Файл: Нематериальные блага и их защита (Отдельные виды нематериальных благ и способы их защиты).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Во-вторых, это правовые нормы, определяющие границы применения опасных для жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы. Речь идет, в частности, о таких законах и иных нормативных правовых актах, как Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон о милиции, Закон об оружии, Закон об оперативно-розыскной деятельности, Правила дорожного движения и ряд других.
К третьей группе относятся меры ответственности, установленные за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Наибольшее число этих мер закреплено в Уголовном Кодексе РФ, нормы которого предусматривают ответственность за убийство, причинение опасных для жизни телесных повреждений, оставление в опасности, а также за преступления, посягающие на жизнь не конкретных граждан, а населения страны, региона, местности.
Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи людей. Серьезной гарантией права на жизнь служит обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве, в результате которых в России ежегодно гибнет большое количество людей. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. Меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь.
С правом на жизнь тесно связано понятие смертной казни.
Статьей 20 ч. 2 Конституции РФ устанавливается, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Следует подчеркнуть, что эти положения полностью соответствуют нормам международного права, регулирующим вопросы смертной казни.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ признал, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может, независимо от того, рассматривается ли дело судьей единолично, судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей. Сохранение возможности применять смертную казнь в случаях, когда уголовное дело рассматривается судом присяжных, и исключение такой возможности при рассмотрении дела иным составом суда означало бы, по мнению Суда, нарушение принципа равенства всех перед законом и судом.
Таким образом, Конституционный Суд фактически ввел запрет на применение смертной казни вплоть до того момента, когда на всей территории Российской Федерации лицам, обвиняемым в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде смертной казни, будет обеспечено право на рассмотрение их дела судом присяжных.
Кроме того, вступив в феврале 1996 г. в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до принятия такого законодательного решения воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров. 16 апреля 1997 г. Россия подписала протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни и, тем самым, приняла на себя еще одно обязательство, вытекающее из ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров, - не совершать действий, могущих лишить подписанный договор его объекта и цели, т.е. не только не исполнять, но и не назначать смертную казнь.
В результате в настоящее время в Российской Федерации действуют два моратория на применение смертной казни, введенные Президентом и Конституционным Судом. Дальнейшее развитие в этом направлении предполагает принятие парламентом Российской Федерации — Федеральным Собранием — закона о ратификации Протокола № 6, проект которого был подготовлен, но отклонен в 1999 г. нижней палатой парламента, а также внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ, с тем, чтобы уже неприменяемая судами смертная казнь — как альтернативная мера наказания ,наряду с предусмотренными за те же деяния иными санкциями — была исключена из текста закона. Этим, безусловно, была бы поставлена точка в окончательном оформлении Россией отмены смертной казни. При принятии Федерального Закона РФ от 08.12.2003 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ряде статей санкция в виде смертной казни осталась (например: ч. 2 ст. 105, ст.ст. 277, 295, 317, 357 УК РФ). Кроме того, в июле 2004 года Государственной Думой принят закон об ужесточении наказания за некоторые виды преступлений, в соответствии с которым в ряд статей внесены изменения и в качестве высшей меры указана смертная казнь.
2.3. Здоровье
Право человека на здоровье по своему содержанию также, несомненно, является одним из неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.
В российском законодательстве до настоящего времени отсутствует определение здоровья, доктринальные воззрения по этому вопросу достаточно противоречивы и неопределенны. Всемирная организация здравоохранения, например, определяет здоровье как «состояние полного социального, психического и физического благополучия». Ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан определяет охрану здоровья граждан как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Из этого определения вытекает следующее определение понятия здоровья человека применительно к российскому законодательству: «здоровье человека - это состояние его полного физического и психического благополучия». Соответственно, повреждением здоровья должно признаваться действие или бездействие, влекущее утрату человеком полного физического или психического благополучия. Право человека на здоровье конструируется, как его личное неимущественное право находиться в состоянии полного физического и психического благополучия. Оно имеет абсолютный характер, так как ему соответствует обязанность всех остальных членов общества воздерживаться от действий, нарушающих это право.
