Файл: Цель и задачи налогового учета (Цель налогового учета. Объект и предмет налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. разработку алгоритма использования информации финансового учета для формирования показателей налогового учета;
  2. внесение допустимых изменений в финансовый учет (в первую очередь, за счет углубления аналитических уровней и внесение изменений в учетные регистры, используемые в финансовом учете) [10].

Другая часть учетных объектов налогового учета формируется за пределами финансового учета. Здесь основные задачи построения рациональной системы налогового учета включают:

  1. определение техники и технологии формирования информации по учетным объектам;
  2. организацию работы бухгалтерской службы по ведению налогового учета.

Их решения осложняется еще и тем, что ведение налогового учета в этой части не регламентируется учетным законодательством. Поэтому каждое предприятие самостоятельно разрабатывает технологию ведения налогового учета. Указанные выше соображения позволяют определить структуру предмета налогового учета, включая две группы учетных объектов:

  1. Учетные объекты, определяются правилами налогового законодательства, которые не отображаются в финансовом учете;
  2. Учет объекты, которые формируются в системе финансового учета. Эти объекты отличаются по технологии ведения учета и задачами, которые нужно решать в процессе построения рациональной системы налогового учета [8].

Налоговый учет можно трактовать двояко. В узком смысле это вид практической деятельности по учетному обеспечению налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС. В широком смысле это учетное обеспечение системы налогообложения, включая учет налогов, осуществляется в пределах финансового учета и учетное обеспечение налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС [9].

Действующая система налогообложения сегодня в полной мере не может обеспечить реализацию ни целей государственной политики, ни прав и целей налогоплательщиков. Целый ряд недостатков, которые были допущены при ее создании, привели к тому, что налоги не выполняют полноценно ни фискальной, ни стимулирующей функций. Сфера материального производства практически подавлена ​​налогами, ведет к сокращению налогооблагаемых оборотов, а, следовательно, к уменьшению бюджетных поступлений. В результате действующая налоговая система вместо стимулирования производства вызывает его сокращение, почти не пополняет доходную часть бюджета.

Главная проблема заключается в том, что при создании этой системы не было в полной мере учтено теоретико-практические принципы налогообложения, которые сформированы на основе международного многовекового опыта. Необходимо постоянно проверять соответствие функционирующей в Российской Федерации системы налогообложения существующим международным теоретическим принципам[13].


Собранные средства должны оставаться как можно меньше в руках собирателей. Применение первого принципа в Российской Федерации можно проанализировать на примере налогов на потребление (НДС, акцизный сбор, пошлина). Эти налоги должны влиять на все источники доходов. Но здесь следует учесть тот факт, что наибольшее бремя этих налогов ложится на конечного потребителя. Они опять же влияют не на все источники доходов одинаково, а в основном на заработную плату. Этими налогами больше сокращается платежеспособный спрос населения, а, следовательно, и объемы производства товаров народного потребления. Возникает проблема: неравномерное распределение налогов между источниками доходов. Очевидно, при разработке ставок налогообложения необходимо учитывать уровень реальных доходов населения. Нельзя забывать аксиому: с падением спроса со стороны населения угасает и производство.

Относительно современного экономического состояния, и в частности российской действительности, второй принцип требует незначительного уточнения, которое учитывалось многими теоретиками при объяснении определенности - до того, как начнется период действия того или иного налога [17].

В Российской Федерации в течение всего периода независимости время от времени вводились в действие ставки налогов «задним числом», примером может быть также введение или отмена некоторых льгот и другое. Анализ литературы свидетельствует, что имели место случаи, когда законодательные акты уже применялись на практике, а по использованию ни были сделаны и поступали к исполнителям через недели, а то и через три месяца. Все это создает нестабильность, необходимость постоянной проверки процесса, что приводит к большим трудностям в работе финансового аппарата предприятий. Плательщик должен заранее быть проинформирован о подготовке, введение в действие или изменение налогового законодательства.

Обращаясь к основам управления налогами, можно заметить, что эти принципы не всегда работают в отечественной системе налогообложения. В истории российской системы налогообложения есть такие примеры:

  1. эволюция налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий, частые изменения размеров ставок пошлины и акцизов, достаточно высокие тарифы отчислений в государственные целевые фонды социального направления;
  2. отсутствие стимулирующего влияния подоходного налога с граждан и др. [5].

