Файл: Цель и задачи налогового учета (Цель налогового учета. Объект и предмет налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С развитием рыночных отношений учет в системе налогообложения становится одним из основных видов учета в государстве. Необходимость его организации обусловлена ​​обеспечением условий для проведения государственного контроля за соблюдением налогового законодательства субъектами хозяйствования.

Учет в системе налогообложения - это система сбора, накопления, обработки и обобщения информации для определения и уплаты налоговых платежей субъектами хозяйствования в соответствии с требованиями налогового законодательства. Это такая учетная система, основанная на данных бухгалтерского учета и правилах налогового законодательства, и обеспечивает информационные потребности пользователей о начислении и уплате налогов и сборов (обязательных платежей). На основе данных учета, который построен на сплошном и непрерывном фиксировании хозяйственных процессов налогоплательщика, составляется налоговая отчетность.

Нарушения в ведении учета в системе налогообложения влекут за собой неправильное определение размеров начисленных налоговых платежей, их неполную или несвоевременную уплату в бюджет, финансовые санкции. От создания эффективной системы учета в целях налогообложения на уровне предприятия зависит как качество учетной информации, поступающей в государственные налоговые органы, так и улучшения финансового состояния самого предприятия, поскольку правильная организация учета позволит избежать финансовых санкций со стороны государственных фискальных органов и оптимизировать налоговые платежи.

Отдельные вопросы налогового учета исследованы в трудах ряда отечественных ученых: А.Г. Басангова, Н.В. Бухадеевой, Н.В. Воскресенской, А.П. Гофтман, Т.Н. Гущиной, Е.Г. Дедковой, Е.Ю. Золочевской, И.А. Ивановой, Т.И. Криштапевой, Т.В. Куликовой, Л.Ю. Ларичева, П.В. Малахова, Е.В. Чипуренко и др.

Цель курсовой работы – определить цель и задачи налогового учета.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие налогов;
  • Описать цель налогового учета;
  • Охарактеризовать задачи налогового учета;
  • Проанализировать объект и предмет налогового учета.

Объектом курсовой работы является налоговый учёт. Предметом – выявление целей и задач налогового учёта.

При написании курсовой работы были использованы различные методы, такие как анализ библиографических источников, систематизация данных, выборка необходимой информации и другие методы.


Методологической основой при написании курсовой работы явились труды отечественных специалистов в области бухгалтерского и налогового учёта предприятия, а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации в данной сфере деятельности. Полный перечень библиографических источников приведён в конце работы.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Цель и функции налогового учета

1.1. Понятие налогов

Налог - универсальная исходная категория, выражающая основные существенные черты и свойства финансов в любой экономической системе рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится ведущей. Анализ налогов как исходной категории, в которой просматриваются основные существенные черты и свойства финансов, дает правильный ориентир для рассмотрения различных финансовых понятий и категорий в строгом соответствии с процессом экономического развития [3].

Налоги не единственная форма аккумуляции денежных средств бюджетом и другими государственными фондами. Существуют еще обязательные платежи, которым присущи черты налогов:

  1. налоговые платежи: плата за воду, землю - сборы, которые взимается с плательщиков при конкретном эквивалентном обмене между государством и плательщиком;
  2. отчисления, взносы - сборы с юридических и физических лиц, которым присущи признаки целевого назначения [8].

Основными характерными особенностями налога по сравнению с обязательными платежами является то, что он:

  1. Справляется на условиях необратимости. Возврат налога возможно только в случае его переплаты или тогда, когда законодательством предусмотрены льготы по данному налогу;
  2. Имеет односторонний характер установки. Поскольку налог уплачивается с целью покрытия общественных потребностей, которые в основном отделены от индивидуальных потребностей конкретного плательщика, то он индивидуально бесповоротный. Уплата налога не порождает встречного обязательства государства совершать любые действия в пользу конкретного плательщика;
  3. Может быть оплачен только в бюджет, а не к другому денежного централизованного или децентрализованного фонда;
  4. Не имеет целевого назначения;
  5. Является исключительно атрибутом государства и базируется на актах высшей юридической силы [5].

Итак, налоги - это обязательные платежи, которые законодательно устанавливаются государством, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в процессе перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и аккумулируются в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на нее функций.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Исходя из сущности налога как категорийного понятия, можно определить две функции данной категории: фискальную и распределительно-регулирующую [12].

Сначала налоги во всех государствах вводились с целью выполнения фискальной функции, то есть обеспечение государства источниками денежных средств для финансирования государственных расходов. Позже государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регулирования социально-экономических процессов, и налоги стали выполнять регулирующую функцию, то есть влиять на восстановление, и способствовать решению различных социальных задач [14].

Суть фискальной функции заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Налоги выступают основным (важнейшим) источником доходов бюджетов разных уровней. Объективное существование налогов как основного источника доходов предусматривает:

  1. поступления их равномерно в календарном разрезе;
  2. стабильность поступления;
  3. налоги должны равномерно поступать по всем территориальным уровням [8].

Что касается интерпретации фискальной функции, то в современной финансовой литературе наблюдается использование смешанной марксистской и немарксистской научной терминологии. Так, одна группа ученых и практиков считает, что налоги аккумулируют в бюджетных фондах государства часть созданного национального дохода (стоимости необходимого и прибавочного продукта) [13]. Вторая уже применяет понятийный аппарат западной экономической науки, где налоги выступают частью стоимости ВВП или ВНП, а третья комбинирует оба подхода. Такую несколько запутанную ситуацию в науке в переходный период мы расцениваем как объективно неизбежной. Ведь финансовая наука также переживает трансформацию. Так или иначе, государство, являясь участником распределительных процессов, принудительно отчуждает в виде налоговых изъятий часть стоимости созданных в обществе благ (продукта) для формирования своей казны, что доказывает тесную взаимосвязь между функциями [12].


Распределительно-регулирующая функция состоит в том, что с помощью налогов происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта между государством и его субъектами и через элементы налога (объект, субъект налогообложения, ставка налога, налоговые льготы и т.д.) государство в состоянии регулировать стоимостные пропорции такого распределения. Изменяя пропорции функционирования ресурсов в экономике, налогообложения существенно влияет на процесс производства, накопления капитала, инвестирование, платежеспособный спрос и предложение. Благодаря налогам государство получает возможность регулировать различные аспекты социально-экономической жизни на макроуровне, а на микро- уровне - влиять на конкретное поведение налогоплательщика. Так, манипулируя пропорциями и режимами изъятия у субъектов хозяйствования или домохозяйств доли их доходов, налог может в соответствии менять направления их деятельности [14].

Сегодня, наряду с перечисленными функциями, в Российской Федерации выделяют стимулирующую функцию налогов. Однако, мы считаем, что налоговое стимулирование - один из следственных эффектов распределительно-регулирующего воздействия налогов на экономическую деятельность, а потому стимулирующее действие налогообложения следует рассматривать как подфункцию регулирующей функции [18].

По выяснению сущности налогов и единства их функций следует важный в теоретическом плане вывод о том, что специфическое общественное назначение налогов находит свое выражение не в существовании каждой функции отдельно, а только в их единстве.

Каждый вид налогов имеет свои специфические черты и функциональное назначение и занимает отдельное место в налоговой системе.

Налоги можно классифицировать по определенным признакам:

  1. по экономическому признаку объекта налогообложения:
  • Налоги на доходы и прибыль;
  • Налоги на потребление;
  • Налоги на имущество;
  1. по экономическому содержанию (по форме взаимоотношений плательщика и государства):
  • Прямые налоги;
  • Косвенные налоги;
  1. по признаку органов государственной власти, которые их устанавливают:
  • Общегосударственные налоги;
  • Местные налоги и сборы;
  1. по форме взыскания:
  • Раскладные (раскладочные) налоги;
  • Квотарные (окладные, долевые, количественные) налоги.
  1. по способу зачисления налоговых поступлений:
  • Закреплены;
  • Регулирующие;

  1. по отношению к плательщику:
  • Налоги с юридических лиц (налог на прибыль, коммунальный налог);
  • Налоги с физических лиц (подоходный налог);
  • Смешанные (плата за землю, налог с владельцев транспортных средств) [6].

Обобщая изложенное выше, можно предложить ряд принципов, характеризующих налоговую систему, а именно: экономической эффективности, равного налогового бремени, социальной справедливости, стабильности и гибкости.

Принцип экономической эффективности можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, происходит выполнение фискальной функции налогов. Рассматривая соблюдения этого принципа в аспекте опосредованного налогообложения, следует отметить, что именно косвенные налоги являются главными наполнителями бюджета и имеют преимущественно фискальную направленность, обеспечивают скорость, полноту и регулярность поступлений от этих платежей; «Они являются надежной и легко контролируемой доходной базой бюджета» [12]. Соблюдение этого принципа позволит минимизировать возможность уклонения от уплаты налогов, в зависимости от конкретного вида платежа. Неуплата косвенных налогов объясняется тем, что товары и услуги, в цене которых доля соответствующего платежа государству, не потребляемые. Прозрачность механизма определения налоговых обязательств косвенных налогов это подтверждает. Однако предотвратить неуплате прямых налогов сложно, поскольку механизм их исчисления труднее проследить и проконтролировать. С другой стороны, принцип экономической эффективности тесно связан с выполнением налогами регулирующей функции. С помощью этих финансовых инструментов осуществляется формирование конкурентной среды, внедрение прогрессивных технологий.

Равнонапряженность налогового бремени между налогоплательщиками должна обеспечиваться прогрессивным характером, то есть размер уплаченного налога должен прямо пропорционально зависеть от размера полученного дохода. «Чем меньше доход, тем большую его часть уходит косвенные налоги» [4].

Главным недостатком косвенных налогов, в противовес прямым, является именно регрессивность этих платежей. Ровно налогового бремени можно достичь только с помощью дифференциации ставок косвенных налогов, а именно освобождение от дискриминации в порядке уплаты и размера налога [9].

Основой реализации принципа социальной справедливости является ориентация на налогоплательщиков, поскольку показателем измерения справедливости является уровень материального благосостояния граждан. Только на этом должно базироваться постепенное установление оптимальной структуры налоговой системы, максимально удовлетворять всех участников налоговых отношений.