2003 г. пущена в работу картоно-делательная машина и освоен выпуск 2-х-слойного картона «Вайт-Топ-Лайнер» с белым покровным слоем, а также бумаги для гофрирования (флютинг).

С 2010 года идет планомерная модернизация цеха санитарно-бытовых изделий.

Основным видом деятельности ОАО «Сясьский ЦБК» является производство и реализация продукции целлюлозно-бумажного производства.

Предприятие участвует в различных выставках, где встречается с потенциальными покупателями продукции. Активно взаимодействует с иностранными компаниями в области поставок оборудования, а также сбыта продукции как промышленного, так и потребительского назначения.

Предприятие «Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат» по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом с внешним управлением и уставным капиталом согласно уставу:[6] 262 294 275 рублей, этот капитал разделен на столько же обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль, которые размещены среди присоединенных обществ. Также Общество в праве размещать обыкновенные акции на сумму 250 млн. руб., приобретение которых дает право владельцу участвовать в управлении Обществом.

На Сясьском ЦБК действует система делегирования права принятия решений на нижние уровни иерархии, но по основным вопросам, касающимся деятельности всего предприятия принятие решений осуществляется только на верхнем уровне иерархии, то есть Советом Директоров или управляющим ЦБК.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Состав совета директоров определяется решением общего собрания акционеров. Члены совета директоров избираются сроком на 1 год простым голосованием с правом переизбрания неограниченное число раз.


Организационная структура предприятия является линейно-функциональной.

Главная задача предприятия заключается в том, чтобы максимально удовлетворять постоянно растущие потребности народного хозяйства продуктах данной отрасли на базе повышения эффективности лесопромышленного производства. При этом необходимо учитывать непрерывно возрастающее значение леса как средообразующего и средорегулирующего фактора, его защитные, водоохранные, рекреационные функции, а также требования расширенного воспроизводства лесных ресурсов.

Основным видом деятельности является выпуск и реализация продукции целлюлозно-бумажного производства, а также:

  • производство и реализация целлюлозы, бумаги, картона;
  • производство и реализация тепло- и электроэнергии;
  • лечебно-профилактическая деятельность;
  • заготовка и переработка лесоматериалов;
  • погрузка, транспортировка, выгрузка грузов, прибывших ж/д

транспортом в пределах подъездных путей;

  • производство спирта этилового, дрожжей, лигносульфонатов;
  • переработка бумаги-основы и производство санитарно-гигиенических

изделий;

  • хранение, переработка и реализация нефтепродуктов.

Жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

  • получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукта;
  • передача продукта во внешнюю среду.

Получение сырья и ресурсов из внешнего окружения происходит на Сясьском ЦБК при помощи службы снабжения – отдела материально-технического снабжения. Задачей отдела является обеспечение предприятия материалами, химикатами, запасными частями, оборудованием, строительными материалами, металлопрокатом, электротехнической продукцией и инструментами.

Сясьский ЦБК работает как с российскими, так и с зарубежными поставщиками. С некоторыми из них у него сложились постоянные коммерческие отношения. Сясьский ЦБК сотрудничает также и с зарубежными партнерами из Финляндии, Швеции, Англии, Германии, Украины и Белоруссии. За рубежом Сясьский ЦБК закупает в основном сложное оборудование.

Сясьский ЦБК является одним из немногих предприятий, обладающих полным циклом, который включает в себя полную переработку сырья по цепочке: древесный баланс – целлюлоза - бумага-основа – конечная продукция. На Сясьском ЦБК полуфабрикатные производства (целлюлозное, древесномассное) объединены с бумажным и картонным производством. Обязательной составной частью целлюлозно-бумажного комбината являются производства по переработке отходов, получаемых при изготовлении основной продукции. Это объединение в промышленности называется комбинированием.


2.2 Анализ существующего стратегического планирования ОАО «Сясьский ЦБК»

На сегодняшний день, Сясьский ЦБК является одним из крупнейших производителей бумаги-основы и санитарно-гигиенических изделий из неё, а также производитель целлюлозы товарной, дрожжей кормовых, лигносульфонатов технических (жидких и порошкообразных) и других видов продукции промышленного назначения.

Торговая марка «Мягкий знак», под которой Сясьский ЦБК выпускает санитарно-гигиенические изделия (туалетная бумага, полотенца, салфетки, платочки), является, по оценкам независимых исследований, одним из самых популярных и узнаваемых брендов среди российских покупателей.

Стратегия компании состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения). Стратегию лучше всего рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы. Задача составления стратегии включает в себя разработку плана действий или намеченной стратегии и их адаптации к изменяющейся ситуации. Текущая стратегия компании составляется менеджером с учетом событий, происходящих как внутри, так и за пределами фирмы[7].

Планирование выпуска продукции осуществляется на Сясьском ЦБК на каждый месяц. Разрабатывается план выпуска конкретного наименования продукции. Затем происходит объединение в общий план производства. Исходя из плана производства и остатков готовой продукции на складах, а также заключенных договоров, составляется план реализации продукции. Поскольку Сясьский ЦБК осуществляет поставки за рубеж, то в нем указываются две цены: цена без НДС в долларах, и цена с НДС в рублях. В плане реализации также указывается сумма средств, ожидаемых к поступлению в оплату за поставленную продукцию.

В настоящее время фирма действует в направлении осуществления смешанной стратегии. Деятельность предприятия направлена на максимизацию прибыли путем сокращения издержек за счет уменьшения численности штата сотрудников, уменьшения затрат на производство конечной продукции с применением новых технологий и последующей модернизацией всего производства. В отношении реализации продукции задачей предприятия является сохранение прежних позиций на рынке и завоевание новых сегментов и рынков сбыта.