Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Правовое обеспечение деятельности налоговых органов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем следует отметить, что многочисленные пробелы и противоречия в налоговом законодательстве приводили на практике к неоправданному расширению дискреционных (осуществляемых по своему усмотрению) полномочий налоговых органов как способу восполнения (компенсации) механизмов правового регулирования.

Налоговая система России сложившаяся в 1991-1992 г., в период кардинальных экономических преобразований, перехода к рыночным отношениям, отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, в сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на её становление. Существовавшая налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран, благодаря чему она по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Однако основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью, а формировались с учетом национальной специфики. В процесс становления новой налоговой системы законодателем не было сформировано ни одного налогово-правового принципа, не был четко выработан налогово-терминологический инструментарий, что в дальнейшем негативно сказалось на становлении всей финансовой системе России, а также на развитии налоговой политике в стране.

Существенным недостатком налоговой системы России признавалось её нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимались или изменялись в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникших отношений приводило к тому, что существующая ниша заполнялась различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой. Права налогоплательщиков, а также способы их защиты ограничивались несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий со стороны налоговых служб и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходили по объему их права.

Особенностью данной налоговой системы необходимо назвать и жестокость. Привлечение к ответственности не учитывало требование обоснованности, виновности, справедливости. Ответственность государства перед налогоплательщиком практически отсутствовала, и существовала лишь в декларативном состоянии. С другой стороны, повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.


Все это говорило о необходимости качественного реформирования сложившейся налоговой системы.

Передача всех новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Таблица 1.1. Структура и функции органов исполнительной власти и управления

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России)

преобразовано в Федеральную налоговую службу

(ФНС России). переданы функции:

Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере переданы ФНС России.

Функции по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Минфину России

с 09.04.2004 по 11.03.2004 МНС России являлось уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам

25.12.1998 Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России)

с 07.05.1998 функции упраздненной Госкомалкогольмонополия России по обеспечению монополии на алкогольную продукцию переданы Государственной налоговой службе Российской Федерации (Госналогслужба России).

На Госналогслужбу России возложены:

- осуществление функций государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам государственной политики в области производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

- функциональное регулирование в данной сфере деятельности, включая лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, а также государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Госналогслужба России является правопреемником

в отношении функций, прав и обязанностей упраздненной ГоскомалкогольмонополииРоссии

06.09.1996 Федеральная налоговая служба России переименована в ГосналогслужбуРоссии

30.02.1992 Госналогслужба России реорганизована в Федеральную налоговую службу России

21.11.1991 образована Государственная налоговая служба Российской Федерации (Госналогслужба России)


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

2.1. Правовое обеспечение деятельности налоговых органов

Налоговые органы в России были созданы в 1991 году. В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ (НК РФ), Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. от 27 июля 2008 г.), и другими федеральными законами, иными законодательными актами РФ.

Кроме того, функции и полномочия налоговых органов определены в положении о данной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ то 30 сентября 2006 года № 506 (действующий в редакции от 10 августа 2008 г.) и в Указе Президента РФ от 15 марта 2007 г. №295 "Вопросы Федеральной налоговой службы", а также в нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в ней отмечается, что система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным законом (ст.75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Так же в Конституции РФ определены субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении. Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.


Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Налоговый Кодекс РФ состоит из двух частей - общей и специальной. В общей части, которую называют частью первой НК РФ, вступившей в силу 1 января 1999 г. определены: виды налогов и сборов, взимаемых РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, реализуемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

В основе Налогового кодекса лежит принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками.

Правовые основы деятельности ФНС не исчерпываются названными актами. Их перечень содержит сотни наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни общества. Важно при этом, чтобы налоговое законодательство способствовало не только полному и своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей, но и преодолению кризисных явлений на пути перехода к рыночной экономике.

2.2 Система, структура и функции налоговых органов

В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.


За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);

Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. - по настоящее время).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России (рис. 1).

В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении о Федеральной налоговой службе.

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В пределах компетенции налоговых органов на ФНС России также возложены функции агента валютного контроля.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

  • осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.