Нельзя назвать простыми и доступными законодательные акты относительно этих налогов в том виде, в котором они существуют сегодня. Расчеты этих налогов затрудняют работу, как плательщиков, так и контролирующих органов.


Негативно также влияют на качество работы налогоплательщиков, а также работников налоговых служб, контролирующих правильность начисления и уплаты налогов, имеющиеся разногласия, сомнительные толкования отдельных терминов, положений, определенных в законах и подзаконных актах [16].

Одним из недостатков налоговой системы Российской Федерации, по нашему мнению, достаточно частые проверки деятельности предприятий работниками налоговых органов и других государственных структур. Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации разработана законодательная база, регламентирующая взимания налогов, и создан административные органы, которые контролируют выполнение законодательства субъектами хозяйствования, но сказать, что налоговая система является эффективной и выполняет свои функции в полном объеме, нельзя.

Чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению доходов теневой экономики и свертывания легального бизнеса, а также к сокращению налоговой базы. Важное место при этом в осуществлении оптимальной налоговой политики отводится принципу фискальной достаточности, который заключается в осуществлении налоговой политики, необходимой для обеспечения такой величины налоговых поступлений, которая оптимально желательно учитывая провозглашенную экономическую доктрину.

Налоговая ставка должна учитывать возможности налогоплательщика, то есть уровень его доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки. Платежи каждого в бюджет должны быть пропорциональны его доходам, и исключения для отдельных лиц недопустимы.

Нарушение этого принципа приведет к тому, что дополнительная налоговая нагрузка придется на законопослушных налогоплательщиков или на тех, кто имеет возможности уклоняться от налогообложения. Следует отметить, что в процессе реформирования системы налогообложения в Российской Федерации важной проблемой является не только уровень налогового бремени, но и оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов [8].

В последние годы в отечественной системе налогообложения наблюдается тенденция к увеличению доли прямых налогов, соответствует практике развитых стран. Косвенные налоги хоть и удобны для фискальных органов с позиции их взыскания, однако их уплата ложится бременем на плечи конечного потребителя. Поэтому преобладание справедливых прямых налогов позволит избежать таких негативных последствий, как упадок уровня жизни большинства населения, дальнейший спад и упадок отечественного производства, не могущего конкурировать с дешевой продукцией иностранных фирм, и тому подобное [14].


По нашему мнению, в процессе реформирования системы налогообложения в Российской Федерации необходимо коренным образом изменить отношение к местным налогам и сборам, существенно поднять их значение в формировании доходной части местных бюджетов. Наиболее существенными недостатками местного налогообложения, по нашему мнению, является незначительная фискальная роль налогов и сборов и отсутствие прав у органов местного самоуправления вводить на своей территории собственные налоги и сборы.

На местах всегда есть свои особые объекты налогообложения, которые могут ощутимо наполнить местные бюджеты, а, следовательно, дать возможность направить дополнительные средства на решение экономических и социальных проблем регионов. Как показывает анализ литературных источников, невозможно построить эффективную налоговую систему, не сформировав налогоплательщика как элемента налоговой системы, как общественный институт [14].

Для этого нужно проводить всестороннюю организационную и просветительскую работу с налогоплательщиками, урегулировать и совершенствовать информационные потоки между налогоплательщиками и органами контроля за их уплатой, а также учитывать социально-культурные и психологические особенности граждан страны, сложившиеся традиции при принятии решений в области налогообложения. Уплата налогов должна иметь обязательный характер. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть сформированы таким образом, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодны плательщику, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед бюджетом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях экономической нестабильности, существования различного рода механизмов, сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации и повышение ее эффективности должно идти по пути поиска наиболее надежных и стабильных источников уплаты налогов.

Наряду с этим, исходя из требований налоговой реформы, одним из приоритетных ее направлений должна стать реальное облегчение налогового давления на экономику с помощью расширения перечня объектов налогообложения.

На нынешнем этапе социально-экономических реформ, когда основным мотивом экономической политики становится ориентация государства на международные рынки, на оживление предпринимательства, на усиление рыночных регуляторов в стимулировании возрождения национальной экономики, назрела острая необходимость безотлагательного реформирования налоговой системы, создание целостного, согласованного, стабильного и рационального налогового законодательства. Все это и обуславливает необходимость реформирования налоговой системы и создания и принятия единого всеобъемлющего налогового закона - Налогового кодекса Российской Федерации.


