Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение (Понятие и принципы формирования учетной политики предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятие активно в поиске новых хозяйственных связей, расширяет географию рынка сбыта.

Наиболее полной характеристики ООО «Уралтехстандарт» целесообразно проанализировать его технико-экономические показатели, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные технико-экономические показатели ООО «Уралтехстандарт»

Показатели

31.12.2014

31.12.2015

31.12.2016

Откл-е (+,-) 2016 г. от 2015 г.

Темп роста %, 2016 г. к 2015 г.

Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс.руб.

834 239

921 265

856 161

-65 104

92,93

Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

588 834

672 306

594 714

-77 592

88,46

Прибыль от продаж, тыс. руб.

123 627

130 835

151 753

20 918

115,99

Чистая прибыль отчетного периода, тыс. руб.

65 675

51 866

91 740

39 874

176,88

С каждым годом наблюдается рост выручки предприятия. В 2016 г. выручка находилась на уровне 856 161 тыс. руб., что на 7 % меньше, чем в 2015 г, что связано со снижением объемов отпуска продукции.

В связи со снижением объема производства себестоимость продукции за 2016 г. снизилась на 12,5 % и составила на конец 2016 г. 594 714 тыс. руб.

В связи с таким снижением себестоимости продукции прибыль от продаж возросла почти на 15,99 % или на 20 918 тыс.руб. и составила 151 753 тыс.руб.

Чистая прибыль за 2016 г. возросла на 76,88 % или на 39 874 тыс.руб. и составила 91 740 тыс.руб., что является положительной тенденцией для предприятия.

Итак, можно сделать вывод, что за 2016 г. произошло улучшение деятельности предприятия, однако производительность и фондовооруженность снизились. Для оценки учетной политики ООО «Уралтехстандарт» необходимо рассмотреть общую организационную структуру бухгалтерского учета, приведенную в таблице 3.

Таблица 3 - Общая организационная структура бухгалтерского учета

Элемент организации бухгалтерского учета

Фактически в ООО «Уралтехстандарт»

Состав бухгалтерии и структурная схема в бухгалтерии

В состав бухгалтерии входит 3 человека: гл. бухгалтер, зам.гл.бухгалтера, бухгалтер-кассир

Наличие учетной политики

Приказ об учетной политике предприятия от 29.12.2016 г. №91-П

Наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия

Перечень обязанностей работников бухгалтерии и их полномочия отражены в должностных инструкциях

Наличие рабочего плана счетов и его особенности

Утвержденный рабочий план счетов как приложение к Приказу об учетной политике

Форма бухгалтерского учета

Журнально-ордерная

Применение в учете и управлении компьютерных программ

1:С Бухгалтерия

Наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением

Утвержденная внутренняя отчетность предприятия отсутствует

Наличие форм первичной учетной документации отличных от типовых

Формы первичной документации типовые


Учетная политика на «Уралтехстандарт» сформирована исходя из свободы выбора тех или иных способов ведения бухгалтерского учета, предоставляемой Российским законодательством, и проводится в жизнь на основании соответствующего приказа, изданного руководителем предприятия и обязательного к выполнению всеми его структурными подразделениями.

2.2. Организация бухгалтерского учета внеоборотных

активов и обязательств

Ведение бухгалтерского учета осуществляет главный бухгалтер, который непосредственно подчиняется генеральному директору.

Оформление учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, осуществление контроля за движением имущества и выполнением обязательств исполняет главный бухгалтер ООО «Уралтехстандарт».

Система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет ООО «Уралтехстандарт» ведется в журнально-ордерной форме.

Технология обработки учетной информации проводится с применением компьютерной техники, с помощью программы 1С: Бухгалтерия.

Имущество организации, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете оцениваются в рублях и копейках.

Внеоборотные активы представляют собой то имущество организации, которое она использует в процессе своей деятельности для получения дохода в течение длительного (более года) периода времени.

ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, в их составе выделяет 4 основных вида имущества:

  • НМА;
  • ОС;
  • доходные вложения в материальные ценности;
  • финансовые вложения.

К тем видам имущества, которых касается вопрос учета вложений во внеоборотные активы, инструкция к Плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, относит первые три:

  • НМА — счет 04;
  • ОС — счет 01;
  • доходные вложения — счет 03.

Особенностью большей части этого имущества является постепенное (в течение устанавливаемого для каждого объекта периода полезного использования) списание его стоимости на затраты (начисление амортизации). С учетом того, что срок использования длительный (до нескольких лет), особое значение приобретает правильность определения стоимости этого имущества при вводе его в эксплуатацию.


Учет вложений во внеоборотные активы заключается в формировании стоимости объектов, которые в дальнейшем будут приняты в состав внеоборотных активов, и происходит на отдельном счете бухучета (счет 08). К этому счету открывают необходимое количество субсчетов, выделяемых, в первую очередь, по видам имущества:

  • ОС;
  • НМА;
  • НИОКР;
  • освоение природных ресурсов;
  • создание (увеличение) стада в животноводстве.

Дополнительно субсчета дробят по способам поступления имущества каждого вида, а внутри субсчетов учет осуществляют пообъектно.

В стоимость каждого объекта включают все затраты, связанные с его поступлением в организацию. При этом раздельно ведут бухгалтерский и налоговый учет вложений. К их формированию надо отнестись особенно внимательно, т.к. не все затраты можно учесть в стоимости внеоборотных активов одинаково.

Вопрос включения в складывающуюся стоимость актива общехозяйственных расходов определяет принятая в организации учетная политика. При применении способа «директ-костинг» они в эту стоимость не входят. В случае использования метода включения общехозяйственных расходов в себестоимость продукции часть их попадет и в стоимость создаваемых объектов внеоборотных активов. Далее для простоты изложения в стоимости создаваемого объекта общехозяйственные расходы мы учитывать не будем.

Вспомогательным счетом учета вложений во внеоборотные активы служит счет 07. На него попадает готовое к использованию оборудование, которое нельзя начать эксплуатировать без проведения дополнительных работ по монтажу: устройству фундамента, установке или подключению к существующему технологическому оборудованию.

Актив числится на счете 08 до наступления момента полной готовности его к эксплуатации. К определению его также нужно отнестись со вниманием, т.к. нахождение на этом счете предполагает неготовность объекта к использованию и, следовательно, позволяет не начислять амортизацию по нему и не уплачивать налог на имущество от недвижимости. Искусственное затягивание сроков нахождения объектов, готовых к эксплуатации, на счете 08 приведет к спорам с ИФНС. При этом надо иметь в виду, что используемые в процессе создания затраты по освоению природных ресурсов, несмотря на факт их учета на счете 08, могут амортизироваться.

Поступающие внеоборотные активы организация может:

  • купить готовыми, не нуждающимися в дополнительных вложениях в них;
  • получить без оплаты в результате дарения или находки;
  • получить в качестве взноса в УК;
  • построить (создать) самостоятельно (хозспособом);
  • создать (построить) с привлечением для этого сторонней организации (подрядным способом);
  • создать (построить) смешанным способом: часть купить или привлечь для работ стороннюю (подрядную) организацию, а остальное выполнить своими силами (хозспособом).

Но даже в случае приобретения полностью готового объекта могут возникнуть дополнительные затраты, которые нужно включить в его стоимость.

Если операция поступления сопровождается НДС, то в зависимости от того, работает ли получатель с ним, возможны такие ситуации учета этого налога:

  • его выделяют на счет 19, если получатель работает с НДС, и в документах на поступление этот налог обозначен;
  • его не выделяют, если получатель работает с НДС, но в документах на поступление этот налог отсутствует;
  • его включают в стоимость, если получатель работает без НДС; исключением здесь будет операция поступления вклада, внесенного имуществом в УК; налог, выделенный в документах на передачу, получатель, работающий без НДС, не сможет ни учесть в стоимости имущества, ни принять к вычету.

Процесс покупки полностью готового к использованию имущества фиксируют проводкой Дт 08 – Кт 60.

К стоимости приобретения могут добавиться расходы, связанные с покупкой и осуществленные своими или чужими силами:

  • на командировку, связанную с выбором объекта (Дт 08 – Кт 71 и Дт 08 – Кт 69, 70);
  • на доставку и погрузку-разгрузку, выполненные своими силами (Дт 08 – Кт 23 или Дт 08 – Кт 69,70 и Дт 08 – Кт 10);
  • на доставку, погрузку-разгрузку, хранение, таможенное оформление, выполненные сторонними лицами (Дт 08 – Кт 60,76).

Для проводок по неоплачиваемому поступлению возможны 2 варианта:

  • Дт 08 – Кт 76, если объект подарен, и известно, кто даритель;
  • Дт 08 – Кт 98, если объект найдет (при инвентаризации).

Оценка безвозмездно полученного имущества происходит по рыночной стоимости. Конечная величина затрат на него может также быть увеличена за счет дополнительных расходов, например, на ремонт, осуществленный одним из способов:

  • посторонним лицом (Дт 08 – Кт 60,76);
  • своими силами (Дт 08 – Кт 23 или Дт 08 – Кт 69,70 и Дт 08 – Кт 10).

Объект, внесенный как вклад в УК, учитывают проводкой Дт 08 – Кт 75 по оговоренной между учредителями стоимости. По нему тоже могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с доставкой, погрузкой-разгрузкой, ремонтом, которые в зависимости от того, кем они выполнены, будут учтены в корреспонденции с соответствующими счетами по аналогии с вышеприведенными проводками.

Актив, в отношении которого закончены вложения в его стоимость, чаще всего выбывает со счета 08 путем ввода его в эксплуатацию. В зависимости от вида образованного имущества (ОС или НМА) это фиксируется проводкой Дт 01, 03 – Кт 08 или Дт 04 – Кт 08. Приобретенные объекты, не требующие доработки, принимают в эксплуатацию сразу после получения, а требующие проведения дополнительных работ и создаваемые одним из существующих способов или реконструируемые (модернизируемые), — после завершения всех работ и составления акта ввода в эксплуатацию или приемки из реконструкции (модернизации). По этим причинам приобретаемые активы в остатках по счету 08 почти не встречаются, а создаваемые, особенно в течение продолжительного периода, в этих остатках обычно присутствуют.


Вместе с тем могут возникать и иные операции выбытия:

  • Дт 91 – Кт 08 — при списании не имеющих результата НИОКР или вклада в освоение природных ресурсов, а также иных незавершенных вложений, дальнейшее освоение которых нецелесообразно;
  • Дт 90, 91 – Кт 08 — при продаже незаконченных вложений;
  • Дт 99 – Кт 08 — при потерях, произошедших в чрезвычайных ситуациях;
  • Дт 94 – Кт 08 — при выявлении виновников ущерба, причиненного объектам незаконченных вложений;
  • Дт 79 – Кт 08 — при передаче неоконченных вложений в иные подразделения одного и того же лица.

Выделенный на счет 19 НДС принимают в вычеты. В течение достаточно долгого времени Минфин и ФНС придерживались таких точек зрения на момент осуществления вычета:

  • по оборудованию, учтенному на счете 07, вычет возможен сразу (письмо Минфина РФ от 23.07.2012 № 03-07-08/211);
  • по выполненным подрядным работам и купленному объекту незавершенного строительства, принятым на учет на счет 08, также можно сделать вычет сразу (письма Минфина РФ от 16.07.2012 № 03-07-11/185, ФНС РФ от 12.07.2017 № ЕД-4-3/11248@);
  • по приобретенным ОС вычет становится возможным только после ввода их в эксплуатацию, т.е. после учета на счете 01, а не на момент отражения на счете 08 (письмо Минфина РФ от 24.01.2014 № 03-07-11/19); эта точка зрения постоянно опровергалась судами (определение ВАС РФ от 17.03.2008 № 2862/08, постановление ФАС Московского округа от 31.08.2012 № А41-15463/11), и если по объектам, не требующим доработки, этот вопрос не был принципиальным, то в отношении имущества, которое нужно доводить до состояния пригодности к использованию, причем в течение продолжительного времени, это обстоятельство оказывалось достаточно существенным;
  • по приобретенному (переход права собственности произошел, и имущество отражено в учете) ОС, находящемуся в пути, вычет невозможен до его фактического получения (письмо Минфина РФ от 26.09.2008 № 03-07-11/318); с такой позицией суды также не соглашались (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 № А27-3324/2010).

Разногласия по двум последним пунктам можно считать снятыми последним письмом Минфина РФ от 20.11.2016 № 03-07-РЗ/67429, в котором указывается, что вычет для приобретенного объекта, в том числе требующего доработки, возможен после принятия его к учету на счете 08. Письмо также обращает внимание на появившуюся с 2016 года возможность заявления вычета на протяжении 3-х лет с момента начала учета объекта у налогоплательщика (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

При возвращении продавцу бракованного оборудования, НДС по которому уже был принят к вычету, обязанности восстанавливать налог не возникает в связи с тем, что такой случай отсутствует в перечне, приведенном в п. 3 ст. 170 НК РФ. Но операция возврата расценивается как реализация (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), при которой оформляют счет-фактуру и, соответственно, начисляют налог к уплате.