Право граждан РФ на здоровье закрепляется как в ст. 41 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на охрану здоровья и гарантирующей, таким образом, право каждого на здоровье, так и в п. 1 ст. 150 ГК РФ, где жизнь и здоровье входят в перечень принадлежащих гражданину от рождения нематериальных благ. Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья. Право человека на охрану здоровья является по своему содержанию самостоятельным личным неимущественным правом, тесно связанным с правом на здоровье. Реализация права на здоровье обеспечивается различными отраслями права.
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.
Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2.4. Имя
Под именем в широком смысле понимается собственное имя гражданина, его отчество и фамилия. М.Н. Малеина полагает, что компонентом имени должна стать подпись, которая выбирается гражданином самостоятельно и фиксируется в паспорте при выдаче. Иногда употребление имени в обязательном порядке должно сопровождаться подписью (например, письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими). Предполагается, что в будущем электронно-цифровая подпись также должна стать компонентом имени.
В юридической литературе существует точка зрения, что право на имя не подлежит гражданско-правовому регулированию, поскольку отсутствуют условия равенства и независимости сторон и неприменимы гражданско-правовые способы защиты права на имя, а если к ним и прибегают, то фактически они направлены на защиту иного интереса, чем охрана имени.
Более правильна другая точка зрения, согласно которой право на имя относится к субъективным гражданским правам и оценивается как существенное, изначальное и наиболее индивидуальное.
Позитивное содержание личного неимущественного права на имя составляют правомочие по владению, пользованию и распоряжению именем.
Современное российское законодательство иногда предусматривает право лица скрыть свое имя. Прежде всего, это относится к актам, устанавливающим тайное голосование на выборах. Кроме того, гражданин может анонимно пройти добровольное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции. Законодательством также предусмотрено, что свидетель по уголовному делу, в целях защиты последнего, может давать показания анонимно. Такой прецедент был проведен в г. Клинцы Брянской области, когда суду стороной обвинения был представлен «секретный свидетель», данные которого находились в запечатанном конверте. В России это первый подобный случай, первый шаг. Однако за рубежом этой возможностью пользуются давно и успешно. Кроме того, в ряде стран предусмотрено в этих же целях перемена ряда данных свидетеля, в том числе и имени.
Наряду с гражданским именем может существовать псевдоним (вымышленное имя). Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ гражданин может использовать псевдоним в случаях и порядке, предусмотренных законом, например, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В юридической литературе освещались разные способы приобретения псевдонима: при однократном употреблении; в случае длительного употребления; путем регистрации. Заслуживает поддержки утверждение, что права на псевдоним возникает с момента первого его использования. Ранее предлагалось считать неправомерным указание в сочетании с псевдонимом ученой степени или почетного звания гражданина, так как они присваиваются лицам с определенными фамилиями. Думается, что такое положение должно быть закреплено в законе и после этого будет рассматриваться как один из пределов осуществления правомочия на псевдоним.
Гражданин может разрешить (или запретить) использование своего имени другими лицами безвозмездно или за плату. Разрешение может быть дано для наименования общества с ограниченной ответственностью, для обозначения товаров, промышленной продукции.
Перемена имени определяется главой 7 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Перемена имени не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя (п. 2 ст. 19 ГК РФ). Такая новелла в Гражданском кодексе РФ способствует укреплению стабильного статуса физического лица и гарантирует практическое осуществление правомочия на перемену имени.
Нарушение правомочия пользования именем может заключаться в неупоминании имени либо одного из компонентов имени; в умышленном или неосторожном искажении имени третьими лицами, в использовании чужого имени без согласия его носителя; в принуждении к перемене имени и в необоснованном отказе изменить имя. Таким образом, то, чье законно носимое имя оспаривается другим лицом, может требовать признать его права на имя. Тот, чье имя противоправно используется другим лицом, имеет право требовать прекращения пользования его именем. Тот, кому необоснованно отказывают в перемене имени или принуждают к перемене имени, вправе оспаривать такие действия. Помимо указанных мер в случае нарушения права на имя могут быть предъявлены требования: об опубликовании опровержения о нарушении имени; о возмещении причиненного имущественного ущерба или компенсации морального вреда, о защите чести и достоинства; об уничтожении продукции, товаров, где было использовано чужое имя.