Проведенное исследование позволяет предоставить следующие выводы:

Существенной проблемой современной практики ведения учета является превалирование налогового учета над бухгалтерским. Для преодоления этой негативной тенденции необходимо отработки теоретических основ эффективной организации налогового учета и его совершенствование (определение цели, сущности, задач, функций, предмета, учетных объектов).

В отличие от бухгалтерского учета, который является отдельным видом социально-экономической деятельности и наукой налоговый учет - это вид деятельности, а потому проблемным здесь есть вопрос организации, техники и технологии его ведения.

Налоговый учет - это объективная реальность. Необходимость его отделения не подлежит сомнению. Вопрос заключается в степени этого отделения.

Предпосылки возникновения налогового учета должны как объективный (несовпадение интересов государства и предприятий в процессе налогообложения, влияние налогообложения на управленческие решения по ведению и развитию бизнеса), так и субъективный характер (несовершенство системы налогообложения и действующего законодательства, регламентирующего налоговый и бухгалтерский учет).

Налоговый учет выполняет информационную, контрольную, аналитическую функцию, которые отличаются от традиционных функций бухгалтерского учета своим соотношением и наполнением.

Цель бухгалтерского и налогового учета отличается как частичное и общее. Бухгалтерский учет охватывает весь комплекс проблем, связанных с хозяйственной деятельностью, налоговый только одну сторону, а именно: взаимоотношения предприятия с государством по поводу уплаты налогов.

Объектом познавательной деятельности при ведении различных видов учета является хозяйственная деятельность. Предмет налогового учета задается нормативными документами, регламентирующими процесс начисления и уплаты налогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2:»ИКФ» «ЭКМОС»- М. 2017
  2. Годовой налоговый отчет – 2016 // СПС «Гарант». – 2016.
  3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) / Л. Л. Горшкова, Ю. К. Борисов, А. Л. Кудрявцева, Н. С. Годунова; под ред. Горшковой Л. Л. // СПС «Гарант». – 2013.
  4. Булавина Л. Н., Кулиш Н. В., Костюкова Е. И., Ревегук О. А. Финансовые результаты. Бухгалтерский и налоговый учет; Финансы и статистика - , 2013. - 320 c.
  5. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль; Амалфея - Москва, 2012. - 728 c.
  6. Бухгалтерский учет. Сборник задач: Уч.пос. / Е.А.Кыштымова - М.:ИД ФОРУМ:НИЦ ИНФРА-М,2013 -208с.(ВО)
  7. Бухгалтерский учет: Уч. / Н.П. Кондраков - 4 изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 681 с.
  8. Бухгалтерский учет: Уч. / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 717 с.
  9. Бухгалтерский финансовый учет: Уч. пос./ Ю.А.Бабаев - 2 изд. М.: ИД РИОР, 2013- 170 с.
  10. Касьянова Г. Ю. Учет - 2013: бухгалтерский и налоговый; АБАК - Москва, 2013. - 880 c.
  11. Крутякова Т. Л. Бухгалтерский и налоговый учет; АйСи Групп - Москва, 2012. - 224 c.
  12. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету : учеб. пособие для вузов / У.Ю. Блинова, Е.Н. Апанасенко. - Изд. 2-е. – 2013
  13. Налоги и налогообложение в РФ : Уч.пос. / А.З.Дадашев - М.: Вуз. уч.: НИЦ Инфра-М, 2013 - 240 с.
  14. Налоги и налогообложение. Практикум: Уч. пос./О.И.Базилевич - М.: Вузов. учеб.: ИНФРА-М, 2013-285с.
  15. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Уч. пос./М.Я.Погорелова - РИОР: Инфра-М, 2013-208с.(ВО) 2013 5
  16. Налоговый учет и отчетность : учеб. пособие / сост.: Н. В. Сви- ридова, Ф. К. Туктарова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2011. – 187 с.
  17. Томшинская И. Бухгалтерский и налоговый учет в коммерческих организациях. Стандарт Третьего поколения; Питер - Москва, 2012. - 336 c.
  18. Уткина С. А. Расходы организации. Бухгалтерский и налоговый учет; Московская Финансово-Промышленная Академия - Москва, 2011. - 232c.
  19. Шахбанов Р. Б. Налоговый учет; Феникс - Москва, 2011. - 288